Убрав из названия областной библиотеки имя Ленина, в Самаре нарушили закон
Некоторое время назад ИА Красная Весна опубликовало статью о загадочном исчезновении имени Владимира Ильича Ленина из наименования Самарской областной библиотеки. Там была разобрана история вопроса и общие основания того, почему имя необходимо вернуть. Если резюмировать коротко, суть в том, что никаких оснований для лишения библиотеки имени Ленина не было и нет. Документов, подтверждающих законность процедуры переименования, не найдено. А конкретно юридическую сторону вопроса мы рассмотрим в настоящей статье.
Разбираясь с вопросом исчезновения имени В.И. Ленина из наименования библиотеки (ГБУК «Самарская областная универсальная научная библиотека»), прежде всего рассмотрим правовой механизм, предусмотренный для внесения изменений в наименование государственного учреждения, ибо аббревиатура ГБУК расшифровывается не иначе как «Государственное бюджетное учреждение культуры».
Для начала сообщу непосвященному в юридические тонкости читателю, что для того чтобы сменить наименование любой организации — государственного ли учреждения или частной, коммерческой организации, — необходимо соблюсти установленную законом процедуру. Она выглядит так: заполняется специальная форма-заявление, прилагается комплект необходимых документов и все это подается в местную ИФНС (Инспекцию федеральной налоговой службы). Именно этот орган в настоящее время занимается регистрационными действиями в отношении юридических лиц (государственных и частных), раньше регистрация проходила в соответствующих отделах при администрации. После этого регистрирующий орган проверяет документы, делает соответствующую запись, то есть совершает юридическое действие, которое имеет правовые последствия — собственно, смену наименования. В подтверждение этого действия заявителю выдается свидетельство, выписка или иной, предусмотренный законом, документ.
Сейчас я вынужден сделать отступление, чтобы объяснить читателю одну юридическую тонкость. В юриспруденции существует так называемое «общее правило» и «исключение» либо «специальное правило». Общее правило формулируется в законе для применения к обычным случаям, ничем особым не выделяющимся. Специальное правило существует для особых случаев, когда законодатель считает, что эти случаи должны регулироваться специальным набором норм для упрощения или усложнения процедуры, в зависимости от значимости и сложности регулируемых отношений.
Приведенный мною выше порядок смены наименования организаций — это общее правило.
Теперь разберем законное наименование библиотеки: «Самарская областная универсальная научная библиотека имени В.И. Ленина». Наименование состоит из двух частей:
1) «Самарская областная универсальная научная библиотека…»
2) «…имени В.И. Ленина».
Так вот, вторая часть наименования библиотеки была присвоена ей постановлением Совета министров РСФСР в 1968 году. Механизм присвоения организации имени выдающихся людей как тогда, так и сейчас регулируется специальными нормами в законодательстве. Поскольку законодатель посчитал эту область правоотношений достаточно урегулированной советским нормативно-правовым актом, никаких новых законодательных актов по этому поводу не принималось. Таким образом, в настоящее время действует утвержденное постановлением Совета министров РСФСР от 14.02.1968 № 91 «Положение о порядке наименования и переименования государственных предприятий, учреждений, организаций и иных объектов республиканского (РСФСР и АССР) и местного подчинения, а также колхозов и других кооперативных организаций». Естественно, данный документ действует в части, не противоречащей современному законодательству. Именно эта часть нас и интересует.
Далее я буду выборочно цитировать указанный документ, который для краткости назовем Положением.
Пункт 4 Положения: «Государственным объектам… могут присваиваться названия в ознаменование революционных и других исторических событий, в честь государственных и общественных организаций, а также имена особо выдающихся государственных и общественно-политических деятелей, защитников Родины, героев труда, деятелей науки и культуры...
...Присвоение имен особо выдающихся государственных и общественно-политических деятелей, защитников Родины, героев труда, деятелей науки и культуры производится посмертно в целях увековечения памяти о них».
Пункт 6: «Названия… подлежат согласованию с Советами Министров… на территории которых расположены эти объекты».
Пункт 9: «Ходатайства о наименовании и переименовании… могут возбуждаться Советами народных депутатов и их органами, министерствами, государственными комитетами и ведомствами, государственными и общественными предприятиями, учреждениями и организациями, трудовыми коллективами и гражданами».
Пункт 13: «Переименование предприятий, учреждений, организаций и иных объектов допускается в связи с их реорганизацией, перебазированием в другую местность, изменением предмета деятельности или подведомственности, а также в других исключительных случаях.
Переименование… производится по правилам, установленным настоящим Положением для наименования соответствующих объектов».
Более всего нас интересует пункт 13, где приводится исчерпывающий перечень причин, в результате которых может произойти переименование учреждения. Разберем их:
1) Реорганизация — прекращение юридического лица, влекущее возникновение отношений правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних юридических лиц. То есть ликвидировали библиотеку, а имущество отдали, например, вновь создаваемому музейно-библиотечному комплексу, допустим.
2) Перебазирование в другую местность — естественно, если перебазировать «Самарскую библиотеку» в Сызрань, к примеру, она уже будет называться «Сызранской библиотекой».
3) Изменение предмета деятельности. Была библиотека, а стал спортзал, к примеру, изменили наименование на «спортзал».
4) Изменение подведомственности. Передали, допустим «Библиотеку завода имени Тарасова» заводу имени Масленникова, сменили название.
Обращаю внимание читателя, что указанные изменения названий носят прикладной, практический характер и даже не касаются выдающихся личностей, именем которых названо то или иное учреждение.
Последнее основание переименования звучит как «в других исключительных случаях». Каких именно, законодатель оставляет вопрос открытым на решение уполномоченных органов. Кстати об органах: другой документ времен СССР (Указ Президиума Верховного Совета от 17.08.1982 о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР) говорит нам, что:
«Присвоение имен государственных и общественных деятелей учреждениям... союзного, республиканского и местного подчинения производится Советом Министров РСФСР».
Теперь механизм присвоения имени выдающихся личностей выстраивается полностью: сначала ходатайство от указанного в законе круга лиц, затем согласование с местным Советом министров, затем присвоение имени Советом министров РСФСР — а это высший исполнительный и распорядительный орган РСФСР.
Что же делать в таком случае, спросит меня читатель, если этих органов давно уже нет? Как воспользоваться нормой? Не углубляясь в дебри юриспруденции, сообщаю, что в таких случаях право применяется по аналогии — то есть обращаются в аналогичные современные органы власти.
Возвратимся в наше время и остановимся на одном, наиболее важном, на мой взгляд, ответе, данном нам прокуратурой Октябрьского района г. Самары по результатам проверки законности исключения из наименования библиотеки имени В.И. Ленина (документ от 13.04.2016 № 1098ж-15):
«В ходе проверки не представилось возможным достоверно установить дату и основания исключения имени В.И. Ленина из наименования». Также в ответе прокуратуры содержатся ссылки на нормативно-правовые акты, приведенные мною в настоящей статье.
Говоря простым языком, нет никаких документов, подтверждающих соблюдение какого-либо законного порядка при исключении имени В.И. Ленина из наименования «Самарской областной универсальной научной библиотеки». А следовательно, никакого переименования не было, библиотека и теперь носит имя Ленина.