Духовная война
Но если сравнить сумму ощущений до и после школы, то можно констатировать одно чувство, которое явственно проступило поверх прочих. Я говорю о чувстве войны.
При этом я не могу сказать, что ощущения войны у меня не было до школы. Но оно было несколько абстрактным и не находилось в центре мироощущения. Было чувство борьбы, которую мы ведем по разным направлениям, но оно не было окончательным. Было ощущение, как в спорте — можно побороться какое-то время, а потом чуть-чуть расслабиться, и снова побороться. При этом борьба, хоть и занимала почти все мое свободное время, но это «почти» все равно оставалось.
Со школы я уехал с тотальным чувством войны, которое определяет в конечном итоге все твои действия. Это не значит, что все остальное можно отодвинуть в сторону. Просто теперь я смотрю на все через призму этого чувства. Идет война, и либо мы победим врага, либо он нас. И если враг победит нас, то все, что тебе безумно дорого, получит он. Это ощущение очень созвучно стихотворению Симонова «Если дорог тебе твой дом».
От этой войны нельзя никуда спрятаться. Каждый становится либо ее жертвой, т. е. рабом, либо берет в руки оружие (метафизическое, концептуальное, информационное и физическое) и дает отпор врагу.
Эта война идет вокруг нас и внутри нас. Это в высшей степени духовная война, и цена в ней высока: либо потерять собственную душу, либо дать отпор, и тогда даже смерть — это лишь ступень к инобытию.
Возникает вопрос, когда и как советский народ, победивший фашизм в XX веке, вдруг потерял это внутреннее чувство войны. Ведь без него нельзя победить, значит, советский народ им обладал, но потерял впоследствии. Сразу на ум приходят слова «Лишь бы не было войны». Тот, кто провел такую духовную демобилизацию, очень хорошо понимал, что делал. Но, возможно, тут были задействованы более глубокие процессы.
У советского народа отобрали что-то очень важное, что позволило врагам разрушить СССР. В этой связи мне вспоминается один эпизод из спектакля «Крот», который мы посмотрели на школе.
В этом эпизоде рассказывается про кота, которого распяли сатанисты. Но кот воскрес, а на простынях, на которых лежало его тело, от него остались следы крови. Потом на этих простынях спал главный герой. Было понятно, что кот — это метафизическая сущность, которая внутренне связана с кротом истории, т. е. с другой метафизической сущностью. Причем кот каким-то образом способен трансформироваться в крота.
Мне показалась, что эпизод с распятием и воскресением кота и следами его крови на простыне отсылает нас к евангельской истории про воскресение Христа и плащанице, в которую Он был завернут в момент погребения. Кот — очень известный персонаж русских былин и сказок, т. е. русского мифа. На мой взгляд, в спектакле делается попытка восстановить связь русского мифа с христианским мироощущением, которая была каким-то образом нарушена в XX веке. Тут достаточно вспомнить кота Бегемота из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова. Ведь в данном случае происходит связывание мифической фигуры кота с гностическим мироощущением, отрицающим историю и делающим невозможным превращения мифического кота в метафизического крота истории. Может быть, известная песня про уничтоженное Лукоморье Высоцкого связана именно с тем, что русский миф получил негативную коннотацию и тем самым лишился своей целостности и направленности в будущее. Но это все тема отдельного исследования.
Еще хотелось бы отметить товарищеское чувство, которое я испытал на Летней школе. Это действительно ощущение братства, где ты не борешься один на один с врагом, а противостоишь ему плечо к плечу вместе с своими товарищами. Для меня слово «товарищи» впервые приобрело свой подлинный полный смысл.
Став свидетелем того, как школьники рассказывали о тяжелой борьбе, которую они ведут на местах, вдруг начинаешь понимать масштаб работы, осуществляемой СВ. Газета и видео на YouTube не дают такой полноты понимания. В них ты не можешь заглянуть другому в глаза и увидеть в них то беспокойство или, вернее, ту ужаленность, которая сидит и в тебе самом. И этот контакт глаза в глаза с большим числом людей, поставивших перед собой общую задачу, позволяет ощутить себя в полной мере частью какой-то большой мистерии. И результатом этой мистерии должно стать спасение Родины.
Да, мы все тяжело больны, но как люди, понимающие это и ищущие пути исцеления. Этой же болезнью страдает вся Россия и весь остальной мир. От того, сможем ли мы победить болезнь в себе, зависит исцеление нашей родины. А исцеленная Россия может стать залогом спасения всего мира. Ставки очень высоки.