Святитель Лука — оппонент современных десоветизаторов от РПЦ. Часть 3. Окончание
Познакомившись с судьбой будущего святителя, в которой имели место гонения самого Войно-Ясенецкого, аресты и ссылки, его переживания за судьбу матери Церкви, можно было бы предположить, что епископ Лука должен был примкнуть к лагерю противников Советской власти. Но этого не случилось, несмотря на все перипетии судьбы, описанных в первой и второй статьях.
Когда началась Великая Отечественная война, епископ Лука находился в своей третьей ссылке под Красноярском. Он сразу же предложил государству свой богатый хирургический опыт. В 1942 году его назначили консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакуационного госпиталя. В это же время Войно-Ясенецкий возглавил Красноярскую епархию и стал архиепископом Красноярским. Его трудами была восстановлена и открыта единственная церковь в тех местах.
В годы войны произошло смягчение отношения Советской власти к РПЦ. Сказалось это и на судьбе архиепископа Луки. Благодаря начавшемуся диалогу власти и церкви, митрополит Сергий (Страгородский) вызволил архиепископа Луку в 1943 году в Москву на Поместный Собор. Он был введен в состав Священного Синода, но вскоре от последнего отказался, по причинам невозможности совместить работу в Синоде со своей архипастырьской и врачебной деятельности.
Возглавляя с 1944 года Тамбовскую епархию, архиепископ Лука организовал там сбор средств на помощь фронту. Всего за несколько месяцев было собрано 250 тыс. рублей, которые вместе с суммами от других епархий пошли на создание танковой колонны имени Дмитрия Донского. Всего же за годы войны епархия Войно-Ясенецкого перечислила государству около миллиона рублей на нужды фронта (в годы войны стоимость танка Т-34 составляла в среднем несколько сот тысяч рублей). В декабре 1945 г. архиепископ Лука был награжден медалью «За доблестный труд».
Как архипастырь, он прикладывал много сил для восстановления храмов, обеспечения их всем необходимым для богослужений. Много проповедовал. К 1946 г. трудами и заботами архиепископа Луки было открыто 24 прихода. Был создан архиерейский хор, но главное, началось активное принятие священнического сана его прихожанами. В 1946 году, учитывая состояние здоровья, архиепископа Луку переводят в родной Крым.
В Крыму, пока позволяло здоровье, Войно-Ясенецкий вел привычный для него чрезвычайно активный образ жизни. Будучи с 1947 года консультантом Симферопольского военного госпиталя, все так же в священническом облачении оперировал и читал лекции, встречался с врачами, передавая свой бесценный опыт. Как архипастырь Лука был чрезвычайно требовательным к себе и другим. На этой почве в Крыму у него возникали конфликты с местным духовенством и представителями власти. Особые нарекания вызвала практика переводов и назначения священников, которые архиепископ осуществлял без согласования с уполномоченными по делам религии, и особое внимание со стороны Войно-Ясенецкого к священникам, прошедшим, как и он, ссылки и лагеря. Но, не смотря на все трения, в целом владыка Лука жил в своем Отечестве в согласии с совестью и властью.
После полной потери зрения в 1955 году Войно-Ясенецкий прекратил хирургическую практику, но не проповеди в храме. В этот период занялся диктовкой своих воспоминаний и статьей, причем не только на медицинские темы. Активно поддерживал внешнеполитический курс СССР, полемизировал с западным духовенством и представителями РПЦ (за границей), поддержавшими фашизм.
Нельзя не сказать и еще об одной грани этого удивительного человека. В своих проповедях и статьях святитель Лука пытался обосновывать единство науки и религии. Он написал на эту тему двухтомник: «Дух, душа и тело», «Наука и религия». Как в жизни, так и в трудах святителя Луки стало неразрывно целым и очень гармоничным его деятельность врача, ученого, богослова и архипастырьское служение в РПЦ, а также активная позиция советского гражданина.
Архиепископ Лука умер в 1961 году. Как христианин он прославлен в лике святителей. Как достойный сын Отечества — увековечен в нашей памяти. Как врач он оставил после себя созданные им направления в медицине, свои многочисленные и уникальные труды, династию врачей.
Жизненный путь святителя Луки Войно-Ясенецкого во многом опровергает навязываемые нам антиисторические стереотипы. Например, об обязательном негативном отношении духовенства к Советской власти, и наоборот, нежелание власти искать компромиссы с не принимающими новую власть священнослужителями. Как и неверные представления о том, что единственной формой жизни верующего в СССР был мученический или исповедальный подвиг. Судьба архиепископа Луки показывает, что все было не так одномерно.
И потому ради обретения исторической правды нам крайне необходим отказ от простых и категорических суждений, от обвинительного тона и ангажированных бескомпромиссных позиций. В наши дни, когда стало доступно много информации, закрытой ранее, нам тем более нужен диалог ради восстановления уважения ко всем периодам отечественной истории. И тогда может быть, мы найдем путь к так часто декларируемому властью примирению в современном российском обществе.