Главная причина конфликта между странами состоит в том, что у афганских и пакистанских исламистов общая идеология, и первые не желают отмежеваться от последних

В Пакистане рассказали о нерешаемых проблемах с Афганистаном

Фредерик Ремингтон. Пограничная стража и таможня (фрагмент). 1892
Фредерик Ремингтон. Пограничная стража и таможня (фрагмент). 1892

Пакистан и Афганистан связывают очень непростые взаимоотношения. В России помнят о непростой роли Пакистана в ходе Афганской войны, когда именно на территории Пакистана проходили обучение боевики «Талибана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), становившиеся солдатами в рядах афганских моджахедов. Более того, довольно известен тот факт, что сам «Талибан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) появился именно в Пакистане, распространившись оттуда на север, причем в его появлении значительную роль сыграла Служба межведомственной разведки Пакистана (ISI).

Эти факты могли бы создать впечатление, что афганские исламисты находятся под опекой пакистанских спецслужб и в целом довольно подконтрольны Пакистану. Однако практика показывает, что картина взаимоотношений очень далека от этих базовых впечатлений. В частности, она осложняется существованием враждебной Пакистану экстремистской организации, которая делит с афганскими исламистами общее название — «Движения талибан Пакистана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

ИА Красная Весна приводит перевод статьи бывшего министра здравоохранения приграничной с Афганистаном провинции Хайбер-Пахтунхва Акбара Джана Марвата, который рассматривает развитие отношений между странами за период с 2021 года (то есть от захвата исламистами власти в Афганистане) по настоящее время. Статья опубликована 7 февраля изданием Pakistan Observer.


Нерешенные проблемы между Пакистаном и Афганистаном

Хотя взаимодействие и диалог между Пакистаном и Афганистаном продолжаются на разных уровнях, главный спорный вопрос между двумя державами по-прежнему далек от разрешения. Коренные опасения Пакистана по поводу угрозы безопасности со стороны базирующейся в Афганистане группировки ДТП (организация, деятельность которой запрещена в РФ) афганское правительство разрешить не смогло. Неоднократные предупреждения и протесты со стороны Пакистана, похоже, мало влияют на мнение афганских властей.

Когда талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) вернулись к власти в Афганистане в августе 2021 года, Пакистан надеялся, что дружественный режим поможет обезопасить им западную границу. Однако эти ожидания не оправдались, поскольку напряженность на границе сохранялась, а террористические нападения ДТП (организация, деятельность которой запрещена в РФ) на силы безопасности многократно возросли. Лидеры исламистов нашли убежище в Афганистане после того, как движение было изгнано из племенных районов Пакистана (провинция Хайбер-Пахтунхва — прим. ИА Красная Весна) в ходе операции «Зарб-и-Азб» («Разящий удар», в переводе с урду).

Группа экспертов ООН сообщила, что пакистанские талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) после этого получили наибольшие привилегии среди всех иностранных экстремистских группировок, базирующихся в Афганистане. Между тем в заявлениях пакистанской армии выражалась серьезная озабоченность по поводу «безопасных убежищ и свободы действий, доступных ДТП (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Афганистане». Командующий пакистанской армией неоднократно предупреждал о том, что Пакистан может пойти на «эффективный ответ», если атаки с территории Афганистана продолжатся.

Всплеск террористической активности в 2023 году привел к значительному росту потерь среди сотрудников силовых структур Пакистана, которые достигли максимума за восемь лет. Большинство нападений было совершено группами исламистов, базирующимися на территории Афганистана, в результате чего Исламабад испытывал все большее ожесточение и разочарование.

Эти нападения еще усилились после того, как было отменено соглашение о прекращении огня между правительством Пакистана и ДТП (организация, деятельность которой запрещена в РФ) [это произошло в конце ноября 2022 года], которое исламисты и власти Пакистана сочли своей общей ошибкой. Самое дерзкое нападение произошло в январе 2023 года в мечети на полицейской улице Пешавара, в результате которого погибло более 100 человек — в основном сотрудников полиции. Несмотря на предупреждения афганским талибам (организация, деятельность которой запрещена в РФ), никаких действий с их стороны предпринято не было.

В итоге, даже с учетом многочисленных переговоров и взаимодействия с афганскими исламистами в прошлом году, ощутимых результатов достигнуто не было. Афганский «Талибан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) не дал никаких твердых обязательств по прекращению нападений пакистанских исламистов, сославшись на недостаток возможностей и ресурсов, а не отсутствие желания помочь. Они обратились к Пакистану за финансовой помощью, чтобы переселить около 5 тыс. боевиков ДТП (организация, деятельность которой запрещена в РФ) подальше от границы между странами и на их разоружение. Однако в конечном итоге они отказались от своих обязательств, заявив, что проблема пакистанских исламистов является исключительно проблемой Пакистана.

Основная причина заключалась в общей идеологии между афганскими и пакистанскими исламистами: первые не желают отмежеваться от последних. Афганские талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) призвали Пакистан вести переговоры с ДТП (организация, деятельность которой запрещена в РФ) вместо того, чтобы искать силовое решение проблемы.

Недавняя публикация в прессе еще раз подтверждает обвинения, формулируемые Пакистаном. В докладе, представленном мониторинговой группой ООН о деятельности ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), «Аль-Каиды» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и «Талибана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Совбезе ООН, указывается, что пакистанские исламисты получают значительную поддержку и от «Аль-Каиды» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), и от афганских талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) для совершения нападений в Пакистане.

Это сотрудничество включает в себя не только поставки оружия и снаряжения, но и активную поддержку на местах операций ДТП (организация, деятельность которой запрещена в РФ) против Пакистана.

В докладе подчеркивается, что, несмотря на официальную позицию афганских талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ), препятствующую деятельности ДТП (организация, деятельность которой запрещена в РФ) за пределами Афганистана, многие боевики этой организации совершали нападения через границу Пакистана без заметных ограничений со стороны афганских властей.

Некоторые члены «Талибана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), движимые религиозным рвением, вступили в ряды пакистанских талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ), повысив террористический потенциал этой организации. По имеющимся сведениям, боевики ДТП (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и члены их семей регулярно получают гуманитарную помощь от афганских собратьев, что свидетельствует о значительной поддержке.

Аналогичным образом, «Аль-Каида» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) на Индийском субконтиненте обеспечивала подготовку боевиков, идеологическое руководство и поддержку пакистанских талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Это показывает глубокую взаимосвязь между этими террористическими сетями.

В феврале 2023 года в Кабул была направлена делегация высокого уровня, чтобы обозначить красные линии Пакистана в отношении террористических атак с афганской земли и добиться от Кабула жестких обязательств обуздать ДТП (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и лишить его членов убежища, которым они пользуются в Афганистане.

В ответ на такое двуличное поведение [правительства Афганистана] пакистанские власти начали менять курс и проводить жесткую политику в отношении Афганистана. Предложения о переговорах с исламистами в Пакистане были категорически отвергнуты. Было принято решение о депортации из страны десятков тысяч нелегальных афганских беженцев, а также внесены серьезные изменения в правила и нормы, регулирующие транзитную торговлю из Пакистана в Афганистан. Это привело к тому, что тысячи застрявших контейнеров не смогли попасть в Афганистан.

Исламабад усилил публичную критику Кабула за укрывательство врагов Пакистана. Все это свидетельствовало о том, что Пакистан готов использовать все свои рычаги воздействия на Афганистан для оказания давления на новых хозяев страны.

В ответ кабульский режим впервые заявил о своей готовности наладить отношения с Исламабадом, призвав его отделить торговлю от предполагаемого терроризма внутри Афганистана. Афганская делегация во главе с губернатором Кандагара муллой Шарином Ахундом, близким доверенным лицом муллы Хибатуллы Ахунзады [лидера «Талибана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ)], посетила Пакистан для разрядки напряженности в отношениях. Афганская делегация обратилась к Пакистану с просьбой проявить больше гибкости в вопросе афганской транзитной торговли и замедлить репатриацию афганских беженцев, по крайней мере в зимние месяцы.

Пакистан ясно дал понять, что решение основной проблемы террористических атак ДТП (организация, деятельность которой запрещена в РФ) на территории Пакистана через границу имеет важное значение для решения всех остальных вопросов. Пакистан также ясно дал понять, что его терпение в этом вопросе на исходе.

Несмотря на четкое послание Пакистана, афганская делегация уклонилась от решения вопроса о пакистанских исламистах, выдвинув множество предлогов, чтобы выиграть время для решения проблемы. Единственным положительным моментом переговоров с афганской делегацией стало предложение муллы Шарина передать послание Пакистана Верховному лидеру Афганистана. На фоне представленного в СБ ООН доклада Исламабад потребовал от Афганистана экстрадиции лидеров ДТП (организация, деятельность которой запрещена в РФ), причастных к терактам в Пакистане, подчеркнув необходимость привлечения к ответственности виновных в терроризме в Пакистане.

Самый важный вопрос заключается в том, какие у Пакистана есть варианты действий, если афганские талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) продолжат демонстрировать нежелание действовать против их пакистанских «коллег». У этой дилеммы нет простого решения, потому что рычаги Пакистана, которые он может использовать против режима талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ), ограничены. Слишком силовой подход может привести к разрыву отношений между двумя странами, чего Пакистан хотел бы избежать.


Необходимо добавить, что правительство ушедшего в отставку в апреле 2022 года премьер-министра Пакистана Имрана Хана, как он сам заявлял в ряде интервью, пыталось решить проблему с пакистанскими талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ) мирным путем, интегрировав их с семьями на территории пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва. Однако он отметил, что другие политические силы не захотели вкладываться в развитие необходимой инфраструктуры для этого.

Также надо отметить, что на фоне огромного финансового и экономического кризиса, в котором находится Пакистан в настоящее время, какой-либо слишком силовой вариант решения вопроса с талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ) выглядит и маловероятным, и крайне опасным для государства Пакистан. Страна, мягко говоря, находится не в том состоянии, чтобы убедительно «играть мускулами». При этом сотрясать воздух малоосуществимыми угрозами «силового» решения без ущерба для репутации Пакистана тоже вряд ли получится.

Как бы то ни было, совсем скоро в Пакистане сменится политическая власть, которая вполне может начать выстраивать новый курс на решение всех стоящих перед ней проблем.

Читайте также: Новые власти Афганистана медленно, но верно движутся к признанию?