Ситуация вокруг Сюникской области Армении всё больше выходит за рамки конфликта только Армении и Азербайджана. Слишком многие мировые игроки надеются реализовать там свой проект

Сюникская область Армении стала «нервом» всей ситуации в Закавказье

Изображение: Минобороны России
Проект Зангезурского коридора
Проект Зангезурского коридора
Проект Зангезурского коридора

Подписанное в ночь на 10 ноября 2020 года трехстороннее соглашение глав России, Армении и Азербайджана, остановившее 44-дневную войну в Нагорном Карабахе, прекратило боевые действия, но не устранило противоречий.

Неопределенность с линией границы и желание Азербайджана усилить свои позиции после победы над Арменией привели к целому ряду приграничных инцидентов: с начала мая текущего года военные Азербайджана закреплялись на армянской территории в Сюникской области. Такая же ситуация сложилась и в Гегаркуникской области.

12 мая минобороны Армении заявило, что азербайджанские военнослужащие перешли границу в районе Черного озера в Сюникской области. Переговоры с привлечением российской стороны результатов не дали, и азербайджанские войска до сих пор находятся на своих позициях около Черного озера. 27 мая стало известно, что азербайджанская сторона захватила шестерых армянских военнослужащих на границе Армении. По версии Азербайджана, они незаконно пересекли границу, армянское же минобороны сообщило, что они находились на армянской территории.

Затем пошли регулярные сообщения о перестрелках на границе. Стороны конфликта обвиняли друг друга в открытии огня, инциденты множились. В результате наиболее кровопролитного пограничного столкновения между войсками Армении и Азербайджана, произошедшего 28 июля, армянская сторона потеряла трех военнослужащих убитыми и пятерых ранеными, азербайджанская сторона подтвердила ранение двух своих военнослужащих.

В конце августа произошел очередной приграничный инцидент, в котором ранение получил азербайджанский солдат. Минобороны Азербайджана обвинило в инциденте армянскую сторону. А далее события стали развиваться стремительно.

Уже 25 августа войска Азербайджана перекрыли один контролируемый ими участок трассы Капан — Горис в Армении, а 26 августа — второй. В качестве причины был назван как раз инцидент с ранением военнослужащего. Власти Армении категорически отвергли обвинения в виновности своих военнослужащих и потребовали доказательств. Ситуацию удалось разрешить только с привлечением российских миротворцев. Участки трассы были разблокированы, однако на них появились бетонные блоки, снижающие скорость движения.

10 сентября стало известно, что на ранее разблокированных участках дороги Горис — Капан появились КПП азербайджанской полиции. Азербайджанская сторона начала останавливать иранские грузовики и требовать платы за проезд. В результате происходящего движение по этой трассе практически остановилось: появились огромные заторы из грузовиков. Два иранских водителя-дальнобойщика были арестованы азербайджанцами. Иранский МИД потребовал незамедлительного освобождения задержанных, но они до сих пор удерживаются в Азербайджане.

До этого в течение нескольких месяцев на границе Армении и Азербайджана шли регулярные перестрелки и стычки, в которых гибли и получали ранения военные с обеих сторон, однако к перекрытию дороги это не приводило.

Армянские власти на блокировку трассы отреагировали странно, если не сказать подозрительно. Вместо протестов и ответных действий Пашинян фактически признал правомерность действий Азербайджана и ритуально обвинил в произошедшем «бывших», т. е. прежнюю власть Армении. Он заявил, что такая блокировка противоречит трехстороннему заявлению от 9 ноября, и призвал как можно скорее построить альтернативную дорогу. Свое заявление Пашинян сделал в тот же день, когда иранский МИД потребовал незамедлительного освобождения задержанных.

Азербайджан обосновал свои действия на участках дороги тем, что они во времена СССР относились к Азербайджанской ССР, а значит, сейчас являются азербайджанской территорией. Армения согласилась с этой позицией и признала, что данные участки дороги действительно по советским картам относятся к Азербайджану.

При этом процесс делимитации и демаркации границы между Азербайджаном и Арменией еще даже не начат, а КПП на дороге уже стоят. Многие эксперты подчеркивают, что нельзя проводить межгосударственные границы по советским картам. Ведь одно дело — «прозрачная» номинальная граница между союзными республиками, которые просто не могут представлять военной угрозы друг для друга, и совсем другое дело — охраняемая граница между государствами, которые в течение 30 лет находятся фактически в состоянии войны.

Напомним, представители армянской оппозиции еще до событий на трассе Горис — Капан предупреждали, что инциденты в Сюникской области имеют неслучайный характер и очень определенную природу. Так, по словам правозащитницы и бывшего омбудсмена Армении Ларисы Алавердян, Сюникская область столкнулась с новыми геополитическими вызовами. «Сюник — первый пункт турецко-азербайджанской „дорожной карты“, который нужно реализовать», — отметила она.

По мнению оппозиции, имеется сговор нынешних властей Армении с руководством Азербайджана, что и приводит к инцидентам, подобным блокировке трассы Капан — Горис. Представители оппозиции отмечают, что фактически идет игра «в две руки», когда ситуация на границах Армении регулируется не публичными документами, а некими устными договоренностями глав Армении и Азербайджана.

Последовательность действий азербайджанской стороны и подыгрывание им властей Армении прослеживаются в данной цепочке событий достаточно четко. В фокусе событий находится Сюникская область Армении и так называемый зангезурский (сюникский) коридор.

«Зангезурский коридор» — узкая полоска территории Армении вдоль пограничной с Ираном реки Аракс, по которой в советское время проходили железная и автомобильная дороги, соединяющие основную территорию Азербайджана с Нахичеванской автономной республикой.

После окончания войны в Карабахе 9 ноября 2020 года было подписано заявление лидеров России, Армении и Азербайджана, где содержался пункт о разблокировании коммуникаций в регионе. Однако никаких упоминаний ни «зангезурского», ни «сюникского», ни какого-либо другого коридора там нет. Азербайджан считает, что после карабахской войны он имеет право получить в свое распоряжение этот коридор, что позволит ему соединить основную территорию страны с Нахичеванской автономной республикой и получить прямой выход на Турцию, с которой у республики очень крепкие союзнические отношения. Президент Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно называл Сюникскую область «историческими азербайджанскими землями». Кроме того, он заявил, что если потребуется, Азербайджан получит этот коридор силой.

«Мы реализуем зангезурский коридор, хочет того Армения или нет. Если захочет — будет легче решить этот вопрос, если не захочет — решим силой», — сообщил он

Для Турции «зангезурский» коридор чрезвычайно важен, так как позволит получить сухопутный маршрут не только в Азербайджан, но и к другим прикаспийским тюркоязычным государствам с их запасами углеводородов.

19 сентября на пресс-конференции президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что для возобновления дипотношений с Турцией Армении придется предоставить Азербайджану коридор в Нахичевань через Сюникскую область. «Пашинян, с одной стороны, заявляет, что не намерен предоставлять Нахичеванский коридор, с другой — что желает встречи со мной. Если он хочет встречи с Реджепом Тайипом Эрдоганом, ему следует предпринять определенные шаги. Турция открыта к переговорам, однако для проведения встречи собеседник должен продемонстрировать позитивный подход», — сказал Эрдоган.

Фактически Турция объявила, что двинется в сторону восстановления отношений с Армений (чего очень желает нынешнее руководство последней), если та согласится передать «зангезурский коридор» Азербайджану.

На предложение Турции тут же отреагировали в России. 20 сентября вице-премьер России Алексей Оверчук заверил, что трехсторонняя российско-армяно-азербайджанская комиссия не прорабатывает никаких вариантов тех или иных транспортных коридоров.

«Обсуждается вопрос деблокирования экономических, транспортных связей в Закавказье», — сказал Оверчук.

В итоге вокруг зангезурского коридора складывается следующая конфигурация.

Турция и Азербайджан всеми возможными способами проталкивают его создание, утверждая даже, будто это прописано в трехстороннем заявлении о прекращении огня в Нагорном Карабахе.

Власти Армении фактически соглашаются с азербайджанской позицией. Кроме того, внутри самой Армении идут разборки с местными властями в Сюникской области, где критикуют Пашиняна за сдачу территорий и где его партия получила меньше всего голосов на прошедших парламентских выборах.

Россия в целом ведет себя как арбитр и равноудаленная сторона: она продвигает разблокировку коммуникаций в регионе, но достаточно мягко реагирует на «коридорные» претензии Турции и Азербайджана.

Однако есть еще один мощный региональный игрок, для которого создание коридора — это геополитическая и экономическая угроза национальной безопасности. Это Иран. Экономически зангезурский коридор мешает выходу Ирана к Черному морю через территорию Армении, а геополитически означает усиление вечного соперника Ирана в регионе — Турции — непосредственно на ирано-азербайджанской границе. Последнее имеет еще и особое значение для Ирана, так как в его северных провинциях большинство населения составляют этнические азербайджанцы, которых в Иране в несколько раз больше, чем в самом Азербайджане.

Официальный Тегеран, который во время 44-дневной войны в Нагорном Карабахе вел себя по видимости нейтрально, на претензии Турции и Азербайджана на Зангезур отреагировал очень резко.

Реакция Ирана была многоуровневой — от маневров большими массами войск на границе с Азербайджаном и острых заявлений руководства страны до стремительной активизации контактов с Арменией. Азербайджанская сторона в ответ продолжила нагнетать конфликт: совместно с Турцией были проведены военные учения, а власти высказывались в адрес Ирана ничуть не менее остро. Но об этом — в следующей статье.