Клятва врача в СССР и в постсоветской России (окончание)
Ранее мы провели экскурс в историю врачебной клятвы и дошли до сравнения текстов советской и современной врачебной клятвы в России.
Почему от врача можно ожидать, что он будет действовать во благо пациента? В том числе и потому, что врач даёт клятву, которая должна налагать на врача моральные обязательства. Отметим, что закон от 1999 года содержал пункт об ответственности врачей за нарушение клятвы, а из современного закона ответственность за нарушение клятвы убрали. То есть врач дает клятву, но отвечает за ее соблюдение только морально. Несмотря на это клятва врача остается документом, ее принесение — продолжением древней традиции, а ее содержание — моральным ориентиром для врачей. Мы уже убедились, что содержание присяги советского врача, которую давали врачи в СССР, отличается от клятвы врачей современной России. Давайте сравним эти клятвы и проанализируем различия.
И советский врач, и современный российский врач давали клятву посвятить знания и силы охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну. В этом современная версия клятвы осталось без изменений по сравнению с советской.
Первое отличие текста советской клятвы от современной, на которое хочется обратить внимание, в замене слова «больной» на слово «пациент»: например, советский врач клялся руководствоваться интересами больного, а современный российский врач клянется действовать исключительно в интересах пациента. Есть ли разница между больным и пациентом? Пациент — это юридический термин, определенный в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» как «физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия или отсутствия заболевания». В связи с этим возникает несколько моральных вопросов. Если больной не обратился за медицинской помощью — врачу он безразличен? А после того, как помощь оказана, и больной перестал быть пациентом, врач о больном больше не беспокоится? Советский врач клялся помогать больным независимо от того, являются они его пациентами или нет — это огромная разница в отношении к людям.
Второе, что ушло из современной версии клятвы — обещание служить обществу и народу. Советский врач клялся «добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества», всегда помнить «об ответственности перед Народом и Советским государством». В современной версии клятва требует только «честно исполнять свой врачебный долг». В советской присяге врач клялся беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины — из современной клятвы слово «отечественной» убрано. И это неудивительно в условиях, когда «реформаторы» российской медицины не только не развивают, а намеренно разрушают отечественные достижения и традиции (вроде системы Семашко), превращая медицину из высокого служения в бессовестный рынок и копируя коммерческую «западную медицину».
Третье отличие советской присяги от постсоветской клятвы врача — это отношение к своему труду. В советской присяге врач выбирал не профессию, а судьбу по высокому призванию: советский врач клялся пронести верность присяге «через всю свою жизнь», «всегда помнить о высоком призвании советского врача», посвятить врачебной деятельности «все знания и силы». А в современной версии клятвы врач — это профессия: врач приносит клятву, «приступая к профессиональной деятельности» (в советской присяге было к врачебной деятельности), клянется «постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство» (в советской присяге клялись «постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство»). Профессия может быть не одна на жизнь, профессию можно сменить, ни о каком высоком призвании и отдаче ему всех сил до конца жизни в современной клятве речи нет.
Четвертое отличие — это моральность. Советский врач клялся «во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали» — это из современной версии клятвы просто убрано. Наверное, справедливо указать на то, что коммунистическая мораль в позднем СССР в значительной мере превратилась, к сожалению, в «мертвый штамп» — об этом говорит факт разрушения СССР. Но нельзя не отметить, что требование моральности хотя бы декларировалось, что от врача в СССР требовали быть не просто специалистом, а специалистом моральным. Это касается в том числе и отношения к пациентам, и отношения к коллегам. Присяга советского врача называет коллег — «товарищами по профессии», а слово «товарищ», если за ним стоит живое содержание, ко многому обязывает. В том числе товарищей объединяет общий труд на благо общества, и советский врач клялся «способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики». А современная версия клятвы отношения товарищества заменила на требование «доброжелательно относиться к коллегам», «никогда не отказывать коллегам в помощи и совете» и способствовать профессиональному росту своих учеников.
Требование способствовать развитию медицинской науки и практики из постсоветской версии клятвы убрано.
Есть ли еще отличия советской и постсоветской клятвы врача? Да, отличия есть. В постсоветскую клятву вошли такие веяния времени, как отношение к эвтаназии (негативное). Постсоветский врач клянется действовать в интересах пациента «независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям» (что характеризует постсоветское общество, в котором врач должен клясться помогать людям любой национальности и т. д.).
Итак, присяга советского врача была клятвой, требовавшей выбора судьбы по высокому призванию и на всю жизнь. Постсоветская клятва — это клятва профессионала без значимых обязательств перед отечеством и народом (напомним, из закона вообще исключили ответственность за невыполнение клятвы). Клятва — это индикатор изменений в отношении к труду врача. Ведь если «убрать» из этого труда советскую мораль, то образовавшийся вакуум постсоветский врач чем-то заполнит? Например, он может взять на вооружение «рыночную мораль» (которую ему агрессивно навязывают «реформаторы»), в которой пациент — это не больной человек, а денежный клиент. И если мечта советского врача была в том, чтобы больницы были пустыми (то есть чтобы все люди были здоровыми), то «мечта» продавца медицинских услуг оказывается в том, чтобы клиенты не покидали клинику никогда (то есть чтобы клиенты покупали услуги снова и снова).
Маркс для осмысления влияния капитализма на человека использовал категорию отчуждения. Отчужденный труд — это труд, уничтожающий человека, убивающий в нем человечность. Врач, который спокойно смотрит на умирающего, пока тот ему не заплатит — это врач, отчужденный от сущности профессии врача (спасения жизни и здоровья людей). Пациент, которого коммерческая медицина сводит в могилу — это другая сторона того же отчужденного труда врача. Понятно, что первопричина не в клятве врача, в данном случае клятва — это индикатор изменений в медицине. А эволюция врачебной клятвы — наглядный пример наращивания отчуждения.