В большинстве стран Европы именно воинствующая русофобия приобретает черты официальной идеологии

Болгария. Война с памятниками и историей как инструмент нацификации

Изображение: (cc) Иванка Вълчанова
Пмятник свободы на Шипке. Болгария
Пмятник свободы на Шипке. Болгария
Пмятник свободы на Шипке. Болгария

Политический скандал, учиненный депутатами партии «Демократы за сильную Болгарию» (ДСБ), предложившими «перенести» установленный в центре Болгарии — Пловдиве — памятник советскому солдату «Алёше», явился апофеозом, взрывной каплей в море подобных же антиисторических акций, начало которым было положено правящей в Болгарии коалицией.

Эта прозападная коалиция взяла курс на последовательное уничтожение исторической памяти, формирующей национальную идентичность болгарского народа. Такая позиция, очевидно направленная на принудительную «украинизацию» Болгарии по отношению к украино-российскому конфликту, в итоге выливается в сознательное ослабление национального суверенитета страны.

В большинстве стран Европы именно воинствующая русофобия приобретает черты официальной идеологии. Между тем любая страна, проповедующая собственную национальную исключительность и ксенофобию по отношению к другим народам, рискует утонуть в пучине безвременья, то есть повторить печальную судьбу нацистской Украины. Болгария, которую власти насильственно марают в антирусской нацификации, здесь отнюдь не исключение.

Памятник Советской армии в Софии

Памятник Советской армии был установлен в центре болгарской столицы, в парке напротив здания Народного собрания — парламента Болгарии, от которого мемориал отделяют всего несколько сотен метров. Надпись на его табличке гласит: «Советской армии-освободительнице от благодарного болгарского народа».

Изображение: © ИА Красная весна
Памятник Советской Армии в Софии, Болгария
Памятник Советской Армии в Софии, Болгария
БолгарияСофии,вАрмииСоветскойПамятник

На протяжении трех десятилетий памятник подвергался как актам вандализма, так и попыткам различных политиков убрать его из центра города под предлогами необходимости реставрации. Кроме этого, противники памятника в качестве причин для демонтажа называют якобы закономерно негативное отношение отдельных людей, выливающееся в осквернение памятника. Акции вандалов, по заявлению организаторов последующих протестов, вызваны якобы неоднозначным отношением общества к русским и к России.

Жители Софии, как принадлежащие, так и не принадлежащие к каким-либо политическим партиям и общественным движениям, каждый раз выступали в защиту монумента. Устраняли последствия актов вандализма, проводили митинги и живые ограждения для защиты от новых атак. В конце 2023 года, когда администрация города начала огораживать памятник строительным забором, защитники памятника организовали палаточный городок у его подножия.

В декабре прошлого года городские власти Софии объявили о том, что памятник находится в аварийном состоянии, и к середине месяца начали его демонтаж.

Приказа, распоряжения или тому подобного нормативного документа с надлежащим обоснованием столь радикальных действий власти так и не издали. Вместо этого глава администрации области София Вяра Тодева публично объявила, что памятник с момента его установки в 1954 году ни разу не реставрировался, и потому в толще монумента от воздействия атмосферных явлений образовались якобы «серьезные трещины».

По заключению специалистов, которое власти специально подготовили в обоснование демонтажа, трещины в некоторых местах бетонной основы памятника достигают пяти сантиметров. Ни общественных слушаний, ни тем более референдума о судьбе памятника городские власти не проводили.

Здесь надо отметить, что из трех основных скульптурных фигур, составляющих памятник, лишь в одной воплощен русский воин-красноармеец, остальные — мужчина и женщина с ребенком — изображения болгарских граждан, рабочего и крестьянки, по замыслу авторов памятника, внесших свой вклад в освобождение страны от фашистов.

Выступившая в защиту памятника патриотическая оппозиция констатировала, что снос памятника победителям нацизма направлен именно на реабилитацию нацизма.

Опираясь на такое основание, патриотические силы обратились в Софийский городской административный суд, и суд вынес решение о запрете скандального демонтажа и обязал власти провести предусмотренные законом для подобных случаев процедуры общественных слушаний.

Тем не менее, вопреки судебному запрету, заказанные и оплаченные из городской казны работы по сносу антифашистского монумента были проведены, и разобранный на части памятник вывезен за пределы города.

Глава областной администрации Тодева позже заявила, что после реставрации фигуры памятника будут выставлены в «подходящем месте» в Музее социалистического искусства. Власти таким образом продемонстрировали пренебрежительное отношение как к судебной власти, так и к мнению народа.

Памятник Свободы на Шипке

Объявленная властями в конце 2023 года «реконструкция» памятника Свободы на Шипке также взбудоражила патриотическую общественность страны. Дело в том, что объявленные властями работы подразумевают ограничение доступа к мемориалу в течение трех лет, — именно такой срок якобы требуется для реставрационных работ.

Между тем шипкинский мемориал построен на пожертвования болгарского народа в 1934 году в честь победоносного сражения русской армии при Шейново-Шипке в январе 1878 года. Сражения, предопределившего полную победу Российской империи в русско-турецкой войне 1877–1878 годов.

Эта война, изначально направленная на защиту угнетаемых турками христианских народов, закончилась заключением 3 марта 1878 года между Россией и Османской империей Сан-Стефанского мирного договора.

Согласно Сан-Стефанскому миру, вновь созданной Болгарии отводились этнически однородные болгарские земли во Фракии, Мезии и Македонии, выходившие к Эгейскому морю. Таким образом Болгария вместе с независимостью получала к тому же прямой выход в Средиземное море.

Впоследствии условия Сан-Стефанского мира были пересмотрены под давлением Британии, которую категорически не устраивало завоеванное Россией столь влиятельное дружественное окружение на Балканах. Тем не менее именно с Сан-Стефанским договором в Болгарию пришли свобода и независимость, и потому дата 3 марта ежегодно отмечается в стране как значимый национальный праздник — День освобождения от османского ига.

Надо отметить, что подвергся «атакам» на парламентском уровне и сам этот национальный праздник. Депутаты — члены правящей коалиции выдвигали предложения отменить его или заменить на какой-нибудь другой, потому что он якобы «раскалывает общество». На что представители оппозиции ответили, что конечно раскалывает — по отношению к факту освобождения Болгарии — на два полюса: на болгарский народ и на его антинародное правительство.

Изображение: (сс) Михал Орела
Памятник Свободы на перевале Шипка. Болгария
Памятник Свободы на перевале Шипка. Болгария
БолгарияШипка.переваленаСвободыПамятник

Памятник русскому генералу графу Игнатьеву

В городе Варна на западном побережье Черного моря в ночь на 10 января был сброшен с основания памятник генералу графу Николаю Павловичу Игнатьеву. Игнатьев остался в памяти болгарского народа благодаря огромному вкладу в описанный выше Сан-Стефанский мир. Дело в том, что до войны с турками Игнатьев длительное время служил чрезвычайным и полномочным послом России в Османской империи. Затем, после победы России, наивыгоднейших для Болгарии условий мира добился именно граф Игнатьев, который затем собственноручно подписал Сан-Стефанский договор с российской стороны.

Очевидно, что разрушение и этого памятника — отнюдь не заурядный вандализм, а скорее логичное продолжение государственного курса на отмену всего, что связано с Россией.

Историческое достоинство и народ

Системную оппозицию Болгарии, которая последовательно выступает за сохранение национального исторического достояния, представляют Болгарская социалистическая партия (БСП) и умеренные националисты партии «Возрождение» (блг. — «Възраждане»).

Один из лидеров системной оппозиции, депутат Национального собрания Костадин Костадинов, в частности, 15 января нынешнего года разместил на своих страницах в соцсетях видеообращение, в котором заявил, что такое отношение властей к памятникам прямо направлено на уничтожение национальной истории.

«Памятник — это история, к которой можно прикоснуться, в буквальном смысле слова», — сказал депутат. Он констатировал, что столь пренебрежительное отношение властей к национальному историческому достоянию является продолжением гитлеровской пропаганды, которую проамериканская элита Болгарии ведет вопреки интересам собственного народа.

«Продолжение гитлеровской антинациональной пропаганды — сегодняшняя американская антинациональная пропаганда. Она подменяет национальную историю», — подчеркнул он.

Причиной столь губительного отношения заокеанских кураторов к болгарской национальной истории является, по мнению парламентария, признание исторически дружеского отношения к России.

Депутат уверен, что для болгар такое отношение к русским является наиболее естественным и прочно укорененным в национальной памяти, и именно поэтому США столь последовательны в уничтожении национальной памяти болгар.

Депутат полагает, что «для американцев <…> мы, похоже, единственный народ, может быть, это наша особенная национальная черта в их глазах среди народов Восточной Европы — исключительно ласковое, дружеское отношение к России и русским».

Между тем помощь России, по убеждению депутата, является исторически значимой, решающей для всей болгарской истории.

«Без России, без русской помощи в 1877–1878 годах мы, болгары, не существовали бы как народ, не существовали бы как государство», — заключает депутат.