Именно стремление умеренных священнослужителей укреплять и оберегать внутрирелигиозные скрепы исламской веры оказывается препятствием на пути мироустроительного передела, который ведется на Ближнем Востоке

«Арабская весна»: террор против духовенства

Изображение: (cc) Mahmoud SKAYNI
Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути
Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути

Тема сегодняшнего выпуска рубрики «Мироустроительная война» еще двадцать лет назад показалась бы невероятной. Это многочисленные убийства духовных лиц и уничтожение религиозных святынь в странах «арабской весны».

Даже в период вооруженных конфликтов на окраинах бывшего СССР, в условиях огромного числа жертв этих конфликтов, гибель носителя духовного сана была чем-то из ряда вон выходящим. И уж, конечно, такие случаи не исчислялись десятками.

Начнем с громкого, но отнюдь не последнего убийства священнослужителя в Сирии.

21 марта 2013 года в мечети «Аль-Иман» в центре Дамаска террористом-смертником был произведен взрыв. В мечети проходили занятия, которые вел со своими учениками крупный мусульманский богослов, 84-летний шейх Мухаммед Саид аль-Бути. В результате взрыва погиб сам аль-Бути и еще 42 человека, в том числе внук шейха.

Это убийство потрясло всю Сирию. Имам мечети «Аль-Иман» Мухаммед Саид аль-Бути был известен в исламском мире как выдающийся проповедник и знаток Корана. Возмущение выразили самые разные религиозные конфессии. Шейх аль-Бути осуждал религиозный экстремизм и призывал к прекращению насилия. Программу президента страны Асада по политическому урегулированию кризиса, выдвинутую в январе, шейх поддержал одним из первых.

Сразу после гибели аль-Бути с резким осуждением этого преступления выступил Всемирный Форум по сближению исламских масхабов (то есть религиозных толков в исламе). Ведь аль-Бути, как принято считать, посвятил всю свою жизнь делу сближения течений ислама.

Очевидно, что именно стремление умеренных священнослужителей укреплять и оберегать внутрирелигиозные скрепы исламской веры оказывается препятствием на пути мироустроительного передела, который ведется на Ближнем Востоке. Кроме того, убитые священники, как будет показано ниже, открыто стояли на позициях сопротивления процессам «арабской весны».

В роли же безжалостного орудия мироустроительного передела выступают наиболее радикальные экстремистские исламские группировки, выросшие под покровительством «Аль-Каиды» (в свою очередь, взращенной когда-то при участии западных инструкторов).

Между прочим, еще десяток лет назад невозможно было представить себе бойню исламского священства у народов, веками исповедовавших ислам, — производимую руками представителей той же конфессии, пусть даже радикальных. Потребовались годы специфического военного тренинга и смена нескольких формаций моджахедов, чтобы создать типаж, способный на это.

А теперь, как мы увидим ниже, речь уже можно вести о последовательном уничтожении исламских религиозных авторитетов высшего ранга в арабском мире руками исламских же ультраэкстремистов. И центром такого последовательного уничтожения сегодня оказывается воюющая Сирия.

Взамен уничтоженных исламских авторитетов огромному миру верующих мусульман предлагаются «духовные вожди» с совершенно другими установками. Например, известнейший наставник исламских радикалов Юсеф Карадави заявил в феврале сего года в интервью телеканалу «Arab TV»: «Если мы устраним наказание за отступничество от ислама — ислам вообще прекратит существование. Ислам закончился бы сразу после смерти пророка, если бы не этот закон. То есть противостояние отступничеству — это то, что сохранило ислам до сегодняшних дней».

Согласитесь, процитированный духовный наставник более чем далек от умеренности: не сближение и диалог масхабов (по аль-Бути) должно спасать исламскую веру от гибели, а смертная казнь за отступничество (ведь Карадави имеет в виду именно это и ничто другое). При этом содержание категории «отступничества» может трактоваться в зависимости от меры радикализма толкователя. А мера радикализма, как мы видим, уже такова, что зверски уничтожаются признанные исламские духовные авторитеты. Ведь, с самых крайних точек зрения, все, кроме радикальных ваххабитов, — отступники.

В конечном итоге, руками религиозных экстремистов решается задача отнюдь не религиозного свойства. Беспощадное искоренение очагов сопротивления радикализации исламского мира должно ускорить превращение ислама в инструмент глобального мироустроительного передела. Такой инструмент, который мог бы быть направлен и против Китая, и против России, и против Европы.

Однако вернемся к трагическому списку жертв радикалов среди исламского духовенства в арабском мире. Оговорив перед этим три обстоятельства.

Во-первых, приводимый здесь список далеко не полон. Так как всех описаний мученических смертей не в состоянии вместить никакая газетная полоса.

Во-вторых, дело касается отнюдь не только духовных лиц, принадлежащих к мусульманской конфессии. Судьба христианских священников не менее трагична.

В-третьих, все вышеописанное происходит на фоне целенаправленного массированного уничтожения суфийских святынь в странах «арабской весны» — прежде всего, в Африке. В выпуске, посвященном Мали, мы уже говорили об уничтожении в этой стране суфийских святынь, включенных в список мирового наследия. Мы говорили также и о том, что суфийский ислам (в том числе, в нашей стране) упорно сопротивляется идущей радикализации ислама. И потому является объектом особо жестокой агрессии со стороны радикальных исламистов.

А теперь перейдем к фактам.

Ливия. 28 марта 2013 года в пригороде Триполи с применением трех бомб была взорвана суфийская святыня — мавзолей теолога XV века Мухаммеда аль-Андалузи. По утверждению местных жителей, теракт был совершен салафитами.

Ирак. 29 марта 2013 года — 5 человек погибли и 70 были ранены в иракском Киркуке в результате взрыва во время пятничной молитвы у шиитской мечети. Среди пострадавших — представитель Великого аятоллы Али ас-Систани, духовного лидера шиитов Ирака.

Сирия. В ночь с 29 на 30 марта 2013 года в Алеппо был зверски казнен шейх Хасан Сафиэддин, имам мечети в курдском квартале. За несколько дней до этого имам выступил в поддержку правительства в Дамаске.

Экстремисты из группировки «Джебхат ан-Нусра», тесно связанной с «Аль-Каидой», обезглавили этого суннитского имама, затем водрузили голову на минарет мечети «Шейх-Масуд», а тело протащили почти по всем улицам города. По свидетельству имама Абдель Кадера Шехаби из Алеппо, ранее уже был похищен сын убитого.

Шейх Сафиэддин стоял на позициях обличения иностранных джихадистов, воюющих в Сирии, а также выступал в поддержку правительства и его программы выхода из кризиса.

Это — «урожай» одного только последнего месяца. Однако террор против духовенства идет уже более года.

Юсуф Фернандес, секретарь Федерации мусульман Испании, вносит свои дополнения в список духовных лиц, убитых в Сирии за время «арабской весны».

25 февраля 2012 года был расстрелян суннитский священнослужитель шейх Мохаммад Ахмад Ауф Садек, проповедовавший в дамасской мечети «Анас Бен-Малек». Он был одним из первых богословов, выступивших против насилия в Сирии.

Следующий в списке Фернандеса — алавитский священник и имам алавитской религиозной школы «Зайнабийа» в Дамаске, шейх Сайед Нассер. Он был убит выстрелом в лицо возле мечети, построенной на предполагаемом месте усыпальницы внучки Пророка.

Следующая жертва насилия — шиитский священнослужитель, шейх Аббас Лаххам, убитый в мае возле мечети «Рукайа», где он читал проповеди.

Месяцем позже погиб шейх Абдель-Коддос Яббара. Он убит недалеко от места убийства алавитского шейха Нассера в Дамаске.

В июле 2012 года был с демонстративной жестокостью убит шейх Абдель-Латиф аш-Шами: его застрелили винтовочным выстрелом в глаз в мечети во время молитвы при огромном скоплении людей.

В августе в Дамаске убит шейх Хасан Бартауи, имам мечети «Аль-Навави».

Этим перечислениям нет конца... Обратите внимание, что речь идет не о застарелой межрелигиозной вражде. Ведь среди жертв террора — и сунниты, и шииты, и алавиты. Речь идет о войне взращенных «арабской весной» радикальных экстремистов против представителей разных течений в исламе, оберегающих религиозную традицию. То есть важнейшую основу многовекового ближневосточного мироустройства.

И не лишним будет напомнить, что в этом же ряду жертв экстремистов находятся убийства суфийских духовных лидеров в нашей стране.

28 августа 2012 в Дагестане в результате взрыва, произведенного смертницей, погиб один из крупнейших духовных авторитетов Северного Кавказа, суфийский шейх Саид-Афанди Чиркейский. На его похороны съехались десятки тысяч людей. И мы знаем, что это не первая гибель крупнейших исламских авторитетов в России, стоящих на позициях сопротивления исламскому радикализму.

Эта гибель трагически дополняет общую картину явной нацеленности террористов Ближнего Востока и Северной Африки на уничтожение важнейших материальных памятников суфийской религиозности.

24 августа 2012 года в ливийском городе Злитен радикальные исламисты сравняли с землей мавзолей шейха Абдессалема аль-Асмана, жившего в XV веке. Кроме того, была подожжена библиотека при мечети, купол которой при этом рухнул. Мавзолей аль-Асмана, который считался крупнейшим в Ливии, был разрушен под крики «Аллах акбар». После этого некое сообщество в «Фейсбуке» под названием «Выступим вместе за уничтожение храма Шейха Абдесаллема аль-Асмана» поздравило своих читателей и последователей «с успешным разрушением крупнейшего символа идолопоклонства в Ливии».

25 августа в столице Ливии Триполи группой вооруженных людей при помощи бульдозера была снесена мечеть «Аль-Шааб». Постфактум правительство Ливии осудило эту акцию. Однако ее никто не предотвратил и не остановил. Так же, как в России, в Казани 29 июля 2012 года не был предотвращен выход на улицу демонстрантов с флагами «Хизб-ут-Тахрир».

Мечеть в Триполи, как и многие другие разрушенные культовые здания, является суфийской. По информации Рейтер, приказ о сносе этой мечети отдали в министерстве внутренних дел. А объяснили подозрениями, что в ней занимаются «черной магией».

И сама мечеть, и территория вокруг нее представляют собой ценнейший памятник мусульманской культуры. Ведь при мечети, помимо основного святилища — усыпальницы прославленного мусульманского ученого Абдуллы аль-Шааба, находятся еще около 50 могил известных в Ливии суфиев. А также могилы воинов-мусульман, воевавших еще с испанцами.

Однако не везде удается производить такие уничтожения безнаказанно. В район ливийской деревни Раджма, в 50 км к юго-востоку от Бенгази, в сентябре 2012 года прибыла группа вооруженных экстремистов, чтобы снести почитаемый в тех местах мавзолей Сиди аль-Ляфи. Вместо этого боевики сами подверглись нападению и понесли потери. Вскоре моджахеды ливийского батальона «Ансар аш-Шариат» через интернет выразили соболезнованиями семьям убитых у Раджмы боевиков.

Разумеется, разрушенных с начала 2011 года старинных суфийских святынь гораздо больше, чем можно здесь перечислить. Только в Тунисе, как заявил президент Союза суфиев Туниса Мазен Шериф, за последние 8 месяцев 2012 года были уничтожены 35 суфийских мавзолеев.

Как сказал в связи с этими процессами «Голосу России» сирийский политолог Тауфик Джаррад, «все то, что мы видим и с чем сталкиваемся, — это осуществление операции по разрушению арабского мира… под удар попала вся духовная жизнь народа… их цель — создание людей без прошлого и без будущего».

А что происходит в Сирии с представителями христианского духовенства? Происходит то же самое.

В январе 2012 года в сирийской провинции Хама, в селении Кафр-Бехум двумя выстрелами был убит иеромонах Василий (Нассар), принадлежавший к Антиохийскому патриархату.

19 января того же года во время переговоров об освобождении похищенного врача террористами был захвачен клирик Антиохийской православной церкви Фаддей аль-Хаддад. Через шесть дней его тело было найдено на шоссе недалеко от города Друш. На теле имелись следы пыток, глаза были выколоты.

В феврале 2013 года вооруженными боевиками в 30 милях от Алеппо были похищены еще два христианских священника. Один из похищенных священников (Мишель Кайяль) принадлежал к Армянской католической церкви, другой (Махер Махфуз) — к Греческой ортодоксальной церкви. Цели похитителей остались неизвестными, священники не найдены.

Очевидно, что в странах «арабской весны» развернут террор против тех носителей духовного сана различных конфессий, церквей и толков, которые являются опорными столпами религиозности современного арабского мира. Наиболее жесток и масштабен этот террор в воюющей Сирии.

Большая мироустроительная война показывает миру свои все более нечеловеческие лица: города-призраки в Ливии, химическое оружие в Сирии... И последовательное уничтожение представителей крупнейших мировых конфессий в Сирии и святынь в Африке — новое лицо этой же войны, которое западный мир привычно не хочет замечать.