Центр Тбилиси заполонили флаги Украины, нацистская символика и граффити. Фоторепортаж
С начала апреля столицу Грузии сотрясают протесты, поводом к которым стало принятие так называемого закона об иноагентах. На площади выходят прозападные противники этого указа, несмотря на то, что по сути он скопирован с американского и к тому же смягчен.
Вышедшие на улицы недовольные граждане выступают в унисон с западными политиками, которые используют новый закон как повод отметить недостаточно антироссийское поведение нынешнего руководства Грузии.
А как выглядели улицы Тбилиси до активной фазы протестов в начале марта? Были ли уже заметны там признаки будущих протестов? Оказывается, многие весьма примечательные явления современной грузинской жизни можно было уже тогда увидеть в столице. Об этом фоторепортаж ИА Красная Весна.
Главная улица Тбилиси — проспект Шота Руставели. Начинаем от одноименного метро и с памятника Руставели — грузинскому поэту XII века, автору поэмы «Витязь в тигровой шкуре», одного из главных произведений грузинской литературы.
«Витязь в тигровой шкуре» не дошел до нас в первоначальном виде, известно множество версий, возникших в ходе пересказов и переписываний. Поэма повествует о борьбе трех витязей-побратимов за освобождение Нестан-Дареджан, дочери индийского царя. В основе произведения лежит идея торжества справедливости над произволом, добра над злом.
Увы, сразу обращает на себя внимание, что если хотя бы не сам памятник, то место вокруг него разрисовано граффити. Как увидим далее, это норма для столицы, и хорошо, если эти рисунки в духе «здесь был Вася», цензурные, но и то не всегда. Такая вот борьба с «произволом» в самом центре сегодняшней Грузии.
Довольно часто среди этих надписей встречаются высказывания против России.
В какой-то мере удивительно наблюдать такое состояние центральной улицы в столице страны вроде бы не третьего мира. Страны, которая в прошлом имела богатую историю и культуру, о чем свидетельствует в том числе признаваемый во всем мире литературный памятник, созданный Руставели.
В то же время это отражает современные умонастроения и уровень культуры местных жителей, когда-то отказавшихся от советского наследия в пользу «независимости» и прозападного пути. На улицах заметно и активное влияние молодежи, которая создает эти «произведения», и пассивного большинства, с молчаливого согласия которого это происходит.
Разрисованными оказались великолепные фасады зданий главным образом советской постройки, включая станцию «Руставели», открытую одной из первых в городе еще в 1966 году.
Сочетание таких красивых и величественных зданий советского периода, исторический отказ от всего советского в пользу некой независимости и, как результат, нынешнее состояние улиц — все это тоже очень показательно.
Граффити здесь действительно очень много, и не похоже, чтобы кто-то пытался их отмыть, не говоря уже о том, чтобы в целом следить за порядком в центре города.
А вот еще одна примечательная сторона центральных улиц Тбилиси: книжные развалы.
Именно так выглядит практически каждое здание на улице: фасад разрисован и обклеен ободранными афишами и объявлениями, а у его стен и в переходах раскинулись импровизированные места продаж книг. Как правило, это книги еще советского издания. Многие посвящены культуре и науке.
Напротив станции и памятника расположено большое здание с замечательной архитектурой. Оно было построено к 1953 году и изначально принадлежало тресту «Грузуголь». Внешний вид постройки несколько эклектичен и сочетает в себе как сталинский классицизм, так и элементы мавританского стиля.
Именно это здание наряду с другими образцами сталинского монументального классицизма подверглось критике в 1955 году в тексте постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», после принятия которого началась эпоха строительства «хрущёвок».
О многом говорит и нынешнее состояние строения. Сегодня в нем располагается Национальная академия наук Грузии.
Здесь можно отдельно отметить, что академия тоже подчеркивает свою независимость, специально добавляет в свое наименование слово «национальная» и говорит о преемственности к древним академиям Гелати и Икалто, основанным еще в XI веке.
Но нужно понимать, что АН Грузии в ее современном виде была создана тоже в советское время, в 1941 году, а ее предшественником был филиал АН СССР. Манифестация преемственности древним академиям не может сколько-нибудь существенно повлиять на данный факт.
Так вот, несмотря на то, что такая солидная организация размещается сегодня в здании «Грузугля», его внешний вид ну никак не соотносится с этим. Мы видим все те же обклеенные и разрисованные стены здания, а на его стереобате под колоннами раскинулась мелкорозничная торговля сувенирами и прочим ширпотребом.
Наверное, по этой причине фотографии этого здания в интернете и, в частности, на сайте грузинской АН обычно обрезаны снизу. Видимо, это оказалось проще, чем отмыть стены.
Если пройти через переход во двор, видим еще более «замечательную» картину: на стенах нарисованы германские руны. В другом месте есть надпись «1488» — кодовое слово неонацистов.
А окончательную точку в этом вопросе ставит… «Майн кампф» (внесено в список экстремистских материалов) Гитлера, который продается как раз на углу здания, прямо на центральной улице!
Кто-то может сказать, что это все делают отдельные фрики, но тогда возникает вопрос, а почему масса других нормальных людей этому попустительствует и оставляет все как есть?
Огромное количество гостей города и местных жителей ходят по этой улице и словно не замечают происходящего. Может быть, для них это и есть демократия?
А еще и проспект Руставели, и дворы увешаны украинскими флагами.
У многих здесь, в том числе уехавших из России, в почете солидаризироваться с неонацистской страной, делая вид, что она не совершает военные преступления уже десять лет.
Украинские флаги не только видны на многих зданиях, но и продаются на торговых развалах рядом.
Во дворах видим всё те же граффити.
Если внимательнее посмотреть на то, как выглядит современная столица, бросается в глаза местная достопримечательность — хаотичные балконы, построенные в погоне за квадратными метрами.
Некоторые даже «вросли» друг в друга.
Еще во дворах много различных фирм и магазинов. Сами переходы, соответственно, обклеены рекламой.
Популярностью сегодня пользуются пункты обмена валют. Часто попадается реклама американской грин-карты.
Здания в центре, похоже, переживают свои не лучшие времена.
Разрисован даже Фонд грузинской культуры.
Продолжая идти по центральной улице, можно увидеть здание бывшего филиала института марксизма-ленинизма, построенное в 1938 году по проекту известного русского архитектора А. В. Щусева.
Сегодня здание принадлежит отелю The Biltmore. За красивым историческим фасадом построено основное здание этого отеля. Смотрится оно явно не к месту, режет глаз абсолютное несоответствие стилей.
Немного дальше еще одна интересная постройка. Это Грузинский театр оперы и балета имени Палиашвили. Сам театр был открыт в 1851 году, а нынешнее здание построено в 1896 году на месте прежнего, которое сгорело в пожаре.
Автор этого проекта в псевдо-мавританском стиле — российский архитектор немецкого происхождения, академик и профессор архитектуры Императорской Академии художеств В. А. Шрётер.
Строительство обошлось в 750 тысяч рублей золотом, а поскольку большая часть суммы была выделена из государственной казны, театр назывался «Казенный».
Первый сезон восстановленного театра в 1896 году открылся постановкой оперы Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). И до этого, и после в театре ставились классические оперы, в том числе русские. В советское время театр стал центром национальной музыкальной культуры Грузии.
На его сцене были впервые поставлены некоторые оперы грузинских композиторов, он выдвинул многих одаренных вокалистов и мастеров хореографии. Одним словом, у театра богатая история и она тесно связана с Россией.
Дальше по дороге можно увидеть 1-ю Тифлисскую мужскую гимназию, которая была создана на базе благородного училища, основанного в 1804 году. Здание в стиле классицизма построено к 1831-му году по проекту А. И. Мельникова.
В 1827 году Александр Грибоедов составил «Сведения относительно Тифлисского благородного училища», в которых говорится, что российским военным деятелем грузинского происхождения князем Павлом Цициановым было учреждено в Тифлисе Благородное училище для обучения российскому и грузинскому языкам.
Помимо основных предметов преподавали также латынь и немецкий.
Выпускники гимназии получали возможность поступить на казенное содержание в Московский университетский благородный пансион для продолжения обучения. В течение 26 лет Тифлисское благородное училище было единственной светской школой в Грузии.
У главного входа стоит памятник 1957-го года поэту и просветителю Акакию Церетели и князю Илье Чавчавадзе.
В свое время Чавчавадзе опубликовал некоторые стихи 16-летнего Иосифа Джугашвили (Сталина), учившегося в Тифлисской духовной семинарии. Князь очень высоко оценил поэтические дарования Сталина и даже назвал его будущим грузинской поэзии.
Также на центральном проспекте располагается правительство Грузии. Еще один пример советского монументального классицизма.
Рядом с правительством установлен мемориал памяти жертв 9 апреля 1989 года.
В марте 1989 года 30-тысячный абхазский сход выдвинул предложение о выходе Абхазии из состава Грузинской ССР и восстановлении ее в статусе союзной республики в составе СССР.
В ответ на эти события 4 апреля начался бессрочный митинг в Тбилиси, который быстро приобрел направленность против советской власти.
Митингующие обратились к президенту и конгрессу США и потребовали, в частности, «признать 25 февраля 1921 года днем оккупации Грузии большевистскими силами России» и «оказать помощь Грузии для выхода из состава Союза, в том числе путем ввода войск НАТО или ООН».
Советское руководство отреагировало на эту попытку мятежа решением ввести в Тбилиси силы МВД и армии. В результате 9 апреля митинг был разогнан, при этом 19 человек погибли в давке.
Но на этом история не закончилась. Сторонники перестройки и разрушения Советского Союза стали продвигать «миф о саперных лопатках».
Якобы русские десантники рубили этими лопатками мирных грузинских граждан, хотя это противоречит всем официальным выводам о трагедии, в том числе заключению Международного Красного Креста (МКК), согласно которым причиной смерти была асфиксия.
Также замалчивался тот факт, что митинг не был спонтанным, почву для него заранее подготавливали грузинские националисты, и что силы армии также пострадали от правонарушителей при попытке их разогнать. Это-то и вынудило задействовать парашютно-десантную роту. Только тогда удалось блокировать митингующих у Дома правительства.
Несмотря на известные уже тогда обстоятельства, говорящие в пользу невиновности армии, Анатолий Собчак, который возглавлял специальную комиссию по расследованию тбилисских событий, настаивал на использовании пресловутых саперных лопаток и обвинял в случившемся советскую власть на всех уровнях.
Съезд народных депутатов СССР практически единогласно принял версию Собчака, хотя ему были предоставлены альтернативные материалы с мнением военного прокурора и МКК. Среди депутатов было много военных в погонах, которые таким решением подставили свою собственную «корпорацию».
Возник так называемый «Тбилисский синдром», сформировавший негативное отношение к армии и в какой-то мере парализовавший ее. В той же Грузии начались нападения на офицеров, погибли десятки военных. На Кавказе продолжал разгораться националистический пожар…
Еще одна черта современной Грузии, которая бросается в глаза — это стремление к комфортной потребительской жизни. В городе можно увидеть множество торговых центров, супермаркетов, небольших магазинов и бутиков, кафе, ресторанов, шашлычных.
Здесь много роскошных отелей с казино. Все это часто расположено в исторических зданиях.
Отдельного упоминания стоят флаги на официальных зданиях. Чаще всего это три флага: Грузии, Евросоюза и НАТО.
Такое сочетание недвусмысленно отражает нынешний вектор грузинской политики.
Финальная точка маршрута — площадь Свободы. С 2006 года на площади установлен монумент, изображающий святого Георгия, поражающего копьем дракона. Автор монумента — советский, грузинский и российский скульптор и художник Зураб Церетели.
Площадь была свидетелем переломных моментов на рубеже веков. Здесь проходили митинги за выход Грузии из СССР, а позже — цветная революция роз, в ходе которой к власти пришел Михаил Саакашвили.
Задаешься вопросом, в чем состоит свобода для Грузии? Это свобода от чего-то или для чего-то? Освободились от связей с Россией и что получилось в итоге?
На эти вопросы в какой-то мере отвечает облик современного Тбилиси, показывая сегодняшнее состояние Грузии. Нацистская символика и литература, солидаризация с нацистским государством Украина. Некая мнимая независимость, а на деле — желание подчиниться Евросоюзу и НАТО.
Россия всегда подпитывала грузинскую культуру и оставляла более чем достаточно свободы для сохранения национального самосознания. Сегодня это предано забвению вместе с культурой и историей страны. Вокруг лишь море потребительской и безответственной жизни. Безответственной за будущее своей же собственной страны.
Волей-неволей вспоминаются слова Гамлета «Какая-то в державе датской гниль». Но в грузинской, конечно.
(теги пока скрыты для внешних читателей)
Вадим Воробьёв 18:52 9.06.24
В 1979 году наша семья отдыхала в Сочи, в одном из маленьких посёлков на берегу моря, входящих в Сочи. Море и частные дома разделяла железная дорога, по которой день и ночь шли поезда. Особенно это было заметно ночью, товарные поезда в Закавказье и обратно с промежутком в некоторое количество минут, вряд ли, когда-то превышавшем 20, а часто - намного меньше. К этому быстро привыкаешь и спишь, не обращая внимания. Как всё это разнится с теперешним положением, когда, конечно, до Адлера движение плотное, и чуть-чуть в Абхазию, но дальше в Грузию и Армению отсутствует уже 30 лет, а вместе с ним и развитие, и уровень, поддерживаемый развитием. Тогда я был очень маленьким, хотя помню всё хорошо. Как бы то ни было, позже Мама рассказала мне о разговорах, которые велись вечером за столом у хозяйки, где жили отдыхающие. А отдыхали там и наши русские из постоянно живших и даже родившихся в Тбилиси. Приезжать на отдых в Сочи можно не только с севера, но и с юга. Так вот. Работает человек на киностудии в Тбилиси и имеет зарплату в 120 рублей, расписывается он за 120, а получает всегда 60. И так по всей Грузии. Это - закон. Половина зарплаты идёт вышестоящим далее по цепочке. Такая схема была потом реализована в постсоветской России с московскими дворниками, например. А тогда в Грузии происходило незаконное первоначальное накопление капитала, который был позже использован для приватизации в России. Говорилось также, что очень тяжело было работать в Грузии в школе. Приходят родители в школу. Как это такая оценка у моего ребёнка? Вот он на такую знает этот предмет! Очень трудно было этому противостоять. За медицинской помощью без денег не приходи. Если женщина доставлена рожать и не даны деньги, к ней просто не подойдут и не окажут помощи. Рассказывался случай, когда родным всё таки подсказали и деньги были принесены, лишь тогда к рожанице подошли медработники и помогли, весьма позже того, когда это надо было сделать. Причём, у этих русских, живших в Тбилиси всю жизнь, не оставалось в России родственников, с которыми они поддерживали близкие отношения, они знали о некоторых родственниках, но, по сути, не общались. И так живя всю жизнь в Грузии и не выезжая за пределы кавказского региона они думали, что так по всему Советскому Союзу! Когда моя Мама рассказывала, как в России, они удивлялись. Да неужели так может быть! А значит и грузины, постоянно проживавшие у себя, полагали так же. Привожу другой пример нашего русского человека, который несколько раньше побывал во всём Закавказье. Его удивлял такой момент. В какой магазин ни зайди, нет ценников. А сколько это стоит? А вот столько! От Балды. Это относится ко всему Закавказью. Возможно, в крупных магазинах крупных городов ценники и были для поддержания внешней законности, но нашего человека поразило, именно, повсеместное их отсутствие, во всяком случае, во всех остальных местах. Позже в 1982 году, когда мы снова отдыхали в одном из городов, составляющих Сочи, хозяин дома, где мы снимали вместе с другими постояльцами ночлег, армянин из Еревана, говорил, что сейчас он накапливает деньги своим предпринимательством, потому что дочке скоро нужно будет поступать в Ереванский университет. Без денег и тогда в Закавказье никто не поступал, потому что не поступит. И деньги требовались немалые. А теперь представьте. Хотя система сложившаяся в Грузии и всём Закавказье отражала местную самобытность - именно поэтому в России сложилась одна система, а в Грузии другая - она не могла в полной мере, в силу своей порочности, нравиться местным. Они считали её Советской и, в целом, повсеместной для СССР. А раз Советской, значит, привнесённой империей, не своей местной. Всё с ног на голову. Грузинская система сложилась в силу местных особенностей. Помню интервью грузинской девушки во время прихода саакашвили ("Революции роз") на площади: "Мы боремся против прогнившей Советской системы Шеварнадзе..." Она же порочная, она же отжившая. Представьте, как в 20 веке постепенно нарастала ненависть ко всему, на самом деле, лже-Советскому, понимаемому таковым, преобразовываясь к имперскому, переплетаясь национализмом, вытекавшим из памяти государственности, подогреваемым поначалу хрущёвской обидой за Сталина. Как нарастала идея благословенного правильного Запада! На самом деле, в Грузии и Закавказье, и Средней азии никогда не было Советской власти как системы организации бытия в России и остальном СССР. По семейным воспоминаниям, наши совершенно комплиментарные российские люди при Сталине делали ему упрёк: слишком много воли своим даёт. Это воспринималось нашими же людьми причиной, и было одной того, какая система сложилась в Грузии. Но Сталин не мог поступить иначе, ему нужна была крепкая поддержка своих, поэтому и такая политика. Всё многограннее. Выше ключевого уровня национальной самобытности, породившего при определённых обстоятельствах систему, была необходимость включить Грузию в обновлённую империю. И её кое-как включили, давая много воли и пытаясь на кого-то опираться. Тогда на короткой исторической дистанции это дало результат. Единый и тем сильный СССР победил нацизм. Однажды Сергей Кургинян сказал, что Коммунизм 1.0 и Красный проект - это итог развития русской мысли и русского миропонимания, это - наивысшая точка русской истории, и был он, прежде всего и в полной мере, осуществлён там, где живут русские. Отталкиваясь от этого, хочу добавить, что там, где преимущественно, живут не русские, в Советский период часто мы видим внешние официальные Советские и Коммунистические формы при совсем другой некоммунистической сущности, как в Грузии. Эта лицемерная система не могла когда-нибудь не взорваться. Мой научный руководитель ещё в Советское время дружил с преподавателями грузинских вузов, они дружили деятельно, например, переходили пешком по тропам через Кавказский хребет из России в Грузию. В конце восьмидесятых, ещё до злополучного 1989-го они сообщали ему об общественных настроениях и бурлении в Грузии, среди интеллигенции и вообще: 99% выступали за отделение от СССР, и им было очень горько это осознавать, потому что они, будучи грузинами, имели другое мнение, но противостоять такому большинству было невозможно. Мой научный руководитель честно рассказал об этом, при том, что ненавидел Советский строй и открыто говорил, что для него трагедия то, что было до 1991, а не после. Глядя же на современные фотографии Тбилиси, есть лишь одно чувство. Как же хорошо, что это уже не наша страна! Нам, конечно, нужно вернуться в, приблизительно, свои исторические границы, чтобы отвечать фундаментальным вечным вызовам Русского мира. Здесь самое главное - приблизительно. Всё Закавказье - погрешность на фоне территории СССР. При этом, это пояс безопасности России, с которым можно выстраивать отношения, как с Варшавским договором или СЭВ. А жить нужно вместе с теми, кто этого хотел и хочет, и никогда не менял тенденцию. А при следующем референдуме о воссоединении приближающихся областей Новороссии одновременно нужно провести референдумы в Южной Осетии и Абхазии.