С самого начала российской военной спецоперации в Донбассе Греция заявила, что ее отношение к происходящему определяется членством в НАТО и ЕС

В украинском кризисе Греция без колебаний выбрала сторону Запада

Василий Поленов. Призраки Эллады. 1905
Василий Поленов. Призраки Эллады. 1905
Василий Поленов. Призраки Эллады. 1905

Усиление связей Греции с США за счет России было отмечено и до признания Россией ЛНР и ДНР. 9 февраля издание Politico обратило внимание на то, что еще 40 лет назад в Греции проходили марши против баз США под лозунгами типа «Долой базы смерти». В 2021 году в своем обновленном оборонном соглашении с США Греция впервые прямо дала США бессрочное право на военное использование четырех своих объектов.

В число этих объектов вошел, среди прочего, логистический узел в Александруполисе — крупном портовом городе у границы с Турцией. Россия неоднократно выражала беспокойство в связи с американским использованием этой базы, Politico назвало это беспокойство «гневом». Официальные представители США признали, что база в бухте Суда и Александруполис могут использоваться против России.

Министр обороны Греции Никос Панайотопулос, однако, высказывал иное понимание назначения этих военных объектов. 15 марта он заявил, что Россия якобы ошибается, полагая, что база в Александруполисе является началом угроз. Когда лидер правой партии «Греческое решение» Кириакос Велопулос выразил возражение против использования Александруполиса вооруженными силами США, Панайотопулос ответил, что что слышит возражения по этому поводу «от вас, от турок и от русских».

Отметим, усиление отношений с США не является лишь чертой действующего правоцентристского правительства «Новой демократии». Основы нынешнего сотрудничества были заложены еще предыдущим премьер-министром Алексисом Ципрасом, лидером партии СИРИЗА. В январе 2020 года премьер-министр «Новой демократии» Кириакос Мицотакис даже обвинил Ципраса в отказе ратифицировать свои собственные соглашения с США, ранее подписанные им в качестве премьер-министра.

Оценка Грецией действий России на Украине

Греция не поддерживала действия России в Донбассе еще до начала военной спецоперации. 22 февраля и правительство, и оппозиционные партии Греции осудили признание Россией Донецкой и Луганской народных республик. МИД Греции назвал это признание грубым нарушением принципов международного права и Минских соглашений. При этом он подчеркнул, что в этом отношении Греция будет действовать в рамках своих обязательств перед Евросоюзом и НАТО.

Те же самые обвинения в адрес России выдвинули и две другие крупнейшие партии Греции — СИРИЗА и «Движение перемен» (KINAL). Бывший министр иностранных дел Греции Евангелос Венизелос, ныне член KINAL, заявил, что президент России Владимир Путин поставил под сомнение порядок, сложившийся после распада СССР.

Венизелос даже обвинил действующего министра иностранных дел Греции Никоса Дендиаса в непоследовательности за то, что тот, хотя и осуждает действия России, поверил ее заверениям, что «вторжения» на Украину не планируется. Подчеркнем, это было 22 февраля — за два дня до начала спецоперации.

В несколько другом ключе высказалась Компартия Греции. Она осудила признание республик за то, что оно не решает существующих проблем капиталистического способа производства. КПГ также призвала Грецию отказаться от участия в планах США, НАТО и ЕС и не посылать на Украину греческих военных.

Прямую критику действий правительства выразила только небольшая ультраправая партия «Греческое решение» (Elliniki Lysi), некогда отделившаяся от другой ультраправой партии «Народный православный призыв». Ее председатель обвинил правительство в поспешных заявлениях и призывал не стремиться в авангард западных реакций на действия России. Он призвал Грецию, не отказываясь от осуждения России, не становиться самой частью проблемы.

Стоит отметить, что это происходило уже после того, как 13 февраля в Мариуполе в бытовом конфликте с представителями ВСУ погибли два этнических грека. Прецедент, который, казалось, заставляет задуматься об этической стороне всего конфликта.

После начала спецоперации позиции греческих политиков мало изменились. В канун ее начала, 23 февраля, Дендиас из Сенегала заявил, что во внешней политике Греции «международное право священно» и является «евангелием», а 24 февраля, после начала спецоперации Дендиас прервал свой визит в Кабо-Верде.

Стоит отметить, что в своих турне по всему миру Дендиас систематически укрепляет двусторонние отношения с разными странами, каждый раз неизменно подчеркивая важность международного права, в первую очередь права морского. Права, по которому Греция — морская по своей природе страна — может владеть 12 милями моря около своих берегов, а также континентальным шельфом своих островов. Права, которое не признается Турцией, которая еще в 1995 году объявила Греции угрозу войны в случае, если та им воспользуется, а в 2019 году заявила о своих правах на углеводороды на греческом шельфе. Чтобы опереться на эти права, в Греции решили поднять авторитет Конвенции ООН по морскому праву и начали сначала заключать договоры о демаркации морских границ, подчеркнуто ссылаясь на конвенцию, а затем просто заручаться поддержкой конвенции со стороны всех остальных стран.

В день начала российской военной спецоперации, 24 февраля, премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис экстренно созвал совет национальной безопасности. Перед его началом Мицотакис призвал «всю демократическую планету» встать против российского исторического «ревизионизма». В тот же день Дендиас пообщался с посольством США и встретился с послами Украины, Польши, Литвы, Латвии и Эстонии. Сообщалось, что генеральный секретарь МИД Греции в очередной раз вызовет посла России Андрея Маслова.

26 февраля МИД Греции обвинил Россию в гибели двух этнических греков в греческом поселке Сартана под Мариуполем. Затем, также 26 февраля, МИД Греции сообщил о гибели еще четырех греков, также под Мариуполем, а затем еще четырех.

Посольство России в Греции выразило глубокую скорбь и заявило, что ВКС России в этом районе не действовали. Минобороны России заявило, что в Мариуполь прибыли из Львовской области штурмовые отряды «Правого сектора» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), которые терроризируют жителей и размещают бронетехнику и артиллерию в жилых кварталах, используя местное население в качестве «живого щита».

В связи с гибелью греков 27 февраля в греческий МИД был вызван российский посол Андрей Маслов, которому был выражен устный протест в связи с «авиаударами». Пресс-служба греческого МИД не стала пояснять, кто именно нанес авиаудары. Отметим, однако, официальный представитель Минобороны России в своем регулярном докладе о ходе спецоперации в очередной раз напомнил, что армия России не наносит ударов по гражданским объектам.

Как передает греческий телеканал Skai, в тот же день около полудня Греция отправила властям Украины два транспортных самолета C-130 с оружием: боеприпасами, автоматами и ракетными установками. Решение было принято премьер-министром страны по просьбе властей Украины и в координации с союзниками по НАТО и Евросоюзу. Позднее планировалось отправить на Украину и гуманитарную помощь.

Стоит отметить, что дипломатические каналы с Россией не прерывались. Более того, посольство России продолжало вести свою страницу в Twitter, где давало российскую картину происходящего. Правда, в СМИ эти сообщения практически не распространялись.

Получил, однако, широкое распространение призыв российского посольства 6 марта с просьбой посмотреть фрагмент одной из передач греческого телевидения «если ищете что-то отличное от лживой пропаганды о состоянии на Украине». Призыв распространился не сам по себе, а в рамках резкого заявления Союза редакторов ежедневных афинских газет (ESIEA), сделанного в ответ на этот призыв. Из заявления следует, что существует такое явление, как «греческие журналисты», которым не нужны предложения со стороны дипломатических миссий о том, что смотреть и как выполнять свою работу.

Российскому посольству припомнили и его заявление от 27 февраля, в котором оно призвало греческих политиков, СМИ и «попугаев всех мастей» прийти в себя и вспомнить об ответственности. Посольство подчеркнуло, что Донбасс уже восемь лет страдает от обстрелов, но на Западе этого не замечали. В ответ греческие журналисты повторили известную официальную позицию о виновной стороне в конфликте и назвали заявление российского посольства «неприемлемым».

6 марта официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что Афины умышленно разрушают российско-греческие отношения, жертвуя здравым смыслом в угоду коллективным планам Запада, а совместным историческим достоянием — ради сомнительных целей. В тот же день официальный представитель МИД Греции Александрос Папаиоанну назвал эти высказывания «неприемлемыми» (универсальное слово!) и подчеркнул, что Греция действует так, как принято в Евросоюзе и НАТО. По его словам, забота Греции — показ правды, а заявления России не соответствуют историческим узам двух народов. Какие именно узы предписывают молчать, когда неонацистам отправляют автоматы и ракеты, он не пояснил.

Не смог пояснить Папаиоанну и причину, по какой Греция избирательно применяет международное право. 23 февраля — в день, когда он вызвал российского посла, чтобы выразить протест в связи с признанием ЛНР и ДНР, — Папаиоанну дал пресс-конференцию, на которой заявил, что Греция поддерживает территориальную целостность «всех стран мира, независимо от государства». Он не смог ответить на вопрос корреспондента ТАСС, спросившего, нужно ли ввести санкции против США, которые признали независимость Косово и вдобавок разместили там военную базу.

Массовые мероприятия на улицах Греции также не обошли стороной украинскую тему. Часть из них — условно, «антивоенная» — шла под украинскими флагами с призывом остановить Путина. Другая часть — коммунистическая и также «антивоенная» — шла под лозунгами типа «Вон США, НАТО и Россия с Украины».

Как показали соцопросы, 61% греков решили, что на Украину нужно отправить только гуманитарную помощь, а 32% — и гуманитарную помощь, и оружие. Иными словами, каждый третий грек, если верить греческой социологии, готов дать киевским властям еще больше летального оружия.

Последствия

Прямая военно-техническая поддержка греческими властями ВСУ, под эгидой которых действуют вполне самостоятельные националистические подразделения, открыто возводящие свою преемственность к нацизму, не прошла бесследно. 19 марта в Афинах был осквернен памятник советским воинам, павшим за свободу Греции в 1941–1944 годах. Вандалы нанесли на него желтой краской название и символику неонацистского полка «Азов» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) — того самого, который сейчас находится в Мариуполе.

Характерно, что МИД Греции осудил это деяние лишь 21 марта. Полагаем, стоит передать стилистику этого заявления. Вот его полный текст:

«Осуждаем осквернение монумента, посвященного памяти трех советских воинов, которые были расстреляны нацистскими оккупационными силами летом 1944 года. Греция, страна, которая пострадала от нацистской оккупации, особенно чутко относится к защите памяти жертв нацизма и осуждает любое использование символов этого темного периода истории».

Как можно узнать из этого объявления, солдат было трое, и они были расстреляны. Что делали в Греции советские солдаты, не уточняется.

26 марта на острове Корфу (Керкира) был осквернен памятник русскому адмиралу Федору Ушакову, благодаря которому в 1800 году впервые за несколько веков смогло появиться независимое греческое государство. Посольство России потребовало расследовать акт вандализма. Специальных заявлений по этому поводу со стороны МИД Греции не последовало. Стало известно, однако, что расследованием занялся Следственный комитет России.