Визит Путина в Ханой — какова его роль для развития отношений в АТР
19–20 июня состоялся визит президента России Владимира Путина в Ханой, где он впервые встретился с новым президентом страны То Ламом, назначенным Коммунистической партией на эту должность после двух отставок его предыдущих коллег (Нгуен Суан Фук ушел с поста в 2023, а Во Ван Тхыонг — в 2024 году). Причиной отставок стали коррупционные схемы, ответственность за которые лежала на главах государства.
В сложной обстановке Вьетнам продолжает выстраивать отношения с соседними странами, в том числе с Россией. Более того, власти Вьетнама, пригласив российского лидера в Ханой, не побоялись ухудшения отношений с западными партнерами.
Резонанс на Западе
Визит Путина во Вьетнам вызвал резонанс на Западе. Как и вьетнамский визит Си Цзиньпина в конце 2023 года, так и сегодняшняя поездка Путина была воспринята Западом крайне враждебно.
Так, агентство Reuters написало, что неизвестный источник в посольстве США во Вьетнаме обвинил Ханой, заявив, что «ни одна страна не должна предоставлять Путину платформу для пропаганды» его подходов и взглядов на международную ситуацию.
Конечно, для США оказался очень значим тот факт, что Ханой отказался отправлять представителя на так называемую «мирную» конференцию по Украине в Швейцарию, на которую не позвали Россию.
Одновременно с этим заместитель главы вьетнамского МИД был отправлен на встречу БРИКС в России в первой половине июня. К тому же Ханой думает над возможностью официально вступить в объединение.
Оценивая значение визита Путина в Ханой, специалист гавайского отделения Азиатско-Тихоокеанского центра исследований безопасности Inouye (институт министерства обороны США) Александр Вувинг сказал, что этот визит особенно важен для российского лидера: «Россия хочет дать понять, что у нее есть друзья по всему миру, и что усилия Запада изолировать Россию тщетны».
Он выразил мнение, что у Ханоя есть свои интересы, которые уходят корнями в общее коммунистическое прошлое двух стран, и что «Россия играет уникальную и решающую роль во внешней политике Вьетнама», так как была крупным поставщиком оружия Ханою, особенно во времена Вьетнамской войны, где американцы потерпели позорное поражение.
Другим болезненным моментом для Вашингтона стала отложенная Вьетнамом на неопределенный срок встреча со спецпосланником ЕС по санкциям Дэвидом О’Салливаном, чтобы, по мнению источника Reuters, «не испортить визит российского лидера переговорами с посланником ЕС» на тему антироссийских санкций.
В китайской газете Sohu отметили, что «предстоящий визит Путина в Ханой вызвал особенно сильное недовольство у США». И добавили, что недовольства оказалось даже больше, чем после его визита в Северную Корею, которую российский глава посетил 18–19 июня.
В японской газете JB Press еще 21 мая опубликовали статью главного экономического советника отдела боевых исследований и менеджмента Vietnam Binh Group Хироюки Кавасима под названием «Пригласив Путина с визитом, Вьетнам уверен, что Россия одержит победу над Украиной».
В статье японский эксперт сделал акцент на украинском вопросе и заявил, что Вьетнам окончательно определился, на чьей он стороне в украинском конфликте. И это, по его мнению, подтверждается приглашением Владимира Путина в Ханой.
Старший научный сотрудник Сингапурского института ISEAS Иэн Стори высказал мнение, что у Вьетнама есть свои причины «рисковать гневом других дипломатических партнеров» посредством приглашения Путина, в том числе традиционная «бамбуковая дипломатия», то есть «чтобы продемонстрировать, что Вьетнам проводит сбалансированную внешнюю политику, которая не благоприятствует ни одной из крупных держав».
По мнению аналитика, Ханой старается одинаково относиться ко всем мировым державам, несмотря на их враждебность друг к другу. «Визит Путина завершит визиты руководства „Большой тройки“», — сказал сингапурский эксперт.
При этом прозападные СМИ отмечают, что Москва была основным военным поставщиком Вьетнама, поэтому США будут внимательно следить за объявлениями о любых сделках с оружием.
Американские аналитики также выразили опасение по поводу того, что Владимир Путин «может затронуть вопрос восстановления российского военного присутствия во Вьетнаме», подразумевая бывшую американскую, а потом советскую и российскую военную базу «Камрань». Притом что военную базу в Камрани ликвидировали в 2001 году.
Про Камрань директор Центра АСЕАН МГИМО Екатерина Колдунова рассказала, что на базу «мы вряд ли вернемся, так как это противоречит политике Вьетнама в области национальной безопасности». Имеется в виду вьетнамская политика «четырех нет», где один из четырех пунктов — неразмещение иностранных баз на своей территории. В то же время она отметила, что военно-техническое сотрудничество России и Вьетнама, «безусловно, будет развиваться и дальше».
Сами вьетнамцы считают визит российского лидера важным для своей страны. Так, 19 июня секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Вьетнама, председатель комиссии по внешним связям Ле Хоай Чунг заявил, что визит президента России Владимира Путина во Вьетнам способствует подтверждению позиции и престижа Вьетнама, а также верности «последовательной внешней политике, принятой на 13-м Национальном партийном съезде».
Достигнутые договоренности
Церемония официальной встречи Владимира Путина прошла 20 июня возле президентского дворца в Ханое. Новый президент Вьетнама То Лам встретил российского лидера и проводил его во дворец — для переговоров в расширенном составе.
В ходе переговоров Владимир Путин поздравил То Лама с официальным вступлением в должность президента страны и отметил, что «укрепление всеобъемлющего стратегического партнерства со Вьетнамом неизменно входит в число» приоритетов российской политики.
В свою очередь То Лам отметил, что российский визит особенно важен «в контексте 30-летия подписания договора об основным принципах дружественных отношений между Вьетнамом и Россией». По его словам, Вьетнам готовится к 75-летию установления дипотношений между Вьетнамом и Российской Федерацией.
В финале встречи Владимир Путин пригласил То Лама в Москву 9 мая на празднование 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.
20 июня прошли также встречи российской делегации с премьер-министром, генеральным секретарем ЦК компартии, председателем Национального собрания Вьетнама.
По итогам визита было принято совместное заявление двух стран, в котором намечены общие ориентиры и план дальнейшего взаимодействия. Так, Ханой поддержал курс президента России в области «внешней политики, важным направлением которой является развитие сотрудничества с Социалистической Республикой Вьетнам».
То Лам напомнил об общем коммунистическом прошлом двух стран: «Вместе с Россией мы хотим развивать отношения традиционной дружбы, которые строились многими поколениями руководителей и жителей наших двух стран».
Стороны договорились усилить взаимодействие на разных уровнях, увеличить количество авиарейсов между двумя странами, активизировать рабочую группу по инвестиционным проектам, ускорить реализацию проекта Центра ядерной науки и технологий во Вьетнаме, сделать шаги к созданию в Ханое общеобразовательного учреждения для обучения на русском языке.
По теме борьбы с терроризмом было выдвинуто общее мнение о необходимости создания конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма.
Важное место в переговорах заняла тема взаимодействия в сфере обороны и безопасности. По общему заявлению, оно не должно быть направлено против третьих стран и будет отличаться высокой степенью взаимного доверия строго в соответствии с принципами и нормами международного права. В АТР, по мнению сторон, должна быть равная и неделимая безопасность на коллективных и внеблоковых началах.
На этот ориентир стоит обратить особое внимание, поскольку США активно пытаются склонить как можно больше стран в АТР на свою сторону в борьбе против Китая и России. Полностью он звучит так: «В соответствии с основными принципами Устава ООН мы не будем вступать в союзы и заключать договоры с третьими странами, чтобы нанести ущерб независимости, суверенитету, а также территориальной целостности друг друга».
Последовательная политика в этом вопросе, с одном стороны, защищает Вьетнам от возможных посягательств Китая, которые неоднократно имели место в истории и которых опасается Ханой. С другой стороны, дает гарантии Москве, что Вьетнам не допустит размещения на своей территории военных баз США.
Так что США не даром злятся и внимательно следят за тем, что происходит между Вьетнамом и Россией.
Также стороны заявили, что будут содействовать формированию справедливого и устойчивого многополярного миропорядка, основанного на Уставе ООН, и что «международные обязательства, касающиеся иммунитетов государств и их собственности, должны неукоснительно соблюдаться».
Также у сторон обнаружилась общность подходов к обеспечению информационной безопасности, и было решено усилить сотрудничество и усовершенствовать международно-правовую базу, помогая друг другу в борьбе с IT-преступлениями. Они поддержали ООН, разрабатывающую международную конвенцию по противодействию киберпреступности.
Обе страны выступают против размещения оружия в космосе и призвали к переговорам по этому вопросу.
Также страны поддержали укрепление роли АСЕАН в сфере межгосударственных отношений в АТР и запланировали решить, как в дальнейшем усилить сотрудничество между АСЕАН, ЕАЭС и ШОС.
Владимир Путин высоко оценил объективную позицию Вьетнама по украинскому кризису, поприветствовал его готовность подключиться к международным усилиям по поиску путей «мирного и надежного разрешения конфликта».
По итогам обсуждения палестинского вопроса выяснилось, что и Москва, и Ханой выступают за создание независимого Палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. А также считают необходимым укреплять стабильность на Ближнем Востоке и осуждают вмешательство третьих лиц во внутренние дела региона.
Москва пообещала укреплять связи «между членами БРИКС и развивающимися странами, включая Вьетнам». Отметим, что этот пункт также беспокоит Вашингтон, пытающийся перетянуть Ханой на свою сторону.
Кроме того, обе стороны не поддерживают введение односторонних санкций и вмешательство во внутренние дела суверенных государств. Этот момент также не совпадает с позицией Вашингтона и поддержавших его в АТР Японии, Сингапура, Филиппин и других.
Значение визита
Посетив в прошлом братские коммунистические страны, Владимир Путин напомнил, что в мире не всё (хотя и очень многое) определяет экономика. Один из пунктов договора, который Россия вновь подписала с КНДР 19 июня, предполагает военную взаимопомощь в случае нападения на одну из сторон. Таким образом, Россия встанет на защиту бывших братских стран и получит защиту в случае возможного нападения со стороны прозападного альянса.
На Западе уже освещают всю поездку Путина в «нужном» им свете — с военной позиции. Reuters сразу же написало: «На следующий день после подписания соглашения о взаимной обороне с Северной Кореей Путин получил салют из 21 орудия на военной церемонии во Вьетнаме, его обняли два его коммунистических лидера и щедро похвалил один из них».
Также Reuters опубликовало мнение с намеком на ядерную тему: Вашингтон и его союзники в Азии пытаются оценить, насколько Москва «могла бы усилить поддержку единственной страны, которая испытала ядерное оружие в этом столетии».
Напомним, что в этом году вероятен визит президента России на Кубу, который стоял в возможных планах поездок президента на 2024 год, то есть тоже в бывшую братскую коммунистическую страну. А буквально на днях Путин отправил в Гавану с шестидневным визитом российский отряд из нескольких военных кораблей, в составе которого находится ударная атомная подводная лодка. «При входе в порт россияне и кубинцы поприветствовали друг друга салютом», — рассказали в китайском издании Baijiahao.
Вашингтон болезненно отреагировал на это, официально заявив, что не стоит волноваться по этому поводу, но одновременно отправив в регион эсминцы, патрульные корабли и авиацию.
Стоит вспомнить также прошедшую в мае поездку Владимира Путина в социалистический Китай, который также встал на сторону России, в частности, в украинском вопросе. Таким образом, визит Путина во Вьетнам связал теснее и Пекин с Ханоем.
В итоге Россия, всё больше отторгая отношения с Западом и прозападными странами, одновременно налаживает отношения с бывшими друзьями из коммунистического лагеря. И мир с каждым шагом всё больше разделяется на два полюса.
Что касается Вьетнама, то он повел себя в отношении США как победитель во Вьетнамской войне, от поражения в которой Вашингтон не может окончательно оправиться до сих пор. Ханой не обратил внимания на негативную реакцию Запада, в том числе после визита в КНДР и подписания Путиным соглашения с Ким Чен Ыном.
Теперь США, возможно, усилят давление на Вьетнам по тем направлениям, где они могут это сделать. Так, несмотря на рост двусторонней торговли между Москвой и Ханоем, главные торговые партнеры Ханоя — Соединенные Штаты и Китай. Что же касается России, то после вступления в тотальное противостояние с Западом ей по сути ничего не остается, кроме поиска союзников на Востоке. И здесь наиболее логичными и перспективными представляются связи с теми странами, которые имели долговременные дружеские отношения с СССР.