Скандал с китайскими микросхемами-шпионами — обзор электроники за неделю
Мировая электронная война
Вот уже две недели не утихает скандал вокруг расследования Bloomberg, которое агентство ведет уже около года. Две недели назад вышел материал о китайских «закладках» в серверах, поставляемых в США. В материале сообщается о 17 источниках агентства, которые подтвердили информацию о том, что на оборудовании, купленном крупнейшими компаниями США Apple и Amazon и менее крупной Elemental Technologies, были обнаружены крошечные микросхемы, которые якобы позволяли получить контроль над сервером и другими устройствами в сети. Bloomberg заявляет, что среди неназванных источников есть сотрудники перечисленных компаний и чиновники. По их словам, компании обнаружили закладки и сообщили о них властям. Микросхемы-шпионы якобы были установлены китайским подрядчиком компании Super Micro Computer (Supermicro). Акции Supermicro после публикации Bloomberg упали на 60%.
Однако все названные фигуранты из материала Bloomberg тут же стали отрицать утверждения авторов. Ни Supermicro, ни Apple, ни Amazon, по их утверждению, никогда не сталкивались с описываемыми устройствами и никогда никого о них не информировали. Более того, один из названных в материале источников, эксперт по безопасности Джо Фитцпатрик, также выступил с заявлением, что все, что он сообщал журналистам Bloomberg, касалось гипотетической возможности, а не зафиксированных фактов использования микросхем-закладок.
На прошедшей неделе Bloomberg выпустил еще один материал, в котором сообщает о том, что бывший сотрудник израильской военной разведки, а ныне работающий в американской компании Sepio Systems Йосси Эпплбаум также располагает информацией об аппаратных закладках в серверах, собранных в Китае, и даже лично обнаружил их. Компании, которые якобы купили оборудование с закладками, он не называет, ссылаясь на соглашение о неразглашении информации. По его информации, микросхемы были встроены в разъемы, при помощи которых серверы подключались к сети. Более того, Эпплбаум утверждает, что подобные микросхемы были обнаружены не только в продукции Supermicro. Он отдельно подчеркивает, что Supermicro всего лишь жертва в этом деле.
На прошедшей неделе Apple написала письмо в Конгресс США, в котором заявляет, что пытается найти общий язык с Bloomberg уже год с момента начала расследования и пытается выяснить конкретные сведения, на которые ссылается агентство, но не получила никакой информации. Заявления Bloomberg остаются неподтвержденными.
Bloomberg сообщает, что заказчиками Elemental Technologies были Министерство обороны США, NASA, обе палаты Конгресса и Министерство национальной безопасности.
Скандал уже вряд ли может закончиться по-тихому. Либо перечисленные компании, либо Bloomberg могут сильно подмочить себе репутацию. Ставки во внутриамериканской борьбе вокруг торговой войны с Китаем растут.
В прошлый раз мы обсуждали, как Apple смогла убедить американские власти исключить из списка товаров, против которых вводились санкции, свою продукцию, выпущенную в Китае, мотивируя это тем, что рост цен на нее скажется на простых американцах.
Интересно посмотреть, как другие компании реагируют на наносимые США и Китаем друг другу удары. Руководители тайваньской MSI, одного из известнейших производителей ноутбуков, моноблоков, материнских плат и видеокарт, на прошедшей неделе заявили, что роста цен на свои видеокарты не ожидают, поскольку процессоры и память для них производятся не в Китае. По их словам, могут вырасти цены на процессоры Intel, поскольку некоторая часть из них производится в Поднебесной. В свою очередь двумя неделями ранее компания NVIDIA, одним из партнеров по производству видеокарт которой является MSI, сделала комментарий, что другие ее партнеры, перевели или переводят сборку видеокарт на Тайвань и в Мексику, что все-таки отразится на ценах. Bank of America прогнозирует его в размерах 5–10%.
Некоторые американские заказчики, действительно, просят своих тайваньских поставщиков вывести производство комплектующих за пределы Китая. На прошедшей неделе тайваньское издание Digitimes сообщило, что Министерство экономики Тайваня ведет работу с подобными заявками и организовало специальный мониторинг ситуации. Не все производства смогут разместиться на острове, поэтому рассматриваются варианты их переноса во Вьетнам, Индонезию, Таиланд и на Филиппины. На самом Тайване уже возникают сложности с электроэнергией и водой, которая необходима для микроэлектронного производства.
Еще один пример реакции крупнейших компаний на последствия торговой войны США с Китаем пусть и не принадлежит электронной отрасли, но тоже является определенным сигналом. В данном случае ситуация обратная. Поскольку пошлины на американские товары вводит и Китай, немецкая BMW решила увеличить свою долю в совместном предприятии с китайской Brilliance China Automative Holdings до 75%. Эксперты считают, что это делается в целях расширения производства машин BMW в Китае, чтобы не платить пошлины при поставках их из США с завода в Южной Каролине. До этого BMW владела только 50% СП, поскольку увеличение доли было запрещено китайскими законами. Теперь автопроизводители могут владеть большим объемом капитала совместных предприятий. Руководитель BMW Харальд Крюгер особо отметил роль премьер-министра Китая Ли Кэцяна, поддержавшего сделку в 3,6 млрд долларов, и пообещал построить в Поднебесной еще один завод.
И еще один штрих на боевой карте мировой электронной войны. На позапрошлой неделе американский окружной суд Далласа продлил на два года срок мониторинга работы китайской ZTE, ранее обвиненной в поставках оборудования Ирану в обход международных санкций. Суд посчитал, что компания не выполнила условий испытательного срока и не уволила своих сотрудников, принимавших участие в поставках. Теперь «слежка» должна быть закончена не в 2020 году, а в 2022-м.
Все описанное иллюстрирует ситуацию, когда компании, в основном транснациональные, распределенные по всему миру, ради увеличения прибыли заинтересованы в смягчении торговых отношений с Китаем. Если бы в мире действовала только «невидимая рука рынка», они развивали бы их еще более активно. Но их интересы сталкиваются с интересами групп, которым нужны протекционистские меры на уровне государства, нарушающие законы свободного рынка. Эти группы вынуждены применять меры экономической войны в виде санкций и скандальных публикаций в СМИ, чтобы нарушить связи своих конкурентов и навредить их репутации (тут, однако, отметим, что скандал вокруг публикаций Bloomberg далеко не закончен, и, возможно, агентство раскроет свои источники информации и докажет свою правоту).
Гонка за лидером
Тайваньская TSMC, крупнейший производитель микросхем на заказ, на позапрошлой неделе объявила о начале производства продукции с частичным использованием нового оборудования, работающего с крайним ультрафиолетом (EUV). Этот техпроцесс 7 нм назван N7+. Производство микросхем с нормами 5 нм, которое требует такого же оборудования, начнется в апреле 2019 года. Применение EUV в микросхемах с 7 нм+ ограничено четырьмя некритичными слоями, и специалисты считают, что на этом производстве компания обкатывает новое оборудование, хотя не исключают и долговременного его использования для производства электроники для автомобилей, например.
Также на прошлой неделе стало известно о сертификации программного обеспечения для разработчиков, которые теперь могут проектировать микросхемы для техпроцесса 5 нм и второго поколения 7 нм+.
На прошедшей неделе из отчета компании стало известно о росте выручки TSMC в сентябре на 4,2% (и на 7,2% по сравнению с сентябрем прошлого года). Эксперты считают, что основной вклад в рост выручки внесла реализация заказов именно на новый техпроцесс 7 нм. Крупнейшим заказчиком стала Apple, для которой изготавливались процессоры A12 для новых iPhone. Уже стало известно, что только TSMC будет производить A12 для Apple в 2019 году. По мнению специалистов, это позволит TSMC захватить 60% рынка производства микросхем на заказ (но не всего производства) по сравнению с 56% в первом полугодии 2018 года. Ближайший конкурент TSMC в освоении техпроцесса 7 нм+ — корейская Samsung пока планирует начать выпуск серийной продукции с такими нормами также во втором квартале 2019 года. Специалисты отмечают, что объемы заказов Samsung на продукцию 7 нм меньше, чем у TSMC.
На примере TSMC видно, какие преимущества получает лидер технологической гонки. Пока он один владеет передовой технологией, заказчикам больше некуда идти. А они заинтересованы в переходе на новую технологию, поскольку она дает заметный выигрыш в производительности и потреблении энергии, а значит, и конкурентные преимущества. Обеспечивая себе круг заказчиков, технологический лидер захватывает все большую долю рынка и обеспечивает еще большую выручку и тем самым возможность вкладывать еще больше средств в разработку новых технологий для увеличения отрыва от конкурентов.
Это, конечно, не универсальное оружие. Конкуренты будут искать способы борьбы с лидером. Кто-то может воспользоваться практически монополистским положением в каком-либо сегменте продукции, как, скажем, Intel на рынке процессоров для персональных компьютеров (пусть пока с 10 нм не все идет гладко). Кто-то объединить усилия с другими компаниями, как IBM, Samsung и GlobalFoundries в рамках IBM Research Alliance. Правда, пару недель назад последняя объявила об отказе вкладывать средства во внедрение техпроцесса 7 нм и о том, что будет рассматривать возможность выхода из альянса. Все могут столкнуться с разного рода трудностями. Не говоря уже о приближающемся пределе возможностей по уменьшению норм техпроцесса, которые ограничены самой физикой процессов обработки кремниевых пластин. Рано или поздно придет час, когда нужно будет переходить на другие физические принципы вычислительной техники. И кто будет лидером в этой новой гонке — очень большой вопрос.
На дальнем пограничье
Перенесемся из мест основных боевых действий мировой электронной войны на дальний участок фронта. Здесь нет применения крупномасштабных сил и средств и нет больших достижений. Но поскольку речь идет о России, для нас события здесь не менее важны, чем в США, Китае и Европе.
На прошедшей неделе появилось сообщение о выпуске «первого официально отечественного» ноутбука Aquarius Cmp NS565. На самом деле он получил соответствующий сертификат Минпромторга. У министерства свои правила определения «отечественности» изделия, завязанные на степень локализации производства комплектующих и сборки. Заявляется, что BIOS, материнская плата и память произведены компанией «Аквариус» на своем заводе в Ивановской области. Можно спорить и разбираться, откуда в России производство современной памяти, или она просто собрана из импортных запчастей. Но про процессор явно сказано, что это Intel разных моделей. Операционная система — Windows.
Не будем говорить, что это какой-то позор. Китайцы тоже начинали со сборки ноутбуков из импортных комплектующих. Просто не надо придавать этому событию слишком большого значения. Оно должно занимать свое скромное место в череде событий отечественной электронной промышленности.
Другие события в каком-то смысле уже примелькались, но перечислить их надо. Что наша промышленность точно может делать сама, так это электронные метки. Зеленоградский «Микрон» на позапрошлой неделе сообщил об освоении производства RFID-меток дальнего действия (до 14 м). Их можно использовать, чтобы помечать какие-то объекты, за которыми надо следить. Например, при грузоперевозках. Ранее российская же ISBC сообщила о запуске в Зеленограде же производства меток с дальностью действия 42 м.
Зеленоградские предприятия «Микрон» и «Ангстрем-Т» выпускают продукцию, пусть в основном простую, но востребованную предприятиями и госструктурами, и имеют более-менее стабильный портфель заказов на нее. Он, кстати, может увеличиться в свете других новостей.
На прошедшей неделе правительство заявило о переводе россиян с бумажных паспортов на электронные. В новостных сообщениях не говорится о том, где будут изготовляться микросхемы для них. Можно предположить, что наши производители технически справятся с задачей, раз уж они могут производить чипы для банковских карт. Также недавно было объявлено, что все медицинские карты Москвы будут снабжены RFID-метками по результатам тестовой эксплуатации.
Поговорив об «отечественном» ноутбуке и маленьких простеньких микросхемах, производством которых в основном заняты заводы российской микроэлектронной промышленности, можно было бы с известной долей скепсиса пожелать удачи отрасли и закончить наш обзор. Но за прошедший период все-таки произошло и что-то более существенное.
Во-первых, создан пробный сервер на базе процессоров «Эльбрус-8С» отечественной разработки и тайваньского производства, в котором процессоры объединены в единый кластер при помощи интерконнектора «Ангара», разработанный для построения российских суперкомпьютеров. Сервер собран Научно-исследовательским центром электронной вычислительной техники. Это пока не коммерческий продукт, а скорее демонстрационный объект для показа возможностей «Эльбрусов» и «Ангары». Сервер работает погруженным в охлаждающую жидкость для лучшего теплоотведения. Центр среди прочего занимается разработкой суперкомпьютеров. Видимо, это шаг в направлении построения именно такой машины, но на базе отечественных решений. Для обычного сервера всего из четырех процессоров, работа погруженным в охлаждающую жидкость, кажется чем-то избыточным. Пока самые мощные российские суперкомпьютеры строятся на американских процессорах.
Другое событие, которое нужно отметить, это аукцион на закупку 1 000 рабочих мест на базе процессоров «Эльбрус», который объявило Министерство обороны РФ. С одной стороны, это хороший заказ для разработчиков процессоров и машин на их базе, возможность обкатки программ и техники. Но есть и один негативный момент. Минобороны хочет купить компьютеры двух типов и указывает их примерную стоимость: 410 тыс. и 391 тыс. рублей за штуку. Это машины «Эльбрус 801-РС вариант 2» и «Эльбрус 801-РС вариант 3». По таким ценам их смогут покупать только структуры, которым будет дано указание покупать отечественную технику. Коммерческий успех такие компьютеры вряд ли ждет. Простые пользователи сейчас не готовы выкладывать такие суммы за машины в условиях, когда есть дешевые и привычные с точки зрения программного обеспечения импортные аналоги.
Но все понимают, что это должно быть только началом пути «Эльбрусов» в массы. С увеличением партий полупроводниковой продукции ее себестоимость падает и становится более конкурентоспособной. Поэтому чем больше государство будет покупать машин, тем меньше должны будут стоить процессоры. Эффект не начнется от тысячных партий. Это должны быть сотни тысяч. Но они недостижимы без первых тысяч. Поэтому с точки зрения перспектив это событие нужно оценивать как положительное.
(теги пока скрыты для внешних читателей)