Почему «вечная память» оказалась так коротка? О сносе памятника в Щёлково
Тысячи лет назад человечество открыло для себя способ сохранения памяти о важнейших персонажах (как реальных людях, так и мифологических личностях) — скульптуру. С тех пор скульптура была одним из важнейших средств воздействия на общественное сознание, включая воспитание подрастающего поколения. Однако в современной России постоянно приходится сталкиваться с другим отношением к памятникам, в лучшем случае как к «элементам благоустройства». И это не единичные случаи.
5 ноября глава подмосковного городского округа Щёлково Андрей Булгаков на своей странице в соцсети «ВКонтакте» отчитался о завершении благоустройства сквера возле Щёлковского театра. А на следующий день, 6 ноября, депутат Щёлковского совета депутатов, директор Дворца культуры им. Чкалова и член «Боевого братства» Сергей Есин сообщил на своем канале в Telegram, что депутаты провели встречу по вопросу восстановления и поиска места размещения скульптуры Скорбящей матери.
«На днях в Общественной палате городского округа Щёлково участвовал в рабочей встрече с представителями депутатского корпуса, администрации, общественной организации „Боевое Братство“ и др. ветеранских обществ по вопросу восстановления и размещения скульптуры „Скорбящая мать“, а также по установке и открытию бюста Герою России Роману Кутузову», — написал он.
Этот памятник, посвященный погибшим воинам-интернационалистам, раньше стоявший в центре сквера, был, как теперь выясняется, снесен во время благоустройства. Можно ли иначе назвать происходящее, когда выясняется, что памятник убран «в никуда», новое место для него заранее найдено не было. О том, что памятники вообще нельзя лишний раз трогать, даже и говорить не стоит.
Можно было бы сказать, что нынешние власти просто не видят разницы между памятником и лавочкой и потому сносят их без колебаний, но есть факты, которые указывают на обратное. В частности, история с переименованием главного городского парка. С момента создания (он был создан на месте пустыря в 1957 году) парк носил название «40-летия Великого Октября». В 2021 году администрация вдруг объявила конкурс на новое название парка. Голосование, проходившее на площадке «ВКонтакте», окончилось скандально. Формально победил вариант «Центральный парк». Однако при анализе распределения голосов выяснилось, что перевес был обеспечен за счет голосов… с Украины. Жители же России проголосовали за сохранение названия.
Тем не менее парк был переименован, хотя это не афишировалось. Отсутствие внятных объяснений причин переименования парка, а также последующее переименование вопреки воле граждан указывает на несомненную идеологическую подоплеку, а зная историю других переименований, искать эту подоплеку особо не приходится. Иными словами, сказать, что имеет место тотальная недооценка идеального, нельзя.
Ведь и место, на котором теперь красуются бессмысленные кубы с модной светодиодной подсветкой, имеет богатую историю. Здание, в котором теперь располагается Щёлковский театр, ранее принадлежало Клубу им. Октябрьской Революции Хлопчатобумажного комбината им. Калинина. Местные жители и сейчас называют этот сквер по старой памяти, КОР — по аббревиатуре клуба.
Именно возле этого клуба, по воспоминаниям очевидцев, Михаил Иванович Калинин огласил указ о присвоении Щёлково статуса города. Сделано это было за вклад работников комбината (тогда фабрики Рабенека) в революцию, и особенно — за большой вклад в организацию торжеств в Москве, в ходе которых французские рабочие осуществили символическую передачу знамени Парижской Коммуны Советской России.
В центре сквера стоял памятник Ленину. В начале 90-х его снесли, а на его постаменте установили «Скорбящую мать», в честь воинов-интернационалистов. Их имена были выбиты на плитах, прикрепленных к постаменту.
Снос этого памятника глубоко символичен и показывает всю разрушительность войны с историей. Вопиющий случай сноса памятника воинам, погибшим в афганской и чеченской войнах, — яркое свидетельство того, как далеко уже зашел процесс разрушения.
«Сквер объединил два популярных объекта — Щёлковский театр и Ледовую арену, — образовав прогулочную зону, о которой в этой части города мечтали много лет. Теперь есть 18000 квадратных метров благоустроенной территории с арт-объектами, местами для отдыха — в том числе активного, амфитеатром, обновлённой спортивной инфраструктурой и удобной парковкой», — написано на странице главы Щёлковского городского округа Андрея Булгакова. Согласно этому объяснению получается, что памятник убрали потому, что он мешал «мечте» о прогулочной зоне! Не вписывался в новый дизайн сквера.
К слову сказать, это решение вызвало недоумение у многих щелковчан, оставивших свои комментарии под сообщением главы округа.
«Там стоял памятник памяти павшим в ВОВ, сделали хлипкую прогулочную зону и убрали ПАМЯТНИК. ОЧЕНЬ ВОЗМУЩАЕТ!» — написала пользовательница соцсети под псевдонимом Лера Эпил.
«Может кому-то и Красиво, спору нет, памятник АФГАНЦАМ где?!» — возмущается Дмитрий Лобенко.
«Тоже не понятно, зачем было убирать памятник, неужели его нельзя было вписать в новый сквер?» — недоумевает Юрий Приходько. Эти и другие аналогичные вопросы глава округа оставил без ответа.
«Глупость или измена?» — спросил в свое время руководитель кадетской партии Павел Милюков в Госдуме, и эти слова стали крылатыми. Даже если памятник в Щёлково снесен по глупости, нельзя не признать, что эта глупость на руку врагам России.
Им, несомненно, хотелось бы, чтобы русские дети, гуляя по скверам, не видели памятники защитникам страны. И вообще, врагам крайне желательно, чтобы не было никаких напоминаний о патриотизме, героизме, воинском долге.