Школа самоустранилась и предложила дистант, родители «познакомились поближе» со своими детьми и как минимум… растерялись

Яблочко Моргенштерна упало с родной яблони

М. И. Пиков. «Анчар». 1948
М. И. Пиков. «Анчар». 1948

Адвокат рэпера Моргенштерна заявил 7 июля в интервью РИА Новости, что артист будет обжаловать штраф в 100 тысяч рублей за пропаганду наркотиков вплоть до Верховного суда. Изначально шла речь о сумме в размере до 1,5 миллиона. Ранее управление по контролю за оборотом наркотиков возбудило административное дело против Моргенштерна. Поводом стали два клипа артиста, где он произносит названия наркотиков: «Розовое вино 2» и Family.

Как подобные явления воздействуют на сознание, а далее — на общество, комментирует когнитивный психолог, сценарист, режиссер Анна Аставина.

Мнение

Это всё? До этого никто не употреблял названий ПАВ (психоактивные вещества) в песнях? «Розовое вино 1», например. Стены зданий не исчерканы граффити наркосайтов и дилеров с контактными телефонами? «ВКонтакте» снюс продают в сотнях сообществ или нет?

В том же «ВКонтакте» десять лет не шло «восхождение» Алишера Валеева (реальные имя и фамилия Моргенштерна)? Не публиковался прочий контент: порнография, педофилия, онлайн-садизм, сатанизм, склонение к суициду, не растет в геометрической прогрессии?

Не существовал Darknet (теневой сегмент интернета, которым пользуются в том числе преступники)? Пользующиеся им наркодилеры растерялись от «страшной» болезни, поразившей планету, и не перешли на плавающие сервера, криптовалюты и автоматизацию анонимного распространения по типу заказа такси?

Административный штраф в 1 миллион рублей для Моргенштерна — это много или мало? … За такой промоушен очень разумная цена, наверное. Уж точно не показательная казнь.

Во время пандемии выбито «окно Овертона» через откровения Q-Anon (распространенная в США теория заговора, наиболее популярная во времена президентства Дональда Трампа): ах, они такие изверги там в Америке, пьют кровь жестоко убитых младенцев, чтобы получить адренохром… Ой, ой, ой, какие же всё-таки сатанисты… Какая изысканная жуть! Какое Черное Зло! А в России с Моргенштерном — банализация и замыливание разноцветного пошлого потока «новостей».

Возбуждение дела против Моргенштерна — единичный акт, при котором из общего бессмысленного потока вырван случай, а телевизор, быт, институты социализации так и останутся фрагментарными, отчуждающими, судорожно цепляющимися за аудиторию, которую они потеряли безвозвратно за время пандемии.

Уильям Блейк. Призрак Ничтожества (фрагмент). 1820
Уильям Блейк. Призрак Ничтожества (фрагмент). 1820

Школа самоустранилась и предложила дистант, родители «познакомились поближе» со своими детьми и как минимум …растерялись. Родителям с детьми нельзя «развестись», а то был бы бум разводов.

СМИ предлагают массовый газлайтинг — в психологии это техники, при которых ты начинаешь мучительно сомневаться в своем здравомыслии: (если) маски не защищают, (то) носите маски!

Статистика касается только зарегистрированных наркозависимых, но есть профиль ПАВ-потребителя, и он в России стремительно молодеет и дичает. Легкий романтический образ открытых разом чакр и достижения нирваны, смысловая пустота, доступность, незнание опасностей — вот та воронка, в которую затягивается всё менее зрелая часть общества.

Можно «покарать» Валеева-Моргенштерна, но в мусорной яме вырастает то, что вырастает без лучей солнца. Моргенштерн — продукт эпохи без планомерной культурной и образовательной политики, без творческого подхода к досугу, без тренера в спортивной секции, на которого хочется быть похожим, без собрания сочинений на полках в доме, без пионерского лагеря летом.

Возможно, от меня ждали взгляда когнитивного психолога (который треть обучения посвящает изучению психофармакологии). Тогда тут можно подробно расписывать клинические последствия разных видов ПАВ: биполярное расстройство, шизотипическая личность, психопатия и в общем-то почти всё из таблицы DSM IV, которая рекомендована всем клиницистам.

С медицинской точки зрения о ПАВ в общем можно сказать только то, что они разрушают либо клетки мозга, либо гормонально обусловленную, нейронную перекличку между ними. Зато в общем же можно описать психо-социальный портрет зависимого: у него трудности с удержанием импульса и самоконтроля, тяга к накоплению состояний и удовольствий, проблемы с кратковременной и долговременной памятью, накоплением опыта (он вечный подросток). Он эмоционально нестабилен, некритичен к себе, а также можно указать снижение стыда, атрофию любознательности и воли, изменение личности и сломленный дух. Он податлив и потерян в собственном чувстве вины.

Это всё, разумеется, вне короткого маниакального, «героического» и «восторженного» состояния при употреблении. А если зависимый подросток или ребенок, коих большинство, в числе фанов Моргенштерна? Это они будут строить будущее? Правда? А какое?

Если бы мне как человеку, имеющему опыт проживания во Франции, задали вопрос об отношении к подобным явлениям на Западе, то там всё просто: законы есть. Они сказочно гибкие и уж точно очень снисходительны к творчеству Артиста (с заглавной «а»): «В целях обеспечения общественного порядка и здоровья запрещается демонстрировать в эфире любые запрещенные наркотики или лиц, потребляющих их, за исключением новостных программ, документальных фильмов и художественной литературы, а также позитивно или двусмысленно сообщать об употреблении наркотиков».

В информационных программах и документальных фильмах могут появляться запрещенные наркотики или люди, их потребляющие, если это входит в тематику программы или документального фильма, и если эти программы никоим образом не являются стимулом, т. е. лица, употребляющие наркотик, никоим образом не оцениваются. Что касается художественной литературы и музыкальных видеоклипов, то, если необходимо сохранить свободу творчества авторов, надзорный орган тем не менее просит телевизионные службы, которые совместно производят такие программы, показывать незаконное употребление наркотиков только тогда, когда это оправдывает сценарий, и гарантировать, что последнее — не стимул, особенно для молодых зрителей.

Соответствующее ведомство просит телевизионные службы контролировать программы, которые могут представлять риск упрощения употребления запрещенных наркотиков, следующим предупреждением: «Употребление наркотических средств опасно для здоровья и запрещено законом». Кроме того, присутствие запрещенных наркотиков в телевизионной программе может потребовать установки соответствующих вывесок в соответствии с рекомендацией от 7 июня 2005 г. относительно обозначений для молодежи и классификации программ. Пропаганда наркотиков, будь то их употребление или незаконный оборот, карается пятью годами тюремного заключения и штрафом в размере 75 000 евро (статья L3421-4 Кодекса общественного здравоохранения).

Запрещается в выгодном свете представлять употребление или оборот наркотиков. Но французы ценят артистическую личность и боятся, что повышенная чувствительность надзорных органов к теме может стать препятствием для свободы выражения мнения. Произведения, относящиеся к художественному творчеству, как правило, не подпадают под это обвинение.

Зато за одну ночь, по-моему, в 2014 году, в Париже оборвали и унесли домой все синие цветы гортензии, даже в городских парках, закрытых на ночь, когда проскочила информация, что они галлюциногены.

Уильям Блейк. Число Зверя 666 (фрагмент). Около 1805
Уильям Блейк. Число Зверя 666 (фрагмент). Около 1805

Спрос рождает предложение? Правда? Или предложение, пошлое и дебильное, обуславливает спрос? У кого бы спросить? Можно ли соцсетям доверить культуру? Вы разве не знаете что YouTube буквально помещает в мозг среднестатистического пользователя Сети? Зайдите на этот видеохостинг с только что купленного устройства, которое еще не успело изучить Ваши предпочтения, — Вам станет ТИХО.

И вдруг в этой ТИШИНЕ… КОЛОКОЛ всегда по нам же и звонит. Мы социологически понимаем, кто аудитория у Моргенштерна и сколько их? Совсем неблагополучные соцнизы, «люмпены», дикари, панки, рыскающие в поисках дешевых и легко доступных ПАВ?

Или растерявшаяся, но «модная» детвора в поисках «дешевого» смысла существования в культурном и социальном вакууме при отсутствии профилактической просветительной политики самоустранившихся взрослых?

А уж совсем напоследок, и теперь уже как сценарист, я бы в конец фильма в стиле Ханеке поместила бы седую бабушку перед телевизором в момент рекламы рецептурных лекарств на госканале… (это где такое возможно? Как вы сказали? Самолечение? тут вся страна «самолечится»)… которая говорит о внуке: «Внучок очень умный у нас… целый день перед своим „Кампьютирам“!!!»