Территориальный конфликт, дистант и проблемы экономики. Сибирь за неделю
Власти продолжают внедрять дистанционное обучение
Тема введения дистанционного обучения в школах Сибири продолжает обсуждаться. И речь идет не только о статистических данных, которые нисколько не превышают по численности заболевших в прошедшие годы. Здесь речь идет о странном желании власти ввести эту форму обучения и противодействии этому со стороны родителей.
Администрация Кемеровской области объявила, что с 23 ноября очные занятия возобновляются во всех школах. Для начальных классов и ряда сельских школ дистанционное обучение прекратилось еще 16 ноября. Они выйдут с «дистанционки» и организации дополнительного образования, однако в группах не смогут одновременно учиться больше 10 человек.
На дистанционном формате обучения остались техникумы, училища и колледжи в Кемерово, Беловском, Новокузнецком и Прокопьевском округах. В других городах и районах занятия вернутся к прежнему формату.
Частично к очной форме обучения вернется и Кемеровский государственный университет. Дистанционно будут проводиться лекции, где должны присутствовать сразу по несколько групп, а также занятия, проводимые педагогическими работниками старше 65 лет, имеющими хронические заболевания, или беременными женщинами и женщинами, имеющими детей в возрасте до 14 лет.
Зато в Томской области власти приняли решение о переводе всех вузов на дистанционный формат обучения. Исключением стал только Сибирский медицинский государственный университет. Школы же продолжают работать в обычном режиме.
Министр образования и науки Алтайского края во время посещения Алтайского педагогического лицея заявил, что школы в крае, вероятно, перейдут в режим дистанционного обучения в январе–феврале 2021 года. Поводом к этому, по словам министра, все также называется эпидемия коронавируса и сезонного всплеска гриппа.
На сегодня дистанционная форма обучения применяется в отдельных классах в четырех школах Алтайского края, 648 школ работают как и прежде. А вот в профессиональном обучении картина несколько другая: 48 колледжей еще работают в очном режиме, а пять — перешли на дистанционное. Всего же в Алтайском крае среди учащихся заболели 0,02% и 1,5% — среди учителей.
В Новосибирской области с 16 ноября после затяжных осенних каникул учащиеся вернулись в школы, но не все. Порядка 40% учеников области оказались на дистанционном образовании: это коснулось воспитанников 6-10 классов. Учащиеся 1-5 и 11 классов, а также ученики малокомплектных школ продолжили учиться очно.
Также многие школы столкнулись с проблемами технического характера при проведении дистанционных занятий. Для их решения местное министерство образования сформировало волонтерский отряд из студентов Новосибирского государственного педагогического университета. В обязанности студентов входят выезды к учащимся для решения проблем настройки дистанционного подключения.
Читайте также: В Новосибирске студентов привлекли к организации «дистанционки» в школах
Опыт продолжительных каникул может повториться и зимой. По словам министра образования региона Сергея Федорчука, в случае тяжелой эпидемиологической ситуации зимние каникулы также будут увеличены.
Попутно в регионе нарастает протестная активность родителей. Так, организация защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» подготовила родительский форум, который собрал общественных деятелей и неравнодушных граждан, выступающих против дистанционного обучения в школах.
Читайте также: Вводя «дистанционку», власти сталкивают родителей со школами — адвокат
Выступая на форуме, адвокат Адвокатской палаты Новосибирской области Александр Болдырев заявил, что власти региона своими распоряжениями сталкивают родителей с руководством школ, фактически перекладывая ответственность за введение дистанционного обучения на директоров. В связи с этим активисты направят коллективное обращение в прокуратуру региона, чтобы остановить практику навязывания дистанционного обучения школьникам.
Дистанционная форма обучения в школах крупных городов Красноярского края продлена до начала декабря, об этом в своем видеообращении сообщила замминистра образования Красноярского края Наталья Анохина.
По ее словам, ввод дистанционной формы образования для 5–11 классов в Красноярских школах привел к сокращению в 2 раза числа заболевших педагогов, а именно со 150 до 73 человек. При этом количество заболевших COVID-19 детей сократилось не так сильно: с 229 до 181 человека.
Основываясь на этих данных, министерство приняло решение: рекомендовать школам продлить дистанционную форму обучения для учащихся 5–11 классов средней школы и техникумов до 6 декабря 2020 года. Начальные классы продолжат обучение в обычном режиме, а каждый случай заражения будет рассматриваться индивидуально.
Школы в небольших населенных пунктах края продолжат обучение, ориентируясь на свою эпидемиологическую ситуацию. На данный момент на дистанционном образовании находится только 30% образовательных учреждений края, остальные продолжают работу в очном режиме.
Республика Тува выдвинула претензии к соседям: «Отдайте нашу землю!»
Довольно незаурядное событие произошло на этой неделе в Сибири. А именно, 19 ноября на встрече с полпредом президента России по Сибири Сергеем Меняйло и руководителем Росреестра Олегом Скуфинским глава Республики Тува Шолбан Кара-оол выдвинул территориальные претензии к Красноярскому краю и Иркутской области. В частности, он заявил, что у Тувы и этих двух регионов «есть спорные участки на границе».
Читайте также: Глава Тувы заявил о территориальных претензиях к соседним регионам РФ
Он уточнил, что имеет в виду незаселенные земли, на которых в горах есть минеральные источники. «Этими источниками тувинцы с древности пользовались как целебными, но после краха СССР, в постсоветское время, они почему-то отошли к соседям», — заявил Кара-оол.
По его словам, этот вопрос нашел понимание у федеральных чиновников и территориальные органы Росреестра окажут содействие в его решении.
В этот же день губернатор Иркутской области Игорь Кобзев в ходе пресс-конференции довольно жестко прокомментировал претензии тувинского коллеги.
«Я так скажу: никаких вопросов об изменении границ никто не ставил и не будет ставить», — заявил Кобзев. И добавил, что к нему никто с таким вопросом не обращался.
Оперативно ответили и в Красноярском крае. 19 ноября депутат на сессии Законодательного собрания Красноярского края Денис Притуляк, комментируя заявление главы Тувы, сказал, что такие заявления напоминают эпоху феодализма, и предложил собравшимся депутатам «принять решение о запрете отчуждения территории Красноярского края». А обратившись к главе соседней республики, предложил Туве войти в состав Красноярского края на правах Кызыльского района. Таким образом противоречие будет решено, и земли Красноярского края «как-то станут относиться к его республике».
Между Красноярским краем и Республикой Тува действует соглашение о территориальных границах, подписанное еще в 2001 году. Сейчас в России идет процесс перевода данных о территориальных границах регионов в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). И именно в рамках этого процесса развернулся скандал. Пока не понятно, зайдет ли он дальше заявлений чиновников. Но налицо явно непримиримая позиция сторон.
Экономические проблемы регионов
В Кузбассе за январь–октябрь 2020 года на 11,5% сократилась добыча угля по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как сообщает министерство угольной промышленности региона, за десять месяцев в регионе добыли 182,6 млн тонн угля, тогда как в 2019 году этот показатель составлял 206,2 млн тонн. Сокращение главным образом коснулось добычи энергетических марок угля. Объемы добычи угля коксующихся марок снизились значительно меньше.
Растет в области и уровень безработицы. Так, по данным Кемеровостата, на конец сентября в Кемеровской области официально зарегистрировали 84,9 тыс. безработных, что в 4,5 раза больше, чем в прошлом году. Таким образом, уровень зарегистрированной безработицы возрос с 1,3% до 5,8%. При этом, согласно результатам выборочного обследования рабочей силы, общее число безработных в 3-м квартале составило 102,4 тыс. человек. Этот показатель вырос с прошлого года в 1,5 раза, а уровень безработицы — с 5,1% до 8%.
Не лучше обстоят дела и в Алтайском крае. И если в целом по промышленности индекс производства составляет 98,8% по отношению к аналогичному периоду 2019 года, то по отдельным отраслям этот показатель значительно хуже.
Так, с большими проблемами столкнулось производство мебели — 67,5%. К аутсайдерам относится производство прочих транспортных средств и оборудования — 69%, лекарства и материалы, применяемые в медицинских целях, — 78,9%, а также ремонт и монтаж машин — 84,1% и производство металлических изделий — 88,8%.
Есть в крае и свои лидеры: так, индекс добычи полезных ископаемых вырос на 0,5% и составляет на сегодня 114,4%.
Однако не лишним будет напомнить, что 2019 год, с которым сравнивается сегодняшнее экономическое состояние края, тоже нельзя назвать годом бурного развития. Ведь индекс промышленного производства тогда составлял всего лишь 101,2%.