Каким был Сталинград до великого и страшного сражения? Что ему было суждено испытать? И как он был возрожден?

Сталинград: город, восставший из мертвых

Изображение: Сергей Кайсин ИА Красная Весна
Сталинград
Сталинград

23 августа 1942 года произошла первая и самая страшная бомбардировка Сталинграда. Переломная битва на Волге тогда только начиналась. Еще уверенный в себе враг планировал полностью подавить сопротивление города, превратив его в груду развалин массированными ударами с воздуха. Наступавшая из излучины Дона 6-я полевая армия Паулюса должна была с ходу взять разрушенный город, выйти к Волге и прикрыть тыл главного наступления — на Кавказ, к бакинской нефти. Никто не знал тогда, что Сталинград станет ловушкой для бравшей Париж нацистской армии, могилой для планов Гитлера по захвату Юга СССР, и переломным эпизодом всей Второй мировой войны.

Утром 23 августа всё это было еще в будущем. Переполненный беженцами город спешно готовился к обороне. По переправам через Волгу успело эвакуироваться лишь около 100 тысяч жителей, четверть от довоенного населения. В 16:18 над городом показались немецкие самолеты. В тот день четвертый воздушный флот люфтваффе совершил до двух тысяч самолетовылетов. Центральная часть Сталинграда, жилые и промышленные районы, переправы — всё это подверглось страшной бомбежке. Бушевал чудовищный пожар. Точное число жертв до сих пор неизвестно — историки говорят о более чем 40 тысячах погибших. Тот день и последующая битва навсегда разделили историю Сталинграда на «до» и «после». Война почти полностью уничтожила город. Но именно почти. Он остался жив и был восстановлен.

Каким был Сталинград до великого и страшного сражения? Что ему было суждено испытать? И как он был возрожден? На эти вопросы ИА Красная Весна ответил профессор, почетный архитектор России, организатор Музея архитектуры Царицына, Сталинграда, Волгограда, Олейников Петр Петрович.

Изображение: stalingrad1.ru
Олейников Петр Петрович
Олейников Петр Петрович

– Петр Петрович, самым великим испытанием для Сталинграда явилось разразившееся в его стенах сражение. Можете Вы рассказать, с чем город подошел к нему? Каким он был, довоенный Сталинград?

– Сталинград перед войной считался в Советском Союзе символом индустриального века. Символом индустриального города. Потому что в 1926 году началось проектирование Сталинградского тракторного завода, первенца тяжелого машиностроения в Сталинграде, который был открыт в 1930-ом году. В связи с этим были построены поселки. Жилые поселки возле Сталинградского тракторного завода, верхний и нижний. Это было большим толчком. Мало того, эти поселки были на то время инновационными в архитектурном плане. Например, нижний поселок, построенный по проекту социолога Милютина, он был линейным, когда дома «в строчку» шли один за другим. Особенность этих поселков была в том, что сразу создавалась инфраструктура: театры, клубы, магазины, цирк даже там был построен. Это был комплексный подход.

Изображение: http://volfoto.ru
Довоенный Сталинград
Довоенный Сталинград

Что касается центра города, то он был сильно реконструирован. Вообще в Сталинграде перед войной было построено более тысячи новых зданий. Центр благоустраивали, проводили инженерные сети. Были грандиозные планы. Между прочим, еще в довоенном Сталинграде проектировалась нулевая рокадная дорога, которая построена только недавно. Проектировалась набережная с 1935-го года, была набережная первой очереди, второй очереди, третьей очереди. Проектировались стадионы и много что еще. Проектировалась дорога, тракт на Красноармейск (пригород довоенного Сталинграда — прим. ИА Красная Весна). Война помешала, конечно. Планы были грандиозные, у нас уже были созданы проектные организации, которые имели уже опыт, потому что проделанная работа была серьезной.

– Одна из самых трагических страниц в истории нашего города — это бомбардировка 23 августа 1942 года. Что Вы можете сказать о ней, какие разрушения она принесла, что происходило в этот день в городе, каковы были последствия?

– Вопрос достаточно хорошо изучен. Известно, что во второй половине дня немцы совершили массированный налет, более двух тысяч самолетовылетов произошло за это время. Моя теща Анастасия Дмитриевна Дудникова была тогда в городе. Ей было 18 лет, она работала водителем. Она не рассказывала подробно, но, когда я ее спрашивал, она говорила, что это был ужас. Это был огненный шторм, дышать нельзя было от пыли и гари.

Изображение: volgograd.kp.ru
Бомбардировка переправ
Бомбардировка переправ

Валентин Петрович Калиниченко, главный архитектор будущего Волгограда, тоже пережил эту бомбежку, они жили в центре. Его отец, Калиниченко Петр Петрович, был известным архитектором довоенным. Валентин Петрович рассказывал, что, когда они вышли из бомбоубежища, он увидел свой дом. В этом доме стена обвалилась, и он увидел квартиру свою, кровати. Ему было всего пять лет, но запомнил это на всю жизнь. В источниках сообщается, что около 40 тысяч жителей Сталинграда погибло в этот день. Уже позже пришли к выводу, что их могло быть гораздо больше, ведь в городе было много беженцев, не учтенных ни в каких документах.

– Петр Петрович, одна их Ваших книг называется «Здания-крепости Сталинграда». В ней описываются здания, которые сыграли важную роль в обороне города. Можете Вы рассказать об этом подробнее?

– Известно, что сражение, развернувшееся в Сталинграде, стало уникальным во многом из-за того, что каждое здание стало опорным пунктом сопротивления наших воинов. И немцы совершенно этого не ожидали. Чтобы взять один дом, врагу нужно было прилагать неимоверные усилия, и наши пользовались этим. Позже уже разработали тактику, когда малыми группами советские бойцы атаковали противника. «Граната вперед, ты за ней» — эта знаменитая фраза об этом. Штурмовая группа из пяти — шести человек очень активно продвигалась в городском лабиринте, и немцы боялись этих столкновений. В этом случае мы рассматриваем здания как крепости, потому что прежде они были разгромлены, разрушены бомбардировкой, а потом стали уже непреодолимыми препятствиями для наших врагов. Об этом писал весь мир, что оказывается невероятное сопротивление. Вот за стенами этих домов и происходили события. Дом Павлова, все его знают, но есть многие другие.

Как пример — сталинградский элеватор, который очень долго защищался. Немцы были внизу, а наши вверху. И немцы не могли их оттуда выбить. На заводах, Тракторном, Баррикадах, Красном Октябре был ужас. Нам этого не понять. По источникам, по описаниям свидетелей и тех, кто сам участвовал в боях, мы можем узнать, какое на самом деле невероятное самопожертвование проявили наши бойцы. Это не пропаганда. Немцы этого не могли понять. Ведь, как они воевали? Сначала авиационный налет, потом артподготовка. Затем только, когда уже всё было разгромлено, они шли вперед.

– Вопрос, касающийся восстановления города. Особенно его первого периода. Потому что часто сама битва затмевает это. А ведь это тоже очень драматичный период. Стоит только представить: мужчин в городе нет, одни женщины, город весь начинен снарядами, это, по сути, заминированная территория. А в этом городе начинается жизнь. Расскажите, пожалуйста об этом периоде.

– Период восстановления, без всяких высоких слов, можно сказать, что это подвиг. Подвиг жителей и всего населения Советского Союза, потому что сюда прислали молодежь, молодежные бригады. Приезжали и самостоятельно, и посылало правительство. Присылались специалисты, строители, инженеры, конструкторы, архитекторы. Конечно, известно, что первыми восстанавливали заводские поселки и сами заводы. Очень долгое время не восстанавливался центр города. Сам Василий Николаевич Симбирцев (главный архитектор Сталинграда в 1944–1959 годах — прим. ИА Красная Весна) говорил об этом, что он постоянно ощущал критику. «Почему центр не восстанавливается?».

Изображение: volfoto.ru
Возрожденный Сталинград, Центральная набережная
Возрожденный Сталинград, Центральная набережная

А сейчас мы понимаем, насколько мудрыми были те решения. За этот период создавался генеральный план Сталинграда. То есть всё обдумывалось, продумывалось, просчитывалось, и потом началось восстановление центра. И здесь мы можем отметить сейчас такой факт. За счет того, что было приглашено большое количество проектировщиков, архитекторов, экономистов, конструкторов и так далее — были созданы в нашем городе архитектурные ансамбли, аналоги которым очень трудно найти в нашей стране. Это архитектурный ансамбль Центральной набережной, архитектурный ансамбль Аллеи героев и площади Павших борцов, архитектурный ансамбль улицы имени Ленина, улицы Мира, проспекта Ленина, архитектурный ансамбль Волжской ГЭС, Мамаева кургана, Волго-Донского судоходного канала. Нет другого города в нашей стране, который мог бы похвалиться столь целостным своим образом. Сталинград строили и возводили как город-памятник. И он и состоялся как город-памятник. Мы видим монументальность сооружений, и все архитектурные ансамбли направлены на то, чтобы показать, что это город величавый, город-победитель. Это было реализовано.

– Спасибо Вам за содержательную беседу!