Что до создания лживого, по оценкам прокуратуры, образа Советского Союза, то можно сказать, что «Мемориал» (НКО, выполняющая функции иностранного агента) в том или ином виде занимается этим уже 30 лет

Верховный суд России ликвидировал «мемориальную» организацию. Обзор

Оноре Домье. 35 выражений лиц
Оноре Домье. 35 выражений лиц

Во вторник, 28 декабря 2021 года Верховный суд России принял решение о ликвидации Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» (НКО, выполняющая функции иностранного агента). Это решение пока не вступило в силу и может быть обжаловано.

Сторонники организации заявили о несправедливости происходящего и призвали не допустить ее закрытия. Не удивительно, что голоса в защиту НКО-иноагента прозвучали и за рубежом. В частности, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) направил руководству Российской Федерации письмо с просьбой отсрочить ее ликвидацию. Свое недовольство происходящим выразили в МИД Германии, МИД Франции, посол США в России Джон Салливан, Комиссар Совета Европы по правам человека Дунья Миятович, глава европейской дипломатии Жозеп Боррель и так далее.

«Я, как глава межведомственной рабочей группы по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, полагаю, что было бы полезным дать „Мемориалу“ (НКО, выполняющая функции иностранного агента — ред.) возможность исправить те аспекты, из-за которых возникли претензии, и продолжить заниматься восстановлением исторической правды и сохранением памяти о жертвах политических репрессий», — заявил глава Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте России Валерий Фадеев.

Как утверждается, одной из целей «Мемориала» (НКО, выполняющая функции иностранного агента) действительно является «восстановление исторической справедливости по отношению к жертвам политических репрессий». А также содействие развитию гражданского общества, недопущение возврата к тоталитаризму, «распространение демократических ценностей», «формирование правового сознания граждан» и прочее.

И вот к тому, как именно организация пытается воздействовать на сознание граждан России, давно есть множество вопросов.

История и деятельность организации

Нынешний «Мемориал» (НКО, выполняющая функции иностранного агента) уходит корнями в перестроечное время. В 1986 году на базе клуба «Демократическая перестройка» в рамках инициативной группы «За увековечение памяти о жертвах беззаконий и репрессий в прошлом нашей страны» был создан проект «Памятник». Задачей группы было подготовить открытие и работу в Москве мемориала-памятника «жертвам нарушений социалистической законности, репрессированным в 1918–1953 годах». Этот проект начинают развивать.

Как рассказывал позже один из инициаторов «Мемориала» (НКО, выполняющая функции иностранного агента) Вячеслав Игрунов, народам России необходимо было пересмотреть историю, изменить свою ментальность, тип культуры и покаяться за социализм. Более того, тех, кто боролся против социализма предлагалось наделять святостью. Игрунов говорил об этом при обсуждении будущей организации. Отметим, самые известные борцы с коммунизмом (социализмом — как его низшей стадией) — это фашисты и коллаборационисты.

«В сущности, необходим просто пересмотр истории, просто ведь все это надо сменить: сменить ментальность, сменить тип культуры. Вот это главное!» — вспоминал Игрунов, отмечая, что необходимо «открыть путь к покаянию», а также, что «этот социализм — это преступление, тот, кто боролся против преступления, это святой человек».

Наверняка, у истоков данного начиная были люди с разными взглядами, но необходимо отметить, что бытовали и вышеуказанные идеи. Учитывая, что впоследствии в том или ином виде был принят проект Игрунова, можно предположить, что высказанные им идеи проникли в сущность самого проекта «Мемориал» (НКО, выполняющая функции иностранного агента). Что было вполне в духе перестроечного времени.

О создании общества «Мемориал» (НКО, выполняющая функции иностранного агента) было объявлено в августе 1988 года на собрании в Доме архитекторов в Москве. Учредителями стали союзы архитекторов, кинематографистов, театральных деятелей, художников, дизайнеров, «Литературная газета» и, к тому времени уже «рупор перестройки», журнал «Огонек».

Изначально организация была весьма широко представлена. Как сообщается, на данный момент международный «Мемориал» (НКО, выполняющая функции иностранного агента) объединяет порядка 60 организаций: более 50 в России и еще 10 за рубежом. Однако в 1989 году насчитывалось почти 190 отделений общества в разных городах страны.

В рамках организации создается историко-просветительское общество, правозащитный центр и т. п. Ее структуры вели правозащитную деятельность, организовывали социальная помощь. При участии общества разработан закон «О реабилитации жертв политических репрессий» (1991), принята Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий (2015).

Осуществлялся сбор сведений о репрессированных — собраны базы данных «Жертвы политического террора в СССР», «Расстрелы в Москве» и т. д. По инициативе организации в Москве открыли памятник жертвам репрессий «Соловецкий камень» (1990). С 2008 года ежегодно накануне Дня памяти жертв политических репрессий у «Соловецкого камня» проводится акция «Возвращение имен» — зачитываются имена людей, которые якобы были расстреляны в годы советской власти по политическим статьям.

Также общество и его отделения занималось изданием листовок, газет, книг, организацией выставок и так далее.

19 апреля 1992 года в Москве состоялась учредительная конференция НКО, был принят ее устав. 15 ноября 2002 года международный «Мемориал» (НКО, выполняющая функции иностранного агента) прошел госрегистрацию как некоммерческая организация.

Разные отделения изначально вели различную работу. Тем не менее в ядре идеологической работы организации велась демонизация СССР, осуществлялась попытка приравнивания Советского Союза к нацистской Германии и т. п. С помощью термина «тоталитаризм» в сознании людей искусственно уравнивали образы двух стран и двух противоположностей: коммунизма и фашизма. Причем работу эту организация и ее ответвления вели не только на территории России.

Например, созданная в 90-х при поддержке Фонда имени Генриха Бёлля программа, посвященная исследованию судеб «остарбайтеров» (советских граждан, угнанных нацистами на принудительные работы во время Второй мировой войны), называется «Жертвы двух диктатур».

Схожим образом называлась экспозиция выставки 1997 года Петербургского научно-информационного центра «Мемориал» (НКО, выполняющая функции иностранного агента)в Потсдаме (Германия) — «Между двух диктатур». Ее посвятили судьбам народов России и Германии в ХХ веке.

В информационном бюллетене организации мы можем прочитать, что «общность судьбы двух народов не исчерпывается четырьмя годами: в восточной Германии двенадцать лет нацистской диктатуры сменились сорока пятью годами „социализма“. Для его насаждения, кстати, использовались бывшие нацистские концлагеря…».

Здесь нужно отметить не только определенный идеологический перестроечный «заряд» организации, но и нежелание корректировать свои оценки исходя, например, из новых фактов. В это плане показательно выступление 25 мая 2012 г. в Днепропетровске ныне покойного бывшего председателем правления международного «Мемориала» (НКО, выполняющая функции иностранного агента) Арсения Рогинского.

Он заявил, что по его подсчетам за период 1918 — 1987 годы арестованных органами безопасности по всей стране было 7 миллионов 100 тысяч человек. При этом среди них были арестованные не только по политическим статьям, «и довольно много».

«Что с этим делать? А общественное мнение говорит, что у нас чуть ли не 12 миллионов арестованных только за 1937–1939-й. И я принадлежу этому обществу, живу среди этих людей, я их часть. Не советской власти часть, не российской демократии, а этих людей. Просто точно знал, что, во-первых, не поверят. А, во-вторых, для круга, к которому я считаю себя принадлежащим, это значило бы, что всё, что нам говорили о цифрах до этих пор вполне уважаемые нами люди, неправда. И отложил я все свои вычисления в сторону. Надолго. А потом уж (через годы) вроде уже можно было публиковать, а времени не нашлось», — сказал Рогинский.

Иск о ликвидации

«Мемориал» (НКО, выполняющая функции иностранного агента) не в первый раз имеет явные проблемы с законом. Так, например, в сентябре 2014 года Минюст подал в Верховный суд РФ иск с требованием ликвидировать российское общество «Мемориал» (НКО, выполняющая функции иностранного агента). Согласно ранее проведенной проверке, у организации отсутствовал общероссийский статус и документальное подтверждение уставной деятельности.

В ноябре того же года на отчетно-перевыборных конференциях международного и российского «Мемориалов» (НКО, выполняющая функции иностранного агента) были приняты поправки к уставам, устраняющие противоречия с законом. Международное общество «Мемориал» (НКО, выполняющая функции иностранного агента) стало добровольным общественным союзом организаций, Российское общество «Мемориал» (НКО, выполняющая функции иностранного агента) — общероссийской общественной организацией с представительствами в регионах страны.

В итоге Верховный суд Российской Федерации отказал Минюсту в исковых требованиях. Дело о ликвидации организации было прекращено.

Включение в реестр НКО-иноагентов

Как утверждает само Международное общество «Мемориал» (НКО, выполняющая функции иностранного агента), оно существует на благотворительные пожертвования, доходы от издательской и предпринимательской деятельности. Работу организации в разные годы поддерживали разные фонды, как российские, так и зарубежные.

21 ноября 2012 года в России вступил в силу федеральный закон, обязывающий финансируемые из-за рубежа политические некоммерческие организации регистрироваться в качестве иностранных агентов. В 2014 году в эту категорию попал московский Правозащитный центр «Мемориал» (НКО, выполняющая функции иностранного агента), а в 2016 году в список иноагентов включили Международное общество «Мемориал» (НКО, выполняющая функции иностранного агента).

Согласно данным Министерства юстиции России, решение было принято в связи с установлением фактов получения организацией денежных средств из иностранных источников и выявлением признаков участия «Мемориала» (НКО, выполняющая функции иностранного агента) в политической деятельности. Часть региональных организаций также попали в список НКО-иноагентов. При этом неизвестно, чтобы организации когда-то пытались по суду обжаловать эту маркировку.

В ноябре этого года Генпрокуратура и прокуратура Москвы направили заявления о ликвидации двух структур организации: международного «Мемориала» (НКО, выполняющая функции иностранного агента) и правозащитного центра «Мемориал» (НКО, выполняющая функции иностранного агента). В качестве причины указывается систематическое неуказание статуса иноагента обеими организациями.

Кроме того, в деятельности второй структуры выявили оправдание террористических и экстремистских организаций. В прокуратуре заявили, что международный «Мемориал» (НКО, выполняющая функции иностранного агента) искажает память о Великой Отечественной войне, а также «создает лживый образ СССР как террористического государства». При этом, из-за отсутствия маркировок читатели не могут критически подойти к публикуемым статьям.

Итоги

Если «Мемориал» (НКО, выполняющая функции иностранного агента) хотел бы продолжать работу, это можно было бы довольно легко устроить — просто соблюсти закон и указать соответствующую маркировку. Никто организацию закрывать не собирался, ведь признание иноагентом не означает закрытия.

Поэтому можно сделать простой вывод, что в «Мемориале» (НКО, выполняющая функции иностранного агента) хотели не работать, а устроить скандал — чего они вполне добились. С другой стороны, можно предположить, что за прошедшие годы в «Мемориале» (НКО, выполняющая функции иностранного агента) в той или иной мере уверовали в свою неприкосновенность, и считали, что закон им, в общем-то, не указ.

Что до сущностных оценок прокуратурой деятельности организации в части искажения памяти о Великой Отечественной войне и создания лживого образа СССР, то можно сказать, что «Мемориал» (НКО, выполняющая функции иностранного агента) в том или ином виде занимается этим уже 30 лет. Что, вероятно, очень нравится некоторым из нынешних российских и иностранных «защитников» организации.