Публичные слушания сегодня по факту превратились в некий особо изощренный инструмент по удушению гражданского самосознания у наиболее активных и неравнодушных граждан нашей страны

Публичные слушания как фарс и лицемерие. В фокусе Реутов

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Уплотнительная застройка
Уплотнительная застройка
Уплотнительная застройка

Все чаще сегодня из уст крупных чиновников мы слышим заявления о том, что власть должна слышать и учитывать мнение простых людей. По понятной причине особую роль во взаимодействии государства и гражданина играет именно муниципальный уровень власти или местное самоуправление, точнее то, что от него осталось.

Устав от беспредела чиновников и коммерсантов (пойди найди, где там разница) и желая быть услышанными, активные представители местных сообществ особое значение придают публичным слушаниям на местах. Они видятся им этакой кафедрой, с которой можно высказать чиновничеству и накрепко с ним повязанному бизнесу все, что ты о них думаешь, а главное — хоть как-то повлиять на жизнь родного поселка, города, района или округа.

Вера в народе в то, что своим участием в общественных обсуждениях люди могут повлиять на принимаемые властями решения, поддерживается на самом высоком уровне. К примеру, в июне 2019 года новоиспеченный глава ОП РФ Валерий Фадеев заявил, что «публичные слушания должны стать барьером, через который нельзя протащить невыгодное обществу решение». Кто же может запретить господину Фадееву мечтать? Но подобное заявление сильно резонирует с позицией Конституционного суда РФ, который в своем определении еще от 15 июля 2010 г. N 931-О-О заявил, что «публичные слушания являются лишь способом информирования населения о готовящемся градостроительном решении» и «по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением».

На практике же публичные слушания уже давно превратились в не что иное, как сплошной фарс и лицемерие. И любой, кто хотя бы раз в них участвовал, согласится с такой оценкой. За примером далеко ходить не надо — 25 февраля в подмосковном Реутове состоялись очередные публичные слушания. Обсуждали просьбу инвестора увеличить максимальный процент застройки с 60% до 80% и уменьшить минимальный отступ с положенных 3 до 1 метра от границ земельного участка, расположенного в южной части города между домами 72 и 78 по Юбилейному проспекту.

По актуальному плану планировки территории на данном участке должны возвести «административно-офисное здание». При этом в предыдущей версии все того же документа строить на этом месте планировали детский Дом творчества. Однако «чуткая» местная власть, после проведенной губернатором Воробьёвым реформы, назначаемая главой области, видимо решила, что жителям будет гораздо лучше, если рядом с их домами вырастет еще один торговый центр.

Буквально воткнуть трехэтажное строение высотой 18 метров на таком клочке земли, не нарушая нормативы, нереально. Поэтому были инициированы первые публичные слушания, которые прошли в феврале 2019 года. Тогда большинство участников выступило против уплотнения застройки и, в итоге, было дано отрицательное заключение. Но разве это кого-то может остановить? Через 2 месяца без каких-либо разрешений началась стройка. Жители были шокированы такой наглостью и стали массово жаловаться во всевозможные инстанции. В итоге Гостройнадзор признал, что объект возводится самовольно. Строительные работы остановились. Но через некоторое время застройщик в лице компании ООО «ИТ-Коммуникации» как ни в чем не бывало подал заявление на повторные слушания, которые и состоялись в феврале сего года, и о которых мы хотели бы коротко рассказать.

Вход на это мероприятие был по документам и якобы исключительно для реутовчан. От СМИ и вовсе требовали наличие аккредитации! Присутствующие представители администрации в лице заместителя главы Владимира Покамина и начальника Управления по архитектуре и градостроительству Алексея Козлова предсказуемо делали вид, что вообще тут ни при чем и просто вынуждены предоставить услугу столько раз, сколько потребуют. А то, что на участке самострой, — это, по их мнению, «другой вопрос».

Представитель застройщика Сергей Буров отчаянно пытался убедить жителей, как сильно им нужен "фермерский рынок", и периодически запугивал тем, что, мол, «скажите спасибо», что не построили 23-этажный жилой дом. На вопросы реутовчан Буров отвечал неубедительно — получить от него сразу четкий и ясный ответ, с опорой на документы, не получалось. Показать проект прямо на слушаниях он отказался, сославшись на то, что нужно было его, оказывается, заранее предупредить, ибо папок там много. В добавок выяснилось, что по существу, с прошлых слушаний, главные замечания жителей так и не были учтены.

Были в зале и странные молодые люди численностью 40 человек, называвшие себя местными. Однако за два с лишним часа они не задали представителям администрации и застройщика ни одного вопроса! В итоге, они дружно проголосовали так, как было нужно застройщику, то есть высказались «за» уплотнение. Все ответы были как под копирку. При этом в большинстве своем, видимо испугавшись камеры, кроме ФИО они о себе никакой информации правильно указать не смогли. В графе адрес было либо пусто, либо была указана улица без номера дома и квартиры, либо просто написано «Реутов». А 13 человек и вовсе указали в графе адрес «Москва»! Как эти граждане попали в зал и как такие слушания можно признавать действительными — вопрос к реутовской администрации и компетентным органам. Результат же их предсказуем — 52:26 в пользу застройщика.

Обсуждать легитимность этого «дурдома» бессмысленно, ибо ответ на него очевиден. Можно лишь заключить, что публичные слушания сегодня по факту превратились в некий особо изощренный инструмент по удушению гражданского самосознания у наиболее активных и неравнодушных граждан нашей страны. То есть, с одной стороны, власть с упоением выдирает из себя последние, жизненно необходимые каналы обратной связи, поступающие от народа, а с другой — вопит не своим голосом о том, что она этот народ должна «чутко» слышать и любить. Если это не безумие, то что? А времени на излечение остается все меньше.