Главной движущей силой этого процесса, конечно же, остается возможность любой ЧВК «работать в тени», то есть в условиях правового вакуума, а по сути, беспредела

Британские ЧВК. Наемничество как инструмент «военной дипломатии»

Клод Моне. Здание Парламента в Лондоне. Закат. 1900–1904 гг.
Клод Моне. Здание Парламента в Лондоне. Закат. 1900–1904 гг.
Клод Моне. Здание Парламента в Лондоне. Закат. 1900–1904 гг.

Публичные сведения о прямом участии сотрудников британских частных военных компаний (ЧВК) в конфликте на Украине просочились в британскую прессу относительно недавно, когда наемники стали исчезать на подконтрольной киевскому режиму территории при весьма загадочных обстоятельствах.

Так, например, по данным британских СМИ, офицер Дэниел Берк служил в составе парашютно-десантных спецподразделений британской армии в Афганистане, затем участвовал в боевых действиях в Сирии, где воевал на стороне курдов якобы против «Исламского государства» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). На Украину Берк приехал осенью 2022 года, где в интересах киевского режима создал ЧВК «Темные ангелы». Под этой вывеской компания Берка стала принимать в свои ряды других офицеров британской армии и военных из других стран, призывая наемников на войну против России.

В августе нынешнего года Берк пропал без вести из своей запорожской квартиры, а 16 сентября газета The Times сообщила, что тело 36-летнего уроженца Манчестера украинские полицейские обнаружили «в одном из населенных пунктов Запорожской области». Мать Берка рассказала манчестерским журналистам, что на Украине сына застрелил сослуживец.

В другом случае министерство иностранных дел Великобритании официально 8 сентября подтвердило гибель на Украине другого своего гражданина, уроженца графства Ланкашир, 31-летнего Джордана Чедвика. До отправки его в 2022 году на Украину в антироссийский «интернациональный легион», Чедвик служил в спецподразделении британской армии — «Шотландской гвардии». Публичное признание британским МИД военной активности еще одного британца на Украине состоялось лишь после того, как в прессу просочились весьма специфические подробности: Чедвик, как и его коллега Берк, бесследно исчез в июне нынешнего года. После непродолжительных поисков его тело со связанными руками обнаружили на дне пруда. После такой находки британский МИД вынужден был открыть официальное расследование.

Читайте также: Концы в воду: связанного наемника из Британии нашли на дне водоема Украины

Истории эти лишь подтверждают многочисленные косвенные сведения о том, что британские военные непосредственно воюют на стороне Украины, под «частным» прикрытием ЧВК.

По количеству ЧВК, их оснащенности и боевой мобильности и степени вовлечения в международные конфликты Великобритания занимает одно из ведущих, а по некоторым оценкам, ведущее место в мире. Это вполне укладывается в обнародованную в марте 2021 года новую военную доктрину Великобритании «Оборона в эпоху соперничества» (Defence in a Competitive Age) в редакции, вышедшей 18 июля 2023 года.

Читайте также: Отставка Бена Уоллеса и планы британского командования

Между тем, новая британская военная доктрина, с одной стороны, определяет Россию как главную военную угрозу, а с другой, подразумевает последовательное перемещение основной военной силы из национальных вооруженных сил в так называемую серую зону, которая по праву может называться зоной ЧВК.

Именно ЧВК, объединяющие наемников в различные по назначению армии, оказались удобным инструментом «формирующего влияния» международной среды.

Великобритания уже давно использует в своей работе прямое военное вмешательство с использованием «частных подрядчиков» (ЧВК), которое сами же дипломаты со свойственным британцам сарказмом называют «военной дипломатией».

Согласно опубликованным официальным данным британского МИД, ежегодные затраты на ЧВК правительства Соединенного Королевства за период с 2003 года по 2012 год последовательно увеличивались и составили сумму порядка £50 миллионов (6 млрд руб.) в год. Так, если в 2003 году расходы на ЧВК составляли £12,6 миллиона (1,5 млрд руб.), то к 2008 году объем ежегодного финансирования ЧВК достиг £50,5 миллиона (6,1 млрд руб.).

В дальнейшем правительственная поддержка британских «частных подрядчиков» уже не снижается.

По официальным данным, представленным по запросам в том числе МИД России, за период с 2013 по 2016 год Лондон выделил на оплату «государственных подрядов» частными военными компаниями в общей сложности £160 млн (19,5 млрд руб.).

На крупнейшую в мире ЧВК G4S (полное наименование — Group 4 Securicor, действует в составе группы компаний Allied Universal) британское правительство только по официальным данным расходует более £36 миллионов (4,35 млрд руб.) в год. Эта структура насчитывает почти полмиллиона сотрудников в более чем 80 странах мира. Отнюдь не без поддержки британских властей G4S активно участвовала и до сих пор участвует в вооруженных конфликтах в Ираке, Афганистане, Мали, Южном Судане, в Египте (в ходе массовых беспорядков 2011 года) и в мироустроительных конфликтах других африканских государств.

Еще один «частный» представитель британского правительства, ЧВК Aegis (в переводе — «эгида» (покровительство), на профессиональном жаргоне — «крыша»), за период с 2012 по 2016 год «заработал» на службе у официального Лондона не менее £8,7 млн (1,05 млрд руб.). Эта компания с полным наименованием Aegis Defense Services номинально действует в составе группы компаний Gardaworld и имеет опыт боевых действий в Афганистане, Ираке, Нигерии, Колумбии, ДРК, Мозамбике, Сьерра-Леоне, Сомали, ЦАР.

Еще одна из заметных ЧВК, Control Risks, активно задействовалась в Ливии и, по данным британского МИД, «не имеет централизованно заключенных контрактов» с британским правительством. Тем не менее, по отчетным финансовым данным британского правительства, на компанию только за 5-летний период 2012–2016 годов из бюджета страны потрачено 5,4 млн фунтов.

Отдельную нишу на «рынке» британских частных военных компаний занимает «морская» ЧВК Protection Vessels International («Международная морская безопасность», действует в Индийском океане, Красном море, Аденском заливе), бюджет которой официальный Лондон не раскрывает.

Точное число британских ЧВК не определено, как не определен точный их состав, вооружение и другие параметры. Впрочем, британские власти никогда не проявляли особого рвения в обнародовании этих данных. Последовательное перемещение оборонной функции в статус «частных подрядчиков» изначально имело целью придание силовому ведомству рычагов минимальной ответственности, каковыми располагают все ЧВК мира.

Сам по себе процесс перетекания военнослужащих и вооружений из национальной британской армии в ЧВК наблюдается властями уже давно, в последнее время даже с проявлением некоторой тревожности.

Так, 11 августа нынешнего года одна из самых респектабельных в Великобритании газет — The Telegraph — опубликовала материал с данными британского министра по делам обороны, ветеранов и семей военнослужащих Эндрю Меррисона, который предложил совершенно фантастический способ поддержания численности армии: он заявил о возможном повышении возраста ухода на пенсию для военнослужащих.

«Нет никакого философского барьера относительно того, почему мы не могли бы рассмотреть вопрос о повышении пенсионного возраста», — сказал министр и предсказал, что военные смогут продолжать службу в армии и после 55 и даже после 60 лет.

Столь неординарная мера, по словам министра, связана с тем, что число людей, поступающих на службу в вооруженные силы Великобритании в 2023 году, по сравнению с тем же периодом прошлого года, сократилось почти на четверть.

Читайте также: В Британии предложили поднять возраст ухода на пенсию для военных

Газета приводит также данные уполномоченного по рассмотрению жалоб на службу в вооруженных силах о том, что «моральный дух в британской армии упал до рекордно низкого уровня», при том что количество жалоб от военнослужащих за год подскочило на четверть.

Чтобы бороться с сокращением числа солдат, каждому из военных командование предлагает теперь «рекрутские бонусы» в размере 500 фунтов стерлингов (60 тыс. руб.) за каждого нового человека, которого они приводят в армию. Запуск такого «стимула» проводится самим министерством обороны на фоне стремительного сокращения войск. Численность британской армии в результате такого сокращения стремительно снижается, по оценке самого военного ведомства, «до самого низкого уровня со времен наполеоновской эпохи». Если в настоящее время численность военных, готовых «работать полный рабочий день», составляет 133 570 человек, то к 2025 году их число, по прогнозу минобороны, может сократиться до 73 000 военнослужащих.

Издание привело также озабоченное заявление премьер-министра Великобритании Риши Сунака, который обнародовал меры правительства, направленные на сохранение «талантов» в вооруженных силах путем использования некоего правила «зигзага». По объяснению Сунака, это означает, что особо ценные армейские кадры — медики, военные инженеры-ядерщики и тому подобные специалисты — должны иметь возможность «занять другие должности в государственном секторе, чтобы не потерять их в пользу частных компаний».

Несмотря на контрмеры британского правительства, тенденция к сокращению национальной армии и перетекания кадров и средств в различные ЧВК сохраняется.

Главной движущей силой этого процесса, конечно же, остается возможность любой ЧВК «работать в тени», то есть в условиях правового вакуума, а по сути, беспредела.

Правовое регулирование

Международное право последовательно осуждало и осуждает наемничество как явление, которое само по себе грубо нарушает права человека и подрывает основы демократии.

Организация Объединенных Наций 4 декабря 1989 года провозгласила Конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников. Конвенцией ООН определено, что «наемники вербуются, используются, финансируются и обучаются для деятельности, нарушающей такие принципы международного права, как суверенное равенство, политическая независимость, территориальная целостность государств и самоопределение народов».

Так, любые действия в направлении наемничества объявлены заведомо преступными. Украина, кстати, присоединилась к Конвенции 21 сентября 1990 года как Украинская ССР, а 13 сентября 1993 года ее ратифицировала.

В августе 2000 года Генеральная Ассамблея ООН опубликовала доклад спецпредставителя ООН Энрике Берналеса Бальестероса (Перу) о результатах исследования по вопросу об использовании наемников, которым подтвердила осуждение любой формы наемничества как прямого средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение. Всемирная организация в очередной раз отметила, что частные охранные структуры решают задачи, которые «ранее регулировались исключительно государством», и что такая деятельность заведомо «препятствует осуществлению прав человека» и способствует «насилию в целях дестабилизации законных правительств».

Между тем, Великобритания, как и США, Конвенцию ООН подписывать не стали. Вместо осуждения наемничества Британия пошла по пути «регламентирования» деятельности наемников и ЧВК, назначая в приоритеты «меньшие из зол».

Внутри страны деятельность частных охранных предприятий (ЧОП) регулируется специальным Законом о частном сегменте индустрии безопасности (Private Security Industry Act), изданным в 2001 году. Зарубежная же деятельность британских ЧВК строится на основе «саморегулирования» при минимальном участии государства, которое, как правило, выступает лишь как заказчик и финансист определенных специфических задач.

Идея «саморегулирования» ЧВК была номинально сформирована в 2006 году Международным комитетом Красного Креста (МККК) — гуманитарной организацией, базирующейся в швейцарском городе Женеве. В сентябре 2006 года группа исследователей Женевского университета под руководством докторанта юридического факультета Линдси Камерон в одном из номеров периодического издания МККК — «Международного обзора деятельности» МККК (International Review of the Red Cross) опубликовали «исследование» деятельности ЧВК, которое впоследствии было положено в отличную от позиции ООН концепцию наемничества, позволяющую находить правовые лазейки для его практической легализации. Названное исследование МККК описывает ЧВК как закономерный в концептуальном смысле результат «приватизации» оборонной функции государств, передачу этой [важнейшей для любого государства] функции на «аутсорсинг» частным подрядчикам.

Исследование МККК в наукообразной форме приходит к выводу о том, что определение всех сотрудников ЧВК в разряд наемников, как того требует международное гуманитарное право (в частности, названная Конвенция ООН), как бы не вполне научно. Согласно позиции МККК, сотрудники ЧВК могут считаться гражданскими лицами, если они, в отличие от так называемых комбатантов, не включены в списочный состав подразделений противоборствующих сторон и/или не принимают прямого участия в боевых действиях, например, выполняют функции охраны командира армии США или военного советника Великобритании, пребывающих в зоне боевых действий.

Таким образом, вместо заявленной ООН позиции об осуждении и запрете наемничества в любой форме, начиная с этапов вербовки и обучения, МККК вводит в оборот некую «философию аутсорсинга». Согласно этой «философии», некоторые из функций наемников (такие, например, как разведка, анализ возможностей противника, выработка концепции военных действий, охрана, оборонительные бои и так далее), якобы не имеющие прямого отношения к боевым действиям, позволяют относить наемников, выполняющих такие функции, к «гражданским лицам».

В сентябре 2008 года по формальной инициативе правительства Швейцарии под эгидой того же МККК не без участия Великобритании был создан так называемый «Документ Монтрё» (Montreux Document). Страны — участницы «Акта Монтрё» декларировали соблюдение определенных правовых обязательств при проведении операций с использованием ЧВК и подобных им и охранных компаний во время вооруженных конфликтов.

Так была провозглашена официальная позиция, альтернативная упомянутой выше Конвенции ООН об осуждении и запрете наемничества, которая, по сути, практически полностью развязала руки странам, использующим ЧВК для военного решения внешнеполитических задач. Вместе с Великобританией и США к Документу Монтрё присоединилась также и Украина.

Преамбула к документу прямо подразумевает, что спрос на ЧВК вырос в связи с проигрышем России в «холодной войне». Именно по этой причине, заявляют авторы документа, «спрос на ЧВОК (частные военно-охранные компании — прим.) вырос до такой степени, что сейчас существует динамичная индустрия ЧВОК, предлагающая все более широкий спектр услуг». Отмечается, что численность сотрудников некоторых ЧВК измеряется десятками тысяч человек и более. «По своим размерам и охвату деятельности современные ЧВОК представляют совершенно новое явление», — утверждают авторы нового международного «норматива», подчеркивая неизбежность легализации наемничества.

Документ Монтрё декларирует обязанность государства — контрагента ЧВК «не поощрять или не поддерживать и принимать надлежащие меры, с тем чтобы предупреждать любые нарушения международного гуманитарного права персоналом» частной военной компании. Тем не менее международное гуманитарное право нарушается сотрудниками ЧВК повсеместно.

Одним из ключевых противоречий документа Монтрё стала декларация о том, что сотрудники ЧВК «находятся под защитой в качестве гражданских лиц по международному гуманитарному праву, если они не входят в состав регулярных вооруженных сил государства или не являются членами организованных вооруженных групп или подразделений под командованием, ответственным перед государством; или иным образом не утратили своей защиты, как это определяется международным гуманитарным правом». Таким образом создатели документа, по сути, определили наемников в разряд гражданских лиц по одному из критериев: наемник всего-то формально не должен входить в число воинских подразделений, участвующих в конфликте. Все остальное: оружие и обмундирование, возможность стрелять и убивать — все это не устраняет возможности называться гражданским лицом.

Через непродолжительное время после документа Монтрё, в 2010 году, был принят «Международный кодекс поведения частных охранных компаний», который так же, как и Акт Монтрё, должен был регулировать деятельность ЧВК за пределами страны базирования. Однако на деле «кодекс» оказался такой же показной декларацией, как и его предшественник.

Сотрудники ЧВК продолжали и продолжают активно участвовать в издевательствах над военнопленными и пытках заключенных, захваченных в ходе конфликта, а также в целенаправленном уничтожении в горячих точках гражданского населения.

Широкую известность, к примеру, получила история беспрецедентных по жестокости издевательств сотрудников ЧВК так называемой западной коалиции над заключенными тюрьмы Абу Грейб после вторжения коалиции в Ирак в 2003 году. Примечательно, что в ходе рассмотрения дела о пытках и издевательствах в этой тюрьме положение фигурантов издевательств было существенно смягчено позицией судов, которые пришли к заключению, что «публичное международное право (права человека, запрещение пыток) не связывает частных лиц». Таким образом, задолго до появления «Документа Монтрё» его концепция оправдания наемничества уже начинала формироваться судебной практикой.

В декабре 2012 года один из самых престижных институтов мира — Лондонская школа экономики и политических наук совместно с Международным институтом исследования проблем мира (International Peace Research Institute, SIPRI) опубликовали результаты масштабного исследования о стремительном росте индустрии ЧВК в мире.

По данным исследователей, число ЧВК в мире достигло к тому моменту «порядка 15 000–20 000 частных подрядчиков». Столь стремительный рост, по данным авторов, сопровождается крайне «сомнительными» действиями сотрудников ЧВК. Под «сомнительными действиями» авторы явным образом подразумевали преступления, совершенные наемниками.

Причиной «сомнительных действий» исследователи назвали тот факт, что ЧВК «в случае участия во внешней и военной политике, частной военной и охранной деятельности компании работают в черных дырах, которые трудно раскрыть». Таким образом, они констатировали, что деятельность ЧВК, по сути, не ограничивается правовыми рамками. Однако эти же «ученые» объявили, что «ответом на эту проблему может стать пересмотр Конвенции ООН».

Кроме того, авторы нового веяния подвергли бездоказательной критике упомянутый выше доклад спецпредставителя ООН Энрике Берналеса Бальестероса 2000 года, по результатам которого всемирная организация осудила наемничество в любых его формах.

Таким образом, британские и шведские «ученые» продолжают подводить под заведомо «серую» деятельность ЧВК некие псевдоправовые обоснования.

Идеология наемничества

Научное обоснование вседозволенности, распространенное на сотрудников ЧВК, напрямую увязывается с идеологией превосходства и господства, которая навязывается всем без исключения сотрудникам британских (впрочем, не только британских) ЧВК.

Генри Виндзор, широко известный под именем принца Гарри (сын действующего короля Великобритании Карла III), издал в 2023 году мемуары. В книге принц признался, в частности, в особом отношении к людям, убитым им во время боевых действий в Афганистане. Он написал, что не воспринимал убитых им как живых людей, а видел в них «шахматные фигуры», которые попросту смахнули с игральной доски.

Полковник Ричард Кемп, командовавший британскими войсками в Афганистане с 2003 по 2006 год, 6 января 2023 года в комментарии каналу Sky News сказал, что такое заявление принца свидетельствует о том, что британских солдат учат видеть в своих врагах «нелюдей». Он признал, что принц Гарри «охарактеризовал британскую армию в основном как обучившую его и других солдат видеть в своем враге нечто меньшее, чем человек, как шахматные фигуры на доске, которые можно смахнуть».

Но если британская армия вынуждена создавать хотя бы видимость законности, то что можно сказать о ЧВК, которые, как сказано, даже видимостью законопослушности себя не утруждают.

ЧВК, как совершенно новое явление, очевидным образом возникли на фоне резко выросшего после распада СССР числа вооруженных конфликтов по всему миру. Равновесие в мире, которое в значительной мере поддерживалось за счет, в том числе, политического авторитета Советского Союза и его вооруженных сил, было нарушено в результате распада СССР.

Безволие и безвластие во многих государствах, которые ранее находились под влиянием СССР, породили множество вооруженных конфликтов, управляемых теми государствами, которые претендуют на раздел этого наследства. Очевидно, что в дальнейшем рост ЧВК по всему миру будет приводить лишь к росту числа управляемых вооруженных конфликтов в так называемой серой зоне, что означает умножение хаоса.