Русские говорят очень четко и ясно: «То, что Никол русофоб, мы знаем, и это его проблема. Мы имеем дело с армянским народом. Если мы действительно друзья, не приводите во власть наших врагов».

Политолог: в Армении выступать против России — значит изменять Родине

Мартирос Сарьян. Горный марш армянских частей.1933
Мартирос Сарьян. Горный марш армянских частей.1933

С момента прихода к власти в Армении «бархатного» правительства во главе с премьер-министром Николом Пашиняном звучали постоянные обвинения «прежних» властей, в том числе экс-президента Армении Роберта Кочаряна, в плохом ведении переговоров по Арцаху (Нагорному Карабаху) и постоянные заверения о том, что переговоры идут открыто и честно по отношению к армянскому народу.

Особо подчеркивалось, что на армяно-азербайджанских встречах, происходящих как при участии посредников, так и без них, не ведется обсуждение какого-либо документа по карабахскому урегулированию, да и переговоров-то как таковых нет, есть только консультации.

В апреле 2020 года министр иностранных дел России Сергей Лавров прямо заявил, что переговоры по Арцаху ведутся, причем вокруг документа о поэтапном урегулировании карабахского конфликта. Свои представления о реальном значении сказанного главой МИД России 1 мая 2020 года изложил политолог, главный редактор издания Slaq.am Менуа Арутюнян в эфире телеканала LiveNews.

Перевод выполнен специально для ИА Красная Весна. Выступление приводится в сокращении.

Во-первых, мы должны уяснить для себя, что говорил Лавров и к кому он обращался. Наши эксперты что-то говорили, что-то анализировали. Но я так и не понял, о чем они вели речь. Мы должны говорить ясно и честно, чтобы наша общественность поняла.

Лавров посылал сигнал не Николу (Пашиняну) в связи с Кочаряном — такой сигнал послал сам Путин, когда, приехав в Ереван, он встретился в посольстве Российской Федерации с Беллой Кочарян, женой Кочаряна. Это был посыл от России Николу Пашиняну.

А сигнал Лаврова был послан армянскому народу. И означал он следующее: «Дорогой дружественный нам армянский народ. Там у вас был парень по имени Никол, который 10 лет подряд нас, дружественный вам народ, оскорблял и поносил. Вы, вместо того, чтобы наказать его, назначили главой государства. Как нам теперь вас понимать? Значит, и вы к нам относитесь так, как относился к нам оппозиционер Никол? То есть те оскорбления, что Никол наносил нам, вам были по душе? Если это так, то какие мы друзья и почему мы должны давать вам газ по низкой цене? Когда мы давали вам газ по заниженным ценам, вы принимали это как должное, а Никол еще говорил, что, став главой государства, добьется, чтобы цены на газ еще больше снизились».

Вот что говорил Лавров. И это надо разъяснить, вдолбить народу, чтобы он, наконец, понял. Потому что здесь это трактуют как месседж Николу. Нет, это Лавров, лучший дипломат мира, отложив в сторону язык дипломатии, прямым текстом высказал свое недовольство по поводу того, что русофобы, принимавшие участие в антироссийских акциях перед посольством, швырявшие в посольство сапоги, называвшие Путина убийцей и подлецом, сегодня занимают в правительстве Пашиняна министерские посты.

Как бы нам понравилось, если бы какого-нибудь подкупленного азербайджанцами российского политика, с утра до ночи поносящего и оскорбляющего армян, русский народ выбрал президентом? Нам бы понравилось это? Мы не сказали бы, «почему вы назначили президентом этого армянофоба»?

Я говорю всё это, чтобы наш народ, наконец, усвоил и сам сделал выводы. Русские говорят: «Если вы хотите, чтобы у нас были дружественные отношения, чтобы в вопросе Арцаха мы поддерживали вас, чтобы ваши граждане работали у нас, богатели и отправляли в Армению трансферы, ведите себя по-дружески».

И мы, армяне, должны сделать выводы: поменяем Никола ради того, чтобы привести во власть человека, который улучшит армяно-русские отношения, или поменяем Никола на еще большего русофоба. Это наше право, наш выбор, но мы должны понимать, чем это чревато: будут нам давать газ по заниженной цене или нет, поддержат нас в вопросе Арцаха или нет.

Второй вопрос касается Арцаха. Российская политическая элита — это профессионалы, они не привыкли обманывать народ, они говорят открыто и честно.

Например, в вопросе коронавируса Никол высокомерно и пренебрежительно говорил о том, что это вообще не проблема, тогда как Путин, обратившись к народу, всё честно сказал, сказал о серьезной опасности и обо всех рисках.

Это маленький пример. Что касается Арцаха, то Лавров прямо ему сказал: «Товарищ, ты постоянно врешь своему народу. Мы больше не намерены стоять и наблюдать со стороны, как ты обманываешь свой народ». Это был поступок настоящих друзей нашего народа, предупредивших, что за нашей спиной совершается предательство.

У нас существует два полюса: русофобский «левоновский», выступающий за сдачу земель Азербайджану, и «кочаряно-сержевский», выступающий за блестящие отношения с Россией и против сдачи земель.

Посмотрите на ситуацию глазами русских. У нас был глава государства по имени Левон (Тер-Петросян), который выступал за передачу земель Азербайджану. За это он поплатился постом президента.

Его сменил человек по имени Роберт (Кочарян), который выступал против передачи земель Азербайджану и который, не уступая Азербайджану земель, наладив прекрасные отношения с Россией, начал работать, начал поднимать экономику Армении. И Армения стала развиваться.

То есть фактически Роберт Кочарян победил те силы, которые были готовы на уступки в вопросе Карабаха. Теперь вы сами на своих руках принесли во власть политического преемника Тер-Петросяна, парня по имени Никол, чьим «крестным отцом» был Левон Тер-Петросян. Значит, и вы солидарны с ним в вопросе Арцаха.

И сегодня он (Пашинян) преследует и дискредитирует людей, воевавших за Арцах, освобождавших наши земли. Значит, и вы считаете, что Арцах должен быть отдан Азербайджану.

Мы соседствуем с таким хищным государством, как Турция, в военной доктрине которой Армения обозначена как вражеское государство. Что ей мешает начать агрессию против Армении, если она (Турция — прим. ИА Красная весна) без согласования с ООН вошла в Сирию, в Ирак, если за один день заняла пол-Кипра?

Только одно — то, что на нашей границе развевается флаг России. Мы можем заменить российский флаг на флаг какого-нибудь государства? Например, Англии, которая уже заявляла, что их корабли не могут подняться на наши горы?

Мы должны уяснить для себя: если мы не можем жить в этом регионе без русских, значит, мы не должны приводить во власть николообразных лидеров государства. Мы не имеем права приводить во власть врагов дружественного нам союзного государства. Мы не имеем права содействовать развитию шпионских сетей.

Русские говорят: вы назначаете соросовцев на государственные посты, предполагающие причастность к государственным тайнам. Эти тайны касаются и нас, потому что вы входите и в ОДКБ — от этого зависит ваша безопасность — и в ЕврАзЭс, от которого вы зависите экономически. И если вы назначаете на ответственные посты «выкормышей» Сороса, вы не задумываетесь над тем, что они будут передавать на Запад информацию, которая касается и нас?

Я не хочу метаться из стороны в сторону. Мы должны ответить на один вопрос: мы с русскими друзья или нет. Если мы друзья, значит, и должны вести себя соответственно. Если нет, — пожалуйста.

Давайте скажем русским: «Забирайте свою базу, нам не нужен ни ваш газ, ни ваша электроэнергия, ни топливо для атомной станции, и вообще вы нам не нужны, и те три миллиона армян, что живут у вас, выгоните, пусть приедут в Армению, мы не хотим иметь с вами дела».

Но потом не надо обижаться, если повторится история столетней давности, когда сюда приближалась коммунистическая Россия, а мы защищали Антанту, которая тогда была той же ООН. Не надо никого обвинять в том, что отдали Нахичеван, Карабах.

Русские говорят очень четко и ясно: «То, что Никол русофоб, мы знаем, и это его проблема. Мы имеем дело с армянским народом. Если мы действительно друзья, не приводите во власть наших врагов».

Хватит руководствоваться эмоциями. Есть простой расчет: наши интересы совпадают с интересами России? Да. Мы принимаем, что Россия — наш стратегический союзник? Да. Мы принимаем, что если русские отсюда уйдут, турки за два дня войдут в Ереван? Да, и это никто не может опровергнуть.

Следовательно, безопасность наших детей и наших родителей зависит от армяно-российских отношений. Тогда почему мы приводим во власть противников российско-армянских отношений? Потому и отношение русских к нам меняется.

Значит, мы должны их вышвырнуть и привести во власть таких людей, которые будут способствовать улучшению наших отношений. Если у нас будут четкие дружеские отношения с Россией, автоматически улучшатся и наши отношения с Ираном.

Более того, если мы испортим отношения с Россией, Иран в тот же миг испортит отношения с нами. И в мире к нам будут относиться с пренебрежением — как к государству, не понимающему своих интересов. В конце концов, блестящие отношения с Россией еще и выгодны нам: вся наша продукция реализуется на российском рынке.

Есть одна формула: гарантией безопасности Армении и ее экономического развития являются прекрасные отношения с Россией. Это понимал Роберт Кочарян. И это должен понимать любой глава Армении.

Антирусская политика — на самом деле антиармянская. И тот, кто выступает против России, — государственный преступник, изменник родины. И его необходимо вышвырнуть из власти.