«Бесы» затаились? Ждать ли повторения протестов в Екатеринбурге
Вокруг строительства храма Святой Екатерины в Екатеринбурге наступило затишье. После демонтажа забора вокруг бывшей стройплощадки и прекращения массовых митингов крупные СМИ переключились на другие темы. Telegram-каналы обсуждают отдельные высказывания и голосования в интернете. Роскомнадзор сначала требует удалить видеозаписи прямых эфиров протеста из-за «экстремистских комментариев» на YouТube, но потом соглашается на удаление только самих комментариев.
Тем не менее, отдельные «вспышки» ещё ощущаются. И «раздувают огонь» отгремевшего противостояния все стороны — участники протестов, журналисты, представители церкви.
Так, в выходные 25–26 мая некая группировка Jesus gang соорудила на ограде городского пруда Екатеринбурга купола с крестами. На набережной снова появляются оскорбительные граффити, изображающие в виде «чертей» губернатора Евгения Куйвашева, митрополита Кирилла, а также спонсоров строительства — олигархов Андрея Козицына и Игоря Алтушкина.
Граффити оперативно удаляются. Представители власти и спонсоры строительства храма Святой Екатерины ведут себя на удивление сдержанно — мэрия города собирает на обсуждения противников и сторонников строительства, «Фонд святой Екатерины» восстанавливает газон в сквере у Драмтеатра, пострадавшем как от строителей, так и от протестующих. А вот представители церкви не скрывают своих чувств.
Так, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл уже сравнил протесты в сквере с расстрелом царской семьи:
Читайте также: РПЦ: отказ от строительства храма в сквере — аналог расстрела Николая II
«Сегодня перед Церковью — вызов. Этот вызов прогремел из Екатеринбурга. Как 100 лет назад прогремели выстрелы и пролилась кровь святых Царственных страстотерпцев».
При этом слова митрополита дополнительно «радикализуют» местные СМИ. Так, городской портал E1.RU фразу о том, что горожане, которые «выступают против строительства храмов, глумятся над православными ценностями — это наши братья, наши дети (выделено ИА Красная Весна), потерявшиеся по причине безверия» легким движением руки превращают в утверждение, что «люди, которые выступают против строительства храмов, глумятся над православными ценностями».
Не отстает и Москва. Патриарх Кирилл заявляет, что протест в Екатеринбурге — «экзотическое» явление, а его пресс-секретарь — что «в здравом уме и адекватном нравственном состоянии» люди не могут выступать против строительства храма.
Читайте также: РПЦ считает, что протестовать надо против пивных, а не против храмов
Телеведущий Владимир Соловьев опять вспоминает «полторы тысячи уродов», однако уже уточняет свою позицию: помимо «бесов» среди протестующих в Екатеринбурге есть и нормальные люди, и надо отделить «агнцев» от «козлищ». Однако местные СМИ все равно публикуют его высказывания под заголовками «Не только бесы, но еще и „козлища“. Телеведущий Соловьев вновь обозвал жителей Екатеринбурга» и поджидают его скорого прибытия в «город бесов».
Однако, по большому счету, все ждут итогов десятидневного сбора предложений о площадке для строительства храма, выбора окончательных вариантов и большого опроса горожан.
На текущий момент от жителей Екатеринбурга поступило более 8 800 предложений по площадке для храма, из них отобрано 53 предложения. Ряд из них — провокационные. Например, установка вместо памятника Ленину на площади 1905 года или вместо памятника Свердлову рядом с УрФУ. Другие — шутливые, типа предложения построить храм на Марсе. Однако в списке вариантов остался и сквер у Драмтеатра, что наиболее радикальные участники восприняли как угрозу.
Противники строительства храма в сквере обеспокоены тем, что несмотря на опросы ВЦИОМ (согласно которым за строительство в сквере выступает только 10% опрошенных горожан), возможна «мобилизация» православной общественности на голосование именно за эту площадку. При этом о намерении противоположной стороны массово поддержать какое-то конкретное место пока не слышно — их голоса могут «распылиться» на разные варианты, что обеспечит победу предыдущему проекту.
Хаотичность в процесс вносят заявления, в том числе от городских депутатов, что опрос может не проводиться вовсе, если некая рабочая группа договорится об альтернативной площадке для строительства. Видимо, под этим подразумевается, что «Фонд святой Екатерины» убедят перенести стройку на другую площадку. Но кто может дать гарантию, что на новой площадке храм снова не встретят протестами, как на трех предыдущих? И опять же, как быть с опросом, про который столько сказано, в том числе президентом страны Владимиром Путиным?
Читайте также: Опрос о храме в Екатеринбурге могут так и не провести — глава гордумы
Чем завершится история, пока предполагать трудно — слишком много в ней игроков, делающих резкие выпады. При благоприятном развитии событий, в ходе голосования будет выбрана иная площадка, устраивающая всех горожан, власть, церковь и спонсоров строительства.
При негативном развитии событий возможно повторение событий 13–16 мая. Часть противников строительства храма анонсировала продолжение протестов в случае победы этого варианта.
«Давайте сразу договоримся: если эта публика снова вылезет с идеей площадь Труда/Пруд/Сквер — все начинаем сначала», — призвал один из лидеров «скверного» протеста Федор Крашенинников.
Другой негативный сценарий возможен, если по результатам голосования выбранная площадка для храма окажется «на задворках». В данном случае обманутыми ощутят себя уже представители православной общественности города, позицию которых выразила сотрудница Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке Оксана Иванова: «Вы думаете, мы не умеем кричать и у нас сил на забор не хватит?»