Армянский народ героически сражался в Карабахе, но был позорно предан своим руководством. Жители Южной Осетии и Абхазии очень не хотят повторения у себя дома подобных сценариев

Эксперт рассказал, чем грозит эскалация протестов в Южной Осетии

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Южная Осетия 4
Южная Осетия 4
Южная Осетия 4

Развитие политического кризиса в Южной Осетии имеет ряд признаков очередной «цветной революции», реализация которой в условиях нависающей внешней угрозы может привести республику к повторению ошибок Армении, а Россию — к утрате геополитических позиций в Закавказье, сообщил политолог, общественный деятель Алан Мамиев 17 декабря в интервью агентству ИА Красная Весна.

ИА Красная Весна: Три месяца назад, когда мы с вами обсуждали обстановку в Цхинвале после нашумевшего случая с гибелью Инала Джабиева и последовавшими за этим народными волнениями, часть правительства была отправлена в отставку, а Генпрокуратура Южной Осетии возбудила уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий, повлекшее смерть человека по неосторожности». Тогда людей удалось убедить вернуться к обычной жизни. Сегодня, как мы знаем, на центральной площади города опять начинают собираться люди, включая родственников погибшего, сама площадь охраняется силами цхинвальского ОМОНа. Расскажите, какая есть информация об обстановке с места событий?

— Да, Южная Осетия вся бурлит. С момента убийства Инала Джабиева прошло несколько месяцев, но следствие, мягко говоря, не двигается, виновных отпустили под подписку о невыезде. Генпрокурор выдал вдове убитого копию медицинского освидетельствования, в котором было сказано, что Инал Джабиев умер не от полученных травм, а от остановки сердца в результате употребления тяжелых наркотиков. При этом известно, что он отец троих детей, а все, кто его знали, утверждают, что наркотики он не употреблял. Но вот такое заключение официально сделали судмедэксперты, и мать погибшего вместе с его вдовой вышли на центральную площадь города и уже вторую неделю находятся там в ожидании, что к ним кто-то выйдет из руководства республики, или что будет возобновлено следствие, и виновные понесут справедливое наказание. Копия этого заключения освидетельствования попала или была, как говорится, «вброшена» в интернет, что немедленно вызвало волнение в народе, и люди стали сами приходить на Театральную площадь, чтобы выразить поддержку скорбящей матери. Вдова Джабиева все-таки вынуждена регулярно уходить домой, так как там ее ждут трое маленьких детей.

Читайте также: Волнения в Южной Осетии сильно недооценивают — политолог

Днем на площади сейчас собирается по разным оценкам и в разное время до двухсот человек, ночью, естественно, меньше, но в целом люди там находятся круглосуточно. С первых дней площадь была оцеплена бойцами цхинвальского ОМОН, которые пресекали попытки сочувствующих граждан пронести на площадь кипяток, чай для матери погибшего. Кроме этого, они запретили разводить костер и передать газовый баллон, с помощью которых женщины могли бы согреться, так как на улице уже зима и достаточно холодно. Тем не менее, люди принесли много одеял, и этот молчаливый протест продолжается, такое «противостояние на реке Угре».

Общество Южной и Северной Осетии очень сильно взбудоражено этими событиями, этой несправедливостью, и вообще этой картиной мерзнущей ночью на улице матери в черном траурном одеянии. Это традиционно для осетинского общества, где всегда было особое уважительное отношение к женщинам, носящим траур — матерям, вдовам, и в целом принято очень уважительно относиться к чужому горю.

ИА Красная Весна В прошлой беседе вы говорили о том, что происходящие в республике события обязательно будут иметь продолжение в рамках развивающегося в Закавказье «сценария». Появились ли, на ваш взгляд, сегодня в Южной Осетии какие-либо признаки подтверждения ваших прогнозов?

— Конечно. Все идет по стандартным сценариям «цветных революций». В первую очередь нужно отметить общее высокое напряжение в обществе, которое, как мы обсуждали в прошлой беседе, вызвано очень тяжелым положением, в котором «оказался» народ Южной Осетии. Это связано с вынужденной «коронавирусной блокадой», закрытием границы, ростом цен, тяжелым материальным положением граждан, еще усугубившимся в связи со сложной эпидемиологической обстановкой — сейчас в республике много заболевших, умерших от COVID-19.

Обратите внимание, оперативно и массово в последние дни локальный сегмент интернета наводнили различные искусные рисунки, картины скорбящей на скамейке матери. Те, кто хочет реализовать этот сценарий, пытаются направить эти благородные чувства людей в нужное им русло, раскачивают эмоциональную сферу. Хотя, конечно, не обязательно, что все художники, авторы этих картин, имеют отношение к этим «кукловодам», речь идет скорее о скорости распространения изображений определенными ресурсами.

Далее, хотя формально оцепление с площади было снято, силовики все равно присутствуют на месте событий, и вот в сети уже появляются первые видеокадры минимального применения правоохранителями силы против особо дерзких и нетрезвых граждан.

Тут же, в сети, начинают распространяться вбросы про «кровавых палачей режима», воюющих с собственным народом. Вспомним украинский лозунг «Они же дети», а также стиль печально известного по событиям в Белоруссии Telegram-канала NEXTA, который провоцировал и координировал массовые беспорядки.

Одновременно с этим уже обозначаются контуры группы так называемых будущих «лидеров протеста», символом которого так удобно для них становится Майя Джабиева — скорбящая мать погибшего. В этой группе, кроме действующей оппозиции, не пользующейся особым доверием народа, присутствуют также представители общественных движений, различных чуждых нам религиозных течений, а также персоналии, откровенно связанные с Грузией.

Хотел бы отметить, что в целом в связи с тем, что присутствие Русской православной церкви было очень ограничено в Южной Осетии из-за существовавшей неопределенности статуса, в республике давно развернулась активная деятельность различных западных так называемых религиозных обществ, преимущественно протестантских. Построено огромное количество протестантских церквей. Многие их представители занимают высокие посты в правительстве республики. В частности, глава управления внутренней политики в администрации президента, а ранее министр юстиции не скрывает свою принадлежность к «Церкви Иисуса Христа последних дней» — мормонам. О них самих и их связях с элитами США, в том числе и спецслужбистскими, можно написать отдельную работу, хотя для простого понимания достаточно почитать открытые источники и их собственные ресурсы. Напомню как непосредственный наблюдатель событий 2014 года на Украине — все оперативное и финансовое обеспечение майдана производилось по линии католической церкви, в частности, ордена иезуитов. То же самое происходило в Белоруссии. Кроме этого, нельзя закрывать глаза на то, что в действующем правительстве также достаточно много фигур, имеющих тесные связи с грузинской элитой.

ИА Красная Весна: Алан, скажите, а как в Северной Осетии реагируют на происходящее в Цхинвале?

— Общественность Северной Осетии очень обеспокоена происходящим. Многие полагают, что разворачивающаяся дестабилизация в Южной Осетии может быть связана со всем, что происходит в Закавказье в целом. Не вполне, как мы видим, завершившиеся боевые действия в Карабахе. Возросшая активность Грузии, где в сентябре прошли совместные военные учения со странами НАТО, усилившееся взаимодействие Тбилиси с Анкарой, стягивание грузинских вооруженных сил к границе с Южной Осетией, установка там серьезных военных укреплений, попытки возвращения на политическую сцену Михаила Саакашвили. В целом у людей есть серьезные опасения, что следующие военные действия будут происходить либо в Абхазии, либо в Южной Осетии.

Недавно было опубликовано совместное видеообращение общественников и ветеранов войн из Северной Осетии к президенту Анатолию Бибилову, в котором они настоятельно порекомендовали главе Южной Осетии срочно восстановить справедливость в отношении семьи погибшего Инала Джабиева и сосредоточить усилия на укреплении обороноспособности страны, особенно подчеркнув, что граждане Алании не делят свою Родину на Север и Юг.

Еще отмечу, что за три месяца, которые прошли с нашего последнего интервью, прошла война в Карабахе, армянский народ потерял часть территории, Азербайджан и Турция добились своей цели, они получили сухопутную дорогу между своими странами. То, что мы говорили, что будет война на южном Кавказе, она и случилась. Пока ослабить российское влияние в Закавказье не удалось, но, на мой взгляд, противник сделал только первый стратегический шаг с тем, чтобы потеснить Россию с ее базами в Осетии и Абхазии из региона. Армянский народ героически сражался, понес большие потери, но был позорно предан своим руководством. И жители Южной Осетии, как собственно и Абхазии, очень не хотят повторения у себя дома подобных сценариев с предательствами и сдачей территорий.

Это является сейчас огромным фактором, легшим на чашу весов озлобленности и нервозности людей, вызванных тяжелыми испытаниями этого года. В данных обстоятельствах проявление халатности, отсутствия политической воли или демонстрация малейших признаков двусмысленности в действиях руководства республики могут вызвать самые серьезные последствия.

ИА Красная Весна: Скажите, а поступала ли информация о какой-либо реакции правительства или главы Южной Осетии на происходящие события?

— Да, 15 декабря ряд депутатов парламента Южной Осетии инициировали проект поправки в Конституцию для получения возможности выразить недоверие генеральному прокурору. Президент Анатолий Бибилов провел пресс-конференцию, на которой заявил, что все виновные в гибели Инала Джабиева будут наказаны, никто никого не будет покрывать и скрывать от ответственности, а также предложил родным погибшего предоставить возможность провести повторную медицинскую экспертизу в любом месте на их выбор.

Кроме этого, Бибилов обещал людям, что министерство экономики возьмет под контороль рост цен на продукты первой необходимости. Но, с моей точки зрения, этих заявлений недостаточно для граждан, доверие которых к власти серьезно подорвано. В этой ситуации люди ждут не слов, а конкретных действий. Мать и вдова Джабиева все равно настаивают на отставке генерального прокурора, а оппозиция Южной Осетии, оседлавшая этот народный протест, конечно, не хочет, чтобы он прекращался, и, по всем признакам, уже готова его радикализировать.

А народу Южной Осетии хочется донести простую мысль. По всем сценариям проводившихся «цветных революций» всегда находилась спичка, которая поджигала кровавый костер беспорядков и деструкции. Анализ неудавшегося «майдана» в Белоруссии показал, что провокаторы всегда находятся в толпе протестующих. Тот, кто первым оскорбит правоохранителя или бросит в его сторону камень, с большой долей вероятности и есть провокатор, не желающий ничего хорошего народу Осетии. Все протестные действия нужно осуществлять строго в рамках действующего законодательства. Провокации, конечно, будут, и враг, скорее всего, будет стараться скомпрометировать также российских военнослужащих, с целью «стравить» между собой русских и осетин. Но только по-настоящему объединившись, в том числе и со своими правоохранителями, можно решить любые проблемы.