Сможет ли Техас отстоять свой запрет на аборты?
Легализация абортов — это не теряющая своей остроты на протяжении десятилетий тема в общественно-политическом дискурсе США. Тема не чужда всем слоям общества и всем возрастам, она актуальна, она обсуждается, она формирует политические предпочтения. Имея характер противостояния ценностей, она затрагивает представителей всех уровней власти. Губернаторы штатов, конгрессмены, президенты страны вовлечены в противостояние. Сейчас, на фоне наступления ультра-либеральных ценностей после прихода к власти президента США Джо Байдена, тема вышла на первый план.
Две радикальные позиции в отношении легализации абортов разделяют неравнодушных граждан на сторонников легализации и их противников. Убеждение первых, или движения «pro-choice», это право женщины на выбор. «Моё тело — мой выбор», — пишут они на своих плакатах и телах.
Жизнь превыше всего, заявляют их противники, движение «pro-life». Их позиция в том, что дитя в утробе — это уже не тело женщины, а другой человек, который тоже имеет право на жизнь, ведь права одного человека кончаются там, где начинаются права другого. Да и ограничения на распоряжение свои телом в конкретных случаях являются общепризнанной необходимостью, например ограничение на потребление алкоголя до достижения совершеннолетнего возраста или при управлении автомобилем.
Как сообщает Исследовательский центр Пью, большинство граждан США (59%) поддерживают легализацию абортов, против легализации выступают 39%. Более существенна поддержка легализации в рядах сторонников демократической партии (80%), среди сторонников республиканцев поддержка составляет 35%.
Соотношение сторонников и противников сильно разнится в зависимости от штата. Так, по данным того же Пью, в семи штатах преобладают запретительные настроения. Преобладание сторонников абортов отмечено в 20 штатах. В оставшихся 23-х нет существенного перевеса одной из сторон.
В тоже время, по данным The Marist Poll — института общественного мнения при частном университете Marist Colledge в США, в последнее время отмечен рост сторонников относительного ужесточения политики по отношению к абортам при сохранении легальности, что можно рассматривать как смещение общественного мнения в сторону консервативного подхода. Так, почти три четверти американских граждан высказались за различного рода ограничения, а именно допустимость аборта только в период до трехмесячного срока беременности, при наступлении беременности в случае инцеста или насилия, при медицинских показаниях для сохранения жизни матери.
В настоящее время аборты легализованы на всей территории США. Это решение было принято в 1973 году Верховным судом США по итогам рассмотрения дела, известного как Роу против Уайда. В прецедентном праве, которое действует в США, вердикт вынесенный по конкретному делу обретает статус конституционного закона, как прецедент. Поэтому решение по делу Роу против Уайда стало законом.
В соответствии с этим законом женщина имеет право сделать аборт до обретения плодом жизнеспособности вне утробы матери, в том числе с помощью медицинского вмешательства. По оценкам того времени, плод обретает независимую жизнеспособность после 28-й недели беременности, иногда после 24-й. До этого момента беременная женщина вольна была прервать беременность по своему усмотрению.
На момент легализации, законодательства штатов занимали разную позицию по отношению к абортам. Из 50 штатов аборты были вне закона в 31-м, в остальных 19 — разрешены, но при определенных условиях. С момента вынесения вердикта по делу Роу против Уайта действующие запреты штатов уже не могли исполняться в полной мере. Это вызвало негативную реакцию консервативных слоев населения.
Дальнейшее развитие событий привело к некоторому выправлению законодательства в консервативную сторону. Решения Верховного суда по таким делам, как Планирование семьи против Кейси в 1992 году и Гонзалес против Кархарта в 2007-м, позволили властям отдельных штатов ужесточать ограничения для абортов, в том числе ограничивая финансирование этих операций. И хотя наиболее жесткие из них блокировались в судах, как «чрезмерное бремя», доступ к абортам в целом ужесточался.
2021-й год ознаменовался некоторыми подвижками в процессе. Верховный суд США согласился провести слушания по одному из заблокированных законов, принятому в штате Миссисипи и устанавливающему более жесткий срок — 15 недель беременности, в течении которого можно осуществить аборт. Либеральная общественность немедленно окрестила данное событие попыткой консерваторов пересмотреть действующие уже полвека решения, легализующие аборты. Дело в том, что считается, что состав Верховного суда, состоящий из 9 судей, благодаря назначениям Трампа, имеет крен в консервативную сторону. Шестеро из девяти судей причисляются к консерваторам.
В некоторых штатах были приняты «законы о сердцебиении», в соответствии с которыми, аборты запрещались при условии четкой фиксации сердцебиения плода (около 6 недель беременности). И хотя все эти законы также были заблокированы, законодатели штата Техас, осуществили виртуозный юридический маневр.
В противовес всем ранее принимаемым законам, штат Техас возложил функции надзора за соблюдением запрета на граждан. То есть те, кто располагает сведениями об осуществлении абортов или о содействии в их осуществлении, может подать в суд на причастное лицо или организацию, получив при этом вознаграждение.
Запретить исполнение законов чиновниками может суд, запретить же гражданам исполнять закон суд не может, такова законодательная коллизия. Заблокировать закон штата Техас мог бы Верховный суд США, но новаторский подход техасцев и консервативный состав органа, привели к отказу Верховного суда заниматься этим вопросом.
Произошло это 1 сентября 2021 года, после чего закон штата Техас стал самым строгим запретом на аборты в США начиная с 1973 года. Аборты запрещаются даже в случае беременности, случившейся в результате инцеста или насилия.
Свои критические высказывания сделали либералы всех уровней и одним из первых был президент США Джо Байден. «Решение Верховного суда, вынесенное в одночасье, является беспрецедентным посягательством на конституционные права женщины<…> Я поручаю Совету по гендерной политике и Управлению советника Белого дома предпринять общегосударственные усилия в ответ на это решение, обратив особое внимание на Министерство здравоохранения и социальных служб и Министерство юстиции, чтобы узнать, какие шаги можно предпринять», — заявил он.
Первые шаги администрация Байдена предприняла уже в четверг 9 сентября, когда Министерство юстиции подало в суд на штат Техас из-за антиабортного закона. Результатом вероятно будет очередное обращение в Верховный суд, которое вкупе со слушаниями по делу о законе штата Миссисипи могут привести к пересмотру положений закона о легализации абортов.