Разные трактовки Дня Победы неизбежны — историк
День Победы для части российского общества является Днем Победы Советского Союза, для другой — победа людей доброй воли всего мира, считает профессор Российского государственного гуманитарного университета, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Александр Шубин.
ИА Красная Весна: Какое значение, с Вашей точки зрения, имеет праздник 9 Мая?
— Для меня это, безусловно, День Победы над нацизмом, то есть над наиболее концентрированным выражением националистической идеологии, которая, к сожалению, в любом обществе и в нашем обществе сегодня присутствует. Некоторые люди, которые называют себя патриотами, если их послушать внимательно, говорят многое из того, что говорил Гитлер, но, может быть, не в столь концентрированном виде. Поэтому 9 Мая — это День Победы над ксенофобией, над шовинизмом, над расизмом, над национальной нетерпимостью. Это день, когда вектор развития мира развернулся.
Еще накануне Второй мировой войны очень многие идеи, которые проповедовали даже Гитлер и Муссолини, были вполне приличными в западных элитарных салонах, среди мировой интеллектуальной элиты, а после 1945 года это на многие десятилетия стало неприличным. Хотя мы знаем, что даже сейчас среди видных российских пропагандистов можно найти людей, симпатизирующих Муссолини. Но после 1945 года мир отрезвел по этому поводу. И за это наследие нужно, конечно, бороться.
ИА Красная Весна: Как Вы считаете, победа в Великой Отечественной войне — главное, что сегодня скрепляет народ России, или его объединяет какое-либо другое историческое событие?
— Жители России очень по-разному понимают этот праздник. В нашем обществе есть либералы и сталинисты. И понятно, что для людей, которые уважительно относятся к Сталину, этот праздник — это праздник победы того Советского Союза, который тогда существовал. А основы этого Советского Союза совсем не любят другие люди, которые оценивают 9 Мая как совместную победу людей доброй воли всего мира. Наше общество сегодня глубоко расколото в социальном, в классовом отношении, поэтому я думаю, что его объединение под какими-то едиными лозунгами было бы фальшивым. Нужно четко осознавать противоречия, существующие в нашем обществе, и, соответственно, разные трактовки этого праздника практически неизбежны.
ИА Красная Весна: Как Вы считаете, России нужно было реагировать в связи со сносом памятника Коневу в Праге и другими подобными акциями?
— Российское государство, как мы знаем, в данном случае выражает свое возмущение. Может быть, после того, как мы выразили свое возмущение, стоит понять, почему чехи, пережившие 1968 год, когда советские танки входили в Чехословакию без спроса, не очень хорошо относятся к нашим маршалам.
Мы знаем, что Конев прославился не только пражской операцией и другими замечательными операциями в борьбе с нацизмом, но Конев участвовал также в подавлении венгерского выступления 1956 года, что тоже сейчас в Праге рассматривается как негативный фактор. Поэтому, мне кажется, для улучшения связей между народами нужно, выразив несогласие, понять, почему это происходит, и, может быть, поспособствовать тому, чтобы в Праге появился новый памятник, солдатам, погибшим за ее освобождение. На установке такого памятника будет настаивать проще, чем на увековечивании памяти очень противоречивого, с точки зрения восточных европейцев, маршала.
ИА Красная Весна: В преддверии Дня Победы телеведущий Дмитрий Киселев предложил поставить памятник пособнику нацистов атаману Краснову. Как Вы оцениваете это предложение?
— Я такого предложения не слышал, сразу скажу, но, как я уже сказал, среди пропагандистов нынешнего режима немало людей, которые открыто или, может, не очень публично, но положительно относятся к людям, для которых 9 Мая — это день поражения. И они пытаются взять реванш, например, через установку памятника Краснову, если такое предложение было сделано. Мы знаем, что такой памятник устанавливался уже, и памятная доска тоже устанавливалась в Москве, но от нее удалось избавиться. Так что эти инициативы будут продолжаться.
Мы знаем попытки изобразить Муссолини весьма положительной фигурой, которые исходят тоже от видных деятелей нынешней пропаганды. Поэтому праздник 9 Мая не только сплачивает, он и напоминает о глубоком расколе в нашем обществе, который сохраняется. И мы очень по-разному смотрим на то, что прилично, а что неприлично.
ИА Красная Весна: Что Вас не устраивает в том, как празднуют Победу в современной России?
— Главное, что вызывает у меня печаль — это попытки подменить честную историю войны разного рода идеологическими заклинаниями, запретами на высказывание мнений, даже если эти мнения опираются на документы. Приходится слышать, что критика действий Красной Армии — это чуть ли не предательство нашей памяти. Говорят о недопустимости переписывания истории, хотя переписывание истории — это нормальная функция историка. Он должен все время находить новые данные и корректировать историческую картину.
Еще вызывает опасение подмена нашей общей Победы, общей Победы советского народа, которая была одержана под красным знаменем, а не под черно-коричневыми цветами, которые сейчас как-то заменяют красный цвет, какими-то частными историями. Стимулируется то, что каждый должен рассказать истории о подвиге именно своих родственников, хотя люди уже о них мало что могут знать — они же не изучают специально архивы. Как правило, рассказываются семейные мифы, очень искажающие реальность. Эта попытка приватизировать Победу — победа моего родственника, остальное меня не интересует — она меня не радует. Но, с другой стороны, если через это люди придут к осознанию необходимости изучать историю, то это было бы хорошо, но официальная пропаганда пока этому не очень содействует.
ИА Красная Весна: Какие мировые тенденции, с которыми боролись наши предки в ходе Великой Отечественной войны, обнаруживают себя сегодня?
— Мы можем сказать, что сегодня, к сожалению, и это закономерно во всем мире, поднимают голову крайний национализм, ксенофобия, шовинизм, попытка бить себя в грудь с заявлениями, что наш народ лучше другого. К этому же явлению мы можем отнести псевдопрославляющие Победу призывы, такие как «можем повторить». Если вы говорите, что можете повторить без Гитлера в Берлине, то чем вы лучше поджигателей войны, которые были тогда.
Это закономерно, потому что мир снова, как во времена Великой депрессии 30-х годов, переживает мировой экономический кризис. И из него существует два выхода: или попытка ограбить другие народы и спасти свой, которая может привести к национальной катастрофе, или второй путь — это борьба за социальные права, за вытеснение капитализма и авторитаризма общественными отношениями, основанными на принципах народовластия и социального равноправия, — по сути, социалистическими.
И, собственно, этот путь является главной альтернативой и войне, и национализму, который раздирает народы линиями фронтов. Что мы видим, например, в Донбассе, причем национализм используется с обеих сторон. И в то же время это напоминание о том, что после 1945 года мир двинулся по пути получения социальных прав, стал, конечно, не красным, но розовым. А до Второй мировой войны он был коричневатым. Нам нужно сегодня вспомнить, что борьба продолжается, тенденции национализма поднимают голову закономерно, и нужно противопоставить этому интернационализм, гуманизм, борьбу за социальные права.