Рано или поздно Ленина причислят к лику святых — интервью
Россия отмечает 150 лет со дня рождения Владимира Ленина — одной из ключевых фигур своей истории. Одни считают его спасителем России, сумевшим вытащить страну из смуты, другие говорят о «бомбе под российскую государственность».
Продолжают звучать антисоветские проклятия времен холодной войны, и одновременно воспроизводится псевдосоветский лубок. Вместе с тем в обществе растет запрос на реальное переосмысление советского наследия.
ИА Красная Весна публикует серию интервью, посвященных 150-летию со дня рождения основателя советского государства.
Политолог Владимир Павленко убежден, что понять Ленина можно только пережив мощное потрясение, каким лично для него стала перестройка. Эксперт убежден, что Ленина, равно как и Сталина, рано или поздно причислят к лику святых за спасение русской государственности.
ИА Красная Весна: В этом году 22 апреля исполняется 150 лет со дня рождения В. И. Ленина. Как, с Вашей точки зрения, необходимо освещать эту дату? Какое значение имеет фигура Ленина для истории нашей страны и мира?
Владимир Павленко: У Владимира Маяковского есть замечательные строчки о Ленине:
Он земной, но не из тех, кто глазом
Упирается в свое корыто.
Землю всю охватывая разом,
Видел то, что временем закрыто.
Умение видеть сквозь события, века и эпохи — уникальный дар. Изучая в 70-е годы марксизм-ленинизм, оглядываясь по сторонам, не раз задавался вопросом: о чем это? Ведь в той реальной жизни, казалось, ничего похожего не было. Но потом грянула «перестройка», за ней распался Советский Союз. И вот тогда я вспомнил Ленина. И принялся заново его перечитывать. Но на этот раз — другими глазами, которые как будто открылись. И понял: чтобы до Ленина дорасти — нужен жизненный опыт переломных эпох, которые приводят в движение целые страны и континенты, миллионы, десятки и сотни миллионов людей. Прочитать Ленина и сразу его понять, особенно в обычных условиях — невозможно. Почувствовать и осознать, как переводятся стрелки исторических часов можно только через мощное потрясение. И осмысление пережитого.
Сегодня мы вновь стоим у порога очень больших перемен. Как эту дату освещать? Те, кто заложил ее в политический календарь, пытаясь приспособить для решения текущих задач, просто не понимают, что она принадлежит не конъюнктуре, а исторической вечности. Поэтому История в этот день неизбежно соединится с современностью. Эта метафизика работает. Как корабль назовешь, так он и пойдет. Имя и дело Ленина для сотен миллионов людей в нашей стране, на постсоветском пространстве и во всем мире вновь станут синонимами величия России и подтверждением того, что у человечества есть будущее.
ИА Красная Весна: С какими бы историческими личностями Вы бы поставили Ленина в один ряд?
Владимир Павленко: Опять Маяковский:
Он в черепе сотней губерний ворочал,
Людей носил до миллиардов полутора.
Он взвешивал мир в течение ночи.
А утром…
Власть Советам!
Земля крестьянам!
Мир народам!
Хлеб голодным!
Исторический поворот в четырех коротких лозунгах. Так разговаривать с народами умели единицы. В светской истории рядом с Лениным поставить некого. В эпосе и литературе приходят на ум Прометей, Данко… Как бы ни извращали вечное в угоду сиюминутному, но рано или поздно Ленин и Сталин будут причислены Русской православной церковью к Лику Святых за спасение русской государственности в XX веке.
ИА Красная Весна: Как, по Вашему мнению, Ленин подается и трактуется в современных СМИ, в учебниках истории, в современных художественных произведениях? Насколько эти трактовки соответствуют тому следу, который оставил этот человек в мировой истории?
Владимир Павленко: Когда такой диаметральный разброс мнений, позиций и оценок, в том числе художественных, — это верный признак того, что след оставлен уникальный. Вокруг заурядных фигур споров не возникает. Современные трактовки — не показатель, многие советские, особенно поздние, где Ленина прославляли с «фигой в кармане» тоже. Тридцать лет как нет Советского Союза, старые учебники порвали и выбросили, новых не создали, ибо спорят. А точнее понимают: то, что они хотят «отлить в граните», не будет принято и рухнет при малейшем дуновении исторического ветра. Владимир Путин неоднократно критиковал Ленина, но на вопрос, не закрыть ли Мавзолей, отвечает, что нет, ибо с Лениным значительная часть сограждан связывает блестящие достижения советской эпохи. Добавить нечего.
ИА Красная Весна: Если говорить о современных СМИ, скажите, какие высказывания о Ленине Вас более всего впечатлили или поразили в хорошем или плохом смысле?
Владимир Павленко: Солнце в пиаре не нуждается, и грязью его не забрызгать. Кто-то из сценаристов удачно сказал, что «Ленин был единственным, кто в отличие от политических современников в любой ситуации знал, как поступить». Еще признание гетмана Скоропадского, который, к слову, люто ненавидел большевиков: «Самый крупный человек, которого выдвинула наша эпоха, — это, к нашему ужасу, Ленин». Дорогого стоит.
А что касается ленинского наследия, всецело полагаюсь на оценку Сергея Моткова, старосты Храма, который посещаю не одно десятилетие: «Меня при Советской власти ничему, что противоречило бы Уставу РПЦ, не учили».
ИА Красная Весна: В информационном пространстве существуют очень полярные высказывания и оценки В. И. Ленина. Как нужно отнестись к его фигуре, чтобы достичь национального единства?
Владимир Павленко: Можно. Но для этого необходимо непредвзято отнестись к главному историческому факту, связанному с ленинским наследием и феноменом большевизма в целом. Надо признаться самим себе, что большевики, во-первых, не являются узурпаторами власти. Настоящие узурпаторы — это либералы-февралисты. Те, что объединили усилия светской и церковной элит в заговоре против монархии и по заказу и при поддержке внешних сил ее свергли. Как к этой монархии ни отнесись, какие бы ошибки она ни совершила, какая бы ответственность ни была на ней за то, что довела до ручки народ, дискредитировала власть и упустила бразды правления.
Большевики узурпировали узурпаторов монархии, то есть, с точки зрения исторической справедливости, восстановили законность власти, ее последовательность и преемственность. Метафизически большевики ведут исторический диалог не с пигмеями четырех временных правительств, которые от России отреклись, а именно с исторической Россией, преемниками которой являются. И которую они сохранили и подняли до недосягаемых высот, включая исторический максимум 9 мая 1945 года, который никогда бы не наступил без 25 октября (7 ноября) 1917 года. Эти две выдающиеся даты неразрывно связаны.
Во-вторых, большевики — спасители Отечества. Не только потому, что на развалинах Российской Империи они оказались единственной организованной политической силой, идеологически вооруженной и способной, психологически готовой взять власть и нести за нее всю полноту ответственности перед страной, народом и Ее Величеством Историей. Главное: они сломали хребет системе внешнего управления, которая в определенной степени сложилась еще при Романовых, на фоне повального обращения дворянской элиты в масонство. При «временщиках» же дело дошло до практически полной утраты суверенитета, и об этом регулярно доносили в свои столицы западные послы.
У Черчилля есть исчерпывающий афоризм: «Большевики представляют Интернационал — учреждение и идею, совершенно чуждую и враждебную нашей цивилизации». Иначе говоря, большевики несовместимы с Западом и тем периферийным местом в глобальной системе, которое западные элиты отвели России. Мир социализма — это глобальная альтернатива со своим ядром в лице СССР, которая вступила в проектную борьбу с империалистической системой Запада и ее англосаксонским ядром. Имеется немало оснований утверждать, что без Великого Октября то, что мы сегодня именуем «новым мировым порядком» или «глобальным государством», установилось бы еще сто лет назад в лице Лиги Наций. Кто-нибудь задумывался над тем, почему США ее всем навязали в Версале, а сами затем в нее не вступили? Исторические условия изменились: с Октябрем они проиграли игру, считавшуюся выигранной в Первой мировой войне. И именно здесь корни и фашизма, и глобализма, и «устойчивого развития», и остальных «прелестей», с которыми мы сегодня столкнулись. Восстановление великого Красного проекта — единственный выход из этого тупика, в который с распадом СССР завели мир элитарные интересы и теории.
ИА Красная Весна: Нужны ли новые памятники Ленину в нашей стране?
Владимир Павленко: Сначала нужно восстановить памятник — и историческую память! — в собственной душе. Все остальное приложится, ибо — опять Маяковский:
Я боюсь, чтоб шествия и мавзолеи,
Поклонений установленный статут
Не залили б приторным елеем
Ленинскую простоту.
ИА Красная Весна: Как Вы относитесь к тому, что на параде, посвященном 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, как и на предыдущих, Мавзолей Ленина будет задрапирован? Если перестать это делать, какой это произведет эффект внутри страны и за рубежом?
Владимир Павленко: Маховик исторических фальсификаций, с которыми у нас под юбилей Великой Победы принялись бороться, мы же сами подобными вещами и запустили. Те, кто «стесняется» ленинского Мавзолея, с которого Сталин принимал и переломный Парад 7 ноября 1941 года, и Парад Победы 24 июня 1945 года, почему-то думают, что им можно издеваться над историей. В основе этих дешевых трюков лежит попытка отделить Победу от одержавшей ее советской власти. Это пропагандистская спецоперация. Наши недруги понимают ее как сигнал из Москвы, что переписывать историю можно, а их лживые интерпретации будут проглочены.
ИА Красная Весна: Ваше личное отношение к Ленину.
Владимир Павленко: Глубокая благодарность в прошлом и надежда в настоящем и будущем.