Академик выступил против лоббирования либерализации регулирования ГМО
В январе 2022 года Президиум РАН РФ обсуждал вопросы, связанные с регулированием генетически модифицированных организмов (ГМО). В постановление президиума вошло предложение о смене концепции регулирования генно-инженерной деятельности в России. Собравшиеся заявили о необходимости перейти к правовому регулированию продукта генетических технологий в зависимости от его безопасности и независимо от способа получения. Иными словами, они призвали отказаться от полного запрета на оборот продуктов, содержащих ГМО.
В связи с этим академик Виктор Драгавцев составил письмо протеста против постановления «Даешь нормы ГМО», которое было направлено нескольким членам Президиума РАН, в том числе вице-президенту РАН по сельскохозяйственной науке академику Ирине Донник, экс-первому вице-президенту Россельхозакадемии академику Владимиру Фисинину, а также в Управление делами Президента Российской Федерации и другим.
Академик РАН, академик РАЕН, член Лондонского Королевского Линнеевского Общества, академик Академии с/х наук Словакии, академик Аграрной академии Чехии, академик Академии естественных наук Монголии и 4 других зарубежных академий, член Комитета Номинаторов Государственной Научной Премии Японии, Заслуженный деятель науки России, Советник Президиума Нац. АН Казахстана, Советник по науке Президента Российского Соевого Союза, Лауреат научных премий Краснодарского края и Волгоградской области, эксперт РАН, эксперт Международного агентства по стандартам и рейтингам (Индия), один из организаторов Технологической платформы по сельскому хозяйству стран Евразийского Экономического Союза (руководитель проектов по селекции растений на повышение урожаев), профессор генетики
Виктор Александрович Драгавцев
О предновогоднем заседании Президиума РАН на тему — «Даешь нормы ГМО»
Прочитав в газете «Поиск» № 1-2 от 14 января 2022 г. на стр. 8 статью Андрея Субботина под таким названием я впал в шок. Меня поразило, что президент РАН А. М. Сергеев, вместо традиционного приветствия — «желаю нашему форуму плодотворной работы», выступил с сообщением о юридических проблемах генно-модифицированных организмов (ГМО).
Я с горечью осознал, что талантливого физика с высокой мировой научной репутацией дезинформировали наши доморощенные лоббисты ГМО. Александр Михайлович начал речь с упоминания о Федеральном законе № 86 от 5 июля 1996 г. Но ведь этот закон давно «канул в Лету», поскольку президент РФ 31 декабря 2015 г. указом № 683 утвердил главный ФЗ России — «Стратегию национальной безопасности РФ» (СНБРФ).
Этот ФЗ запретил выращивание в РФ генно-модифицированных (ГМ) растений (т.е. ГМО), запретил ввоз семян ГМО с целью их посева и выращивания, а также их оборота. Запрещено выращивание и разведение ГМ животных, генетическая программа которых изменена методами генной инженерии, или которые содержат генетический материал искусственного происхождения.
ФЗ СНБРФ требует строгого контроля за ввозом и оборотом продовольственной продукции, полученной с использованием ГМО. Другим указом № 20 от 21 января 2020 г. президент РФ утвердил ещё один важнейший документ России — «Доктрину продовольственной безопасности РФ». В ней развиваются все положения СНБРФ и дополнительно учитываются положения «Стратегии экономической безопасности РФ (СЭБРФ) на период до 2030 г.». СЭБРФ утверждена указом президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208.
Далее Александр Михайлович говорит о появлении новых технологий, отличающихся от технологий создания ГМО — например, геномного редактирования (ГР). Очевидно, президента РАН «забыли» проинформировать о том, что 25 июля 2018 года Европейский биологический арбитраж в Люксембурге единогласно приравнял все методы ГР к методам создания ГМО.
А генетики Англии установили, что самый рекламируемый метод геномного редактирования — CRISPR/Cas9 — вызывает десятки и даже сотни неконтролируемых мутаций в других частях генома. А в Китае «геномных редакторов» за использование CRISPR/Cas9 при лечении людей — сажают в тюрьму.
Президенту РАН не объяснили, что методы создания ГМО и геномного редактирования могут «пересаживать» в геном другого таксона только по одному «большому» гену Г. Менделя (олигогену), а продуктивность и урожай растений определяют сотни и тысячи генов (полигенное наследование), так что для повышения урожаев — главной задачи селекции в России — эти подходы непригодны.
А.М. привел пример слияния корпораций Монсанто (США) и Байер (Германия) как положительный пример развития технологий ГМО в мире. Но это не так. Монсанто «продалась» Байер только потому, что в США она проиграла около 50 судебных процессов фермерам соевого пояса США, которые перед посевом сои (по технологиям Монсанто) заливали свои поля сильным канцерогеном — раундапом, — и многие из них заболели раком.
В Индии, внедряя свой ГМ хлопчатник, Монсанто довела до самоубийства около 100 тыс. фермеров-хлопководов, и её репутация в мире стала очень негативной (Энгдаль, 2015) поэтому ей и пришлось «прятаться» под крыло Байер.
Недавно установлено, что раундап не только канцероген, оказалось, что при поливе им полей из почвы идут выбросы «веселящего газа» — закиси азота — N₂O, выделяющейся также при внесении повышенных доз азотных удобрений. Она влияет на потепление климата в 300 сильнее, чем СО₂, и остается в атмосфере на 100 лет, разрушая стратосферный озоновый слой, защищающий всё живое на земле от жёсткого ультрафиолета солнца. За последние 40 лет выбросы закиси азота увеличились на 30%, что поставило под угрозу Парижские соглашения по климату (исследование проведено Обернским ун-том США вместе с 48 НИИ в 14 странах и опубликовано в журн. Nature).
А.М. упоминает китайскую компанию ChemChina, которая якобы вместе с Байер-Монсанто монополизировала рынок ГМ семян в мире. Это не так. Китай за последние годы на 35% сократил выращивание ГМ сои, и сегодня закупает у РФ на сумму $450 млн — не ГМО сою, при этом он официально объявил о готовности ежегодно покупать у РФ зерно не ГМО сои на $15 млрд.
Участники заседания поддержали А. М. Сергеева, «согласившись с тем, что российское законодательство в отношении генетико-инженерных технологий не отвечает современному уровню развития этой области» (но ведь 95% участников заседания не имеют юридического образования, В.Д.)
А как обстоят дела с ГМО в других странах?
В мире всего лишь 12% пахотных земель занято ГМ культурами. С 2010 г. общая площадь ГМ культур в Европейском Союзе начала резко падать и продолжает падать и сейчас.
Широко разрекламированный ГМ картофель, устойчивый к колорадскому жуку (в него был «пересажен» ген токсина из ядовитой бактерии) начал убивать не только личинок колорадского жука, грызущих листья картофеля, но и пчел, пьющих нектар из его цветков. Поэтому сегодня ГМ картофель не выращивается нигде на Земле. А в Нидерландах вообще нет колорадского жука. Правительство попросило население руками собрать всех личинок на всех полях картофеля, что было сделано за неделю, и колорадский жук исчез.
99% ГМ зерновых культур вырабатывают инсектициды, которые «штампуются» пересаженными трансгенами и защищают ГМ сорта от насекомых. Эти инсектициды убивают пчёл и приводят к массовой гибели множества видов бабочек и других полезных насекомых.
Полный текст письма протеста академика Виктора Драгавцева против Президиума РАН «Даешь нормы ГМО» доступен по ссылке: https://rossaprimavera.ru/article/04f0c499
Помимо названных в начале адресатов, письмо было направлено в газету «Поиск» (где было опубликовано постановление), члену президиума РАН академику Роберту Нигматулину, директору Института сои и сорго Александру Большакову, директору Института леса им. В. Н. Сукачева СО РАН Вячеславу Тараканову, в Иркутский университет, институт сельхозмикробиологии, профессору Соколову из Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН.
Председателю группы компаний «МИР» (Мобилизация интеллектуальных ресурсов) Михаилу Арефьеву, профессору Малевскому в Новосибирский академгородок, профессору Ирине Ермаковой (которая кормила крыс ГМО, и у них возникали раковые опухоли) из Ассоциации генетической безопасности России, председателю этой ассоциации Сорокиной.
Заведующему лабораторией сравнительной генетики животных Института общей генетики Юрию Столповскому, заместителю директора института физиологии растений профессору Цыдендамбаеву, директору того же института Кузнецову, Льву Животовскому из института общей генетики в Москве, заведующему лабораторией в Институт проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН Александру Викторову.