Памятники Ленину, защита косы и новости производства. Калининград за неделю
На неделе власти Советска и Черняховска заявили о планах по переносу памятников Ленину, ихтиологи отметили возможные проблемы при застройке Куршской косы, на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» начали строить новый плавучий док. В Калининграде ввели в эксплуатацию завод по выпуску электродвигателей, а в Пионерском — первый пусковой комплекс международного морского терминала.
Память о Ленине
Одной из тем недели стала память об основателе советского государства, преемником которого является Российская Федерация. Власти Советска подтвердили существование планов по переносу памятника Ленину с центральной площади города в сквер, отметив, что окончательное решение не принято. Городские власти не спешат отказываться от этой идеи, несмотря на то, что памятник Ленину в Советске является объектом культурного значения, и его нельзя просто так переносить с места на место.
В качестве основания для переноса сообщается, что Владимир Ильич встречает гостей города, следующих по маршруту от вокзала к историческому центру, спиной. Налицо просто желание спрятать память о Ленине подальше от проходного места, потому что ранее никто не жаловался на то, что памятник стоит к кому-то спиной. Ведь у любой скульптуры человека есть и лицо, и спина. Тем более, что указанный проект благоустройства с учетом нынешнего расположения скульптуры стал одним из победителей VIII Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.
Администрация Советска не уточнила, кто именно стал инициатором переноса, заявив, что это «инициативная группа города». Но в сообщении пресс-службы о результатах обсуждения поступившего предложения с «представителями общественности», опубликованном 9 августа в соцсети «ВКонтакте», речь шла в первом лице без кавычек.
«Новое место скульптуры станет доминантой современного городского пространства. Площадь планируем оставить открытой площадкой для проведения массовых мероприятий и гуляний», — было сказано в пресс-релизе, из чего можно сделать вывод, что речь идет именно о планах администрации.
Поскольку объявления об обсуждении переноса памятника администрация не публиковала, нет никаких сомнений, что «представителей общественности» приглашали на встречу выборочно или через сторонников данной инициативы. Поэтому удивляться тому, что пришедшие на обсуждение граждане единогласно поддержали перенос памятника, не приходится. Зато удивление вызывает утверждение, будто перенесенная в сквер скульптура станет доминантой. В лучшем случае она может стать доминантой сквера, но никак не «современного городского пространства».
Интересно, что в соцсетях в комментариях в поддержку переноса памятника высказался пользователь «Михаил Боев», заблокированный на основании требований Генпрокуратуры России, и пользователь «Дмитрий Карпович». А известно, что представитель движения калининградских националистов Дмитрий Карпович поддерживал в 2012 году выдвижение в кандидаты на выборы мэра Калининграда организатора «русских маршей» Дмитрия Демушкина, в 2013 году Дмитрий Карпович стал инициатором по переименованию Калининграда в Кёнигсберг, а в 2014 году — инициатором размещения в Ульяново Неманского района памятной доски барону Врангелю.
Памятную доску Врангелю, сотрудничавшему с интервентами, без лишней шумихи с одобрения местных и областных властей повесили, а переименование областного центра на немецкий лад оказалось более сложной задачей. Оно встретило препятствие в виде необходимости собрать подписи 5% населения города, и Карпович со своими сообщниками этого сделать, естественно, не смогли.
А 29 августа о своих планах перенести памятник Ленину заявили власти еще одного муниципалитета — Черняховского округа. Здесь, наоборот, инициаторам не понравилось, что Ленин стоит лицом к гостям, проезжающим по федеральной трассе. Ничем иным нельзя объяснить то, что власти назвали скульптуру «неприкаянной» и предложили перенести ее с площади, получившей имя Ленина, в сквер на одноименной улице.
В Черняховске обоснование по переносу памятника Ленину не менее лицемерное, чем в Советске. По словам главы администрации Сергея Булычева, власти запланировали благоустройство территории таким образом, чтобы к памятнику было невозможно подойти. Кто именно дал задание на разработку таких планов, Булычев умолчал. Не назвал глава администрации также представителей общественности, которые на художественном совете одобрили данные планы.
Ранее в 2018 году власти Гусева убрали памятник Ленину с площади Победы в сквер на улице Ульяновых, в 2021 году был перенесен памятник Ленину в Полесске с площади к зданию администрации. И вот сейчас еще два муниципалитета решили сделать нечто подобное. Хотя Конституция Российской Федерации содержит положение о том, что наше государство является правопреемницей Советского Союза, почему-то некоторые местные власти не желают видеть памятники основателю СССР там, где их разместили современники.
Чем же вызван этот всплеск намерений убрать памятники Ленину в менее людные места, особенно с учетом того, что Россия сейчас фактически воюет с теми, кто активно проводил десоветизацию? Это может быть как действием пятой колонны на раскол общества, так и стремлением определенной части российской элиты задобрить наших врагов, ненавидящих Советский Союз за победу над нацизмом, с надеждой на восстановление отношений.
С первыми не о чем говорить, их нужно выявлять и наказывать. Вторым надо объяснять, что старание выставить себя в глазах западных «партнеров» договорными и готовыми отправить на задворки неугодных Западу исторических деятелей не поможет им достичь желанного. Так как враг уже четко показал, что любые договоренности являются лишь передышкой для накапливания силы.
Западу не нужна Российская Федерация в виде суверенного государства. Ему нужна расчлененная на отдельные кусочки страна, в том числе — независимая от России Калининградская область. Любые попытки договориться рассматриваются им как слабость побежденного противника, которого следует добить. А такое наплевательское отношение власти к советской истории неизбежно приведет к падению доверия народа, что в условиях войны может обернуться непоправимыми последствиями.
Застройка Куршской косы
Несколько новостей недели касались инвестиционного проекта компании «Спецавтотранс» по застройке Куршской косы. В Куршском заливе планируется построить защитный мол, углубить фарватер, создать с применением извлекаемых грунтов искусственный полуостров, а на нем возвести гостинично-рекреационный комплекс высотой до 21 метра. Орнитологи уже давно предупреждали, что реализация данного проекта приведет к массовой гибели перелетных птиц, поскольку стена зданий будет стоять поперек Беломоро-Балтийского пути миграции пернатых.
26 августа межрегиональная общественная организация «Экспертный совет по заповедному делу» заявила, что повторно обратилась в Генпрокуратуру России с целью не допустить нанесения ущерба объекту Всемирного наследия ЮНЕСКО «Куршская коса» и мигрирующим птицам. Экологи утверждают, что реализация данного инвестпроекта возможна только с нарушением законодательства России.
В этот же день стало известно, что застройка Куршской косы угрожает не только птицам, но и рыбам. Рыбоводы заявили, что под угрозой может оказаться популяция балтийского сига, основное нерестилище которого расположено на банке вблизи поселка Рыбачий на Куршской косе. Работы по углублению залива могут нанести ущерб донным биоценозам, в том числе нарушить кормовую базу сига.
На данные новости отреагировал врио губернатора Калининградской области Алексей Беспрозванных. Он сообщил, что региональные власти не допустят реализации планов, способных навредить Куршской косе. Правда, настораживает тот факт, что обсуждать появившиеся проблемы собираются с директором национального парка «Куршская коса» Анатолием Калиной. Как раз Калина и не видит проблем в инвестиционном проекте. На рабочем совещании он заявлял, что выводы ученых об опасности остекленных зданий на миграционном пути птиц основаны на «устаревших» данных, и обвинял орнитологов в том, что они препятствуют реализации инвестпроекта.
Новости производства и инфраструктуры
28 августа в Калининградской области стартовал завод по производству электродвигателей холдинга «Автотор». Предприятие построено в рамках специнвестконтракта калининградского автопроизводителя с Минпромторгом России и правительством Калининградской области. Производственные мощности завода рассчитаны на выпуск 60 тыс. электродвигателей в год мощностью от 23 кВт до 140 кВт для различных видов электротранспорта. При полной загрузке производственной линии будет обеспечено более 140 высококвалифицированных рабочих мест.
31 августа введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс международного морского терминала в Пионерском. Получено разрешение на ввод в эксплуатацию причала № 1 протяженностью 164 м, берегового пандуса протяженностью 35 м. К причалу разрешена швартовка судов длиной до 191 м. Первым оценил портовые мощности экипаж универсального двухпалубного парома типа RO-PAX «Антей», работающего на линии «Морской порт Усть-Луга — морской порт Калининград» с мая 2024 года. Судно может перевозить накатную технику и сопровождающих ее пассажиров, на двух палубах могут разместиться до 94 автопоездов. https://rossaprimavera.ru/news/7452d99f
31 августа на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» состоялась церемония закладки нового плавучего дока «Капитан Анатолий Ермолаев» спусковой способностью 12 тыс. тонн. Строительство дока планируется завершить в 2026 году.
Пока одни предприятия Калининградской области вводятся в эксплуатацию или обновляются, завод по выпуску молочной продукции в Славске оказался на грани закрытия. Региональное министерство природных ресурсов и экологии направило в Арбитражный суд Калининградской области иск с требованием приостановить деятельность завода «Экомолпродукт» в связи с загрязнением водоемов и почвы. Ранее предприятие неоднократно штрафовалось за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах. И в апреле-мае 2024 года вновь выявлено превышение загрязнений.