Не шагистика, а священнодействие. В чем суть парада 24 июня?
При подготовке в нашей стране крупных массовых мероприятий среди граждан России нередко можно услышать такое мнение: «Проводить парады не нужно, это бессмысленная трата денег, которых нам очень не хватает на достойную жизнь. Не надо тратить ресурсы на проведение олимпиад и чемпионатов мира». Однако история военных парадов уходит корнями в глубокое прошлое и сопровождает цивилизации на пути их развития. О том, насколько важен для человека и общества праздничный смотр войск вообще и Парад в честь 75-летия Победы в частности, мы побеседовали с доктором философских наук Юрием Першиным.
ИА Красная Весна: Насколько важным, по вашему мнению, является проведение парада в честь 75-летия Победы над нацизмом?
— Победа в Великой Отечественной войне вряд ли может быть оценена, вернее, ценность ее не может быть иной, чем абсолютная. Речь шла о сохранении нашего народа, о его жизни или уничтожении. Ставка абсолютная, и ценность абсолютная. Теперь вы понимаете, насколько ценно ежегодное напоминание людям, не прошедшим ужасы войны (к сожалению, всё имеет свойство забываться), или, скажем так, вознесение людей к одной из высших ценностей?
Парад, как и парад «Бессмертного полка», это, с точки зрения архаического сознания, священнодействие, уходящее корнями в древнейшие человеческие священнодействия: культ предков и культ героев. Благодаря развитию языка, трудовой деятельности и этим архаическим (хотя как раз именно они иногда более современны, чем навязываемый нам постмодерн) культам, Человек становится существом историческим, социальным и культурным, а не просто преуспевающим биологическим видом. Священнодействие оформляется именно в военное, воинское шествие, когда социальный и культурный человек становится уже ПАТРИОТИЧЕСКИМ человеком, то есть вместо территории, где обитает племя, человек обретает Отечество, Родину, которые образует, развивает и защищает Народ.
Парад в современной обстановке, помимо прочего, напоминает нам и что такое нацизм, и что будет, если не помнить про это. Вот и пример: США пытались заставить всех забыть про нацизм, и тогда он пришел к ним в виде афро-американца.
ИА Красная Весна: Какое значение для нации имеет праздничный смотр войск вообще? Какую функцию в обществе он играет?
—Здесь опять следует обратиться к архаике. Еще две с половиной тысячи лет назад, в Риме, оформилась не только суть, но и сложилась практически современная форма воинского парада. Эти шествия, триумфы в честь недавних и прошлых военных побед, посвящались римским богам — Марсу, Квирину и Юпитеру, то есть религиозным силам, олицетворяющим Воинскую Доблесть, Гражданственность и Государственность. Прославление Марса и Квирина осталось в прошлом, но их «социальный смысл» сохраняется тысячелетия.
Парад Победы — это наше внимание к своей истории и сохранение связи с героями прошлого.
Интеллектуалы определенного … пассивного склада часто ставят вопрос, зачем же для исторической памяти собирать в определенном месте тысячи людей и сотни единиц техники? Вопрос откровенно глупый. И самое скверное, что им, как оказывается, очень трудно или вообще невозможно понять простые вещи, аксиоматичные с точки зрения архаики.
Парад — это переформатирование, упорядочение реальности. Приведение, так сказать, строя мыслей современного человека в порядкообразное состояние. Это также и единение, синхронизация всего народа. Его единого тела.
ИА Красная Весна: Какие символы (вещи или явления) должны сопровождать (обычно сопровождают) военный парад вообще? Конкретный парад в честь 75-летия Победы?
— Видите ли, парад, как и другие священнодействия, осуществляются человеком целиком. А человек — существо и телесное, и духовное, и технологическое. Священнодействия «дома на диване» не закрепились в культуре, так как НЕ являются священнодействиями. Отсутствие «единства места, времени», отсутствие физического контакта между людьми — это отсутствие контакта вообще. Это отсутствие симфонии, совместного звучания, со-бытия, со-мыслия. Наивно думать, что это отсутствие связи восполнит гонец со свитком папируса, телеграмма или интернет. Ну нельзя детей зачинать по интернету. Есть реальность и ее отражение, «обезьяна Господа Бога» — виртуальная реальность. Человек должен жить в реальности. Виртуальность — обман. Контакт должен быть реальным. Парад — это реальность. Он сам — символ того, что страна жива и живет. Он более символ силы духа, чем силы оружия.
ИА Красная Весна: Как вы относитесь к ежегодно возводимым фальш-панелям вокруг Мавзолея Ленина?
— Если рассуждения про то, что «шагистика не нужна», являются недомыслием, результатом скудного образования и непонимания многих сущностных вещей и явлений, то зашторенный мавзолей Ленина — это диверсия врагов нашей страны и нашего народа. И это очевидно вне зависимости, является ли кто-то приверженцем коммунистической идеи или ее противником. Это не важно. Важен сам факт этого позорного зашторивания. Он указывает на нашу болевую точку, куда нас можно бить, нашу слабость. Заметим, если во многих вопросах руководство нашей страны придерживается здравой консервативной позиции, то в этом вопросе оно идет на поводу у антиисторических и антирусских меньшинств. Ну неужели не понятно, что Ленин и Сталин, вне зависимости от нашего отношения к ним, навсегда остались в ряду величайших правителей России и могучими фигурами всемирной истории. Вы будете смеяться, но я бы их назвал одними из величайших волшебников или магов, современная молодежь, думаю, любит фэнтэзи и эти «термины» поймет. Они изменили мир. Радикально изменили. Без всяких «волшебных палочек» и прочего. Вы сможете изменить реальность так, как это сделали они? Кстати, наш президент — может. Ну так вот, попытка вымарать их (Ленина и Сталина) имена из контекста Победы — это попытка выломать важнейшее звено в цепи русской истории, попытка разрушить нашу историческую непрерывность. Да оглянитесь, взгляните на Украину, на США! Вот где «рвется связь времен»! Люди валят памятники, отрицая свою историю, а мы ее драпируем на праздники, скрываем за ширмами. Это — явления одного порядка. Мы возмущаемся, что в Чехии сняли памятник Коневу, а сами прячем мавзолей. Зачем? Где логика, зачем это двоемыслие? Нам нельзя быть толерантными. Толерантность заставляет нас забывать нашу историю.
А как всегда стыдно перед китайскими товарищами!
ИА Красная Весна: Насколько актуальным, по вашему мнению, является празднование 75-летия Победы над нацизмом?
— Это великая военная, политическая, идеологическая и гуманистическая победа. Об ее величии свидетельствует то, как недобитые фашисты, эксплуататоры и человеконенавистники во всем мире стараются ее замарать и приуменьшить ее роль. Это выражение уже, наверное, стало мемом: если они нас ругают и пытаются нам нагадить, то мы всё делаем правильно.
ИА Красная Весна: Как вы относитесь к мнению о том, что проводить в России парады, олимпиады и другие подобные крупные массовые мероприятия не нужно?
— Это изоляционизм. Хуторское мышление. Желание закрыться. Там очень много в том числе политического изоляционизма намешано с психологическими проблемами этих людей. Наоборот, надо проводить такие мероприятия, выходить на ведущие роли, а не быть ведомыми.
Те, кто говорит, что лучше бы на «пожрать» деньги перевели, сродни тем, кто говорит: «А зачем мы в космос летаем, там же пустота». Это свинья у своего корыта.
ИА Красная Весна: С точки зрения общественно устройства, что отличает современных граждан Российской Федерации от граждан победившей в 1945 году советской нации?
— Я бы сформулировал вопрос по-другому: что нас объединяет. Всё, что не объединяет, то отличает. Это, мне кажется, тот вопрос, на который должен ответить каждый сам. Что меня объединяет? Земля, язык, страна, дружба, любовь… Вот врачи во время массового поступления больных ночуют в больницах, это герои. Героизм. Знаете, по-моему, президент озвучил хорошую объединяющую нас настоящих, современных и не современных, советских и российских, мысль: зачем нам мир, если в нем не будет России? Всё.