«Украинство»: как конструировалась украинская идентичность? Рассказ на кинофестивале
В Омске на фестивале «Золотой Витязь» был представлен документально-исторический сериал «Украинство. Кем и зачем он сконструировано». Перед показом выступил один из авторов проекта «Украинство» Андрей Берсенев. Исследователь рассказал, что проект «Украинство» представляет собой аналитическое мультидисциплинарное исследование, посвященное проблеме Украины.
Автор пояснил, что изначально был сделан не фильм, а одноименная книга «Украинство. Кем и зачем он сконструировано»: многотомное мультидисциплинарное исследование, в основу которого был положена единая методология, разработанная аналитическим центром Сергея Кургиняна.
Ее суть коренится в конструктологии — науке, занимающейся изучением конструктов и разрабатываемой авторским коллективом «Украинства». То есть искусственных идентичностей, искусственных макросоциальных общностей, которые возникнув, начинают действовать наряду с историческими общностями (народами, нациями и т. д.) и становятся на первый взгляд неотличимыми от них.
Между тем искусственность данных идентичностей становится источником их особой деструктивности. Собственно, подчеркнул Берсенев, их и создают для неких далекоидущих деструктивных целей. И добавил, что «Украинство» является одним из таких конструктов. И именно конструкту «Украинство» посвящено данное исследование.
На основе большой книги и возник документальный сериал «Украинство», вышедший в эфир радио «Звезда». На текущий момент снято уже восемь серий, планируется сделать более 30.
Первая из этих серий, «„Русский вызов“ или „русский ответ“?» — та серия, которую и показывали на фестивале «Золотой Витязь», — представляет собой концептуальное введение.
Как рассказал Берсенев, в ней также говорится о «травме проигрыша в холодной войне», которая была нанесена постсоветскому обществу, народу России, и которая до сих пор не преодолена.
Берсенев здесь процитировал известного советолога Збигнева Бжезинского:
«Россия теперь побежденная страна. <…> После 70 лет коммунизма она была повержена в титанической схватке, и сказать, что это был Советский Союз, а не Россия, который был побежден, не что иное, как бегство от политической реальности. <…> Россия бросила вызов США и была побеждена».
Исследователь добавил, что конструктологический подход подразумевает обращение к субъектологии — аналитике субъектов, то есть реально существующих политических сил, часто нетранспарентных, чьи воли оказывают существенное влияние на политический и даже исторический процесс. Оговорив, что субъектологию не надо путать с банальной конспирологией, когда все исторические события сводятся к какому-нибудь мифическому заговору, исследователь добавил, что, между тем, наличие заговоров, а значит субъектов за ними стоящих, отрицать в истории невозможно. И привел в качестве примера убийство Павла I «знаменитой табакеркой».
Исследователь также рассказал, что во второй, третьей и четвертой сериях «Украинства» говорится о небезызвестном полке «Азов» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Берсенев подчеркнул, что наличие концептуального фокуса позволило авторам рассмотреть в этих сериях ранее не изученные в отечественной печати вопросы метафизики «Азова» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), ее роли в построении этой квазиорденской организации. А также метафизическом аспекте его связей с международным неонацистским движением. Связей, столь прочных, что ведущие азовские идеологи уже не раз заявляли о построении «нового Черного интернационала».
Берсенев отметил, что в последующих сериях авторы детально показывают, как конструировалась украинская идентичность. И какова тут роль различных субъектов: Габсбургов, польских структур, таких как «Отель Ламбер», Ватикана, Германии и др.
Завершая, исследователь рассказал, что монография снабжена обширным, точно выверенным ссылочным аппаратом. И добавил, что даже при беглом обращении к нему сразу же бросается в глаза, что источники в книге и фильме в основном иностранные: украинские, польские, немецкие, испанские, англоязычные и т. д. Он подчеркнул, что, к сожалению, качественных русских источников, посвященных проблеме украинства, практически нет. И задался вопросом: «Как это может быть, когда мы вступили на Украине в экзистенциальное, судьбоносное противостояние?»
«Мы должны знать своего врага, без этого невозможно победить и уж тем более выполнить заявленную цель — денацификацию. Без которой, в свою очередь, победа невозможна», — резюмировал Берсенев.
ИА Красная Весна за документальный цикл «Украинство», (45 мин., 2024 г., Россия, руководитель проекта — Ирина Кургинян) получило специальный диплом «За духовность и гражданственность в кинематографе».
Всего на фестивале было представлено 159 конкурсных и 20 внеконкурсных фильмов в 6 номинациях.
По итогам фестиваля гран-при в категории «Игровые фильмы» получили фильм «Повелитель ветра», реж. Игорь Волошин (Россия) и фильм «Позывной „Пассажир“», реж. Илья Казанков (Россия). Золотых дипломов удостоились работы «Герои Халиярда», реж. Радош Байич, 139 мин., 2023 г., Сербия и «Лист ожидания», реж. Александр Ефремов (Белоруссия).
В категории «Фильмы для детей и подростков» гран-при получил фильм «Суворовец-1944», режиссер Денис Казанцев (Россия), а золотые дипломы — «Про мою маму и про меня», игровой, реж. Дмитрий Губарев (Россия), «Пушкин и Михайловское. Начало», анимационный, реж. Екатерина Гаврюшкина, 63 мин., 2023 г., Россия, «Игра», игровой, реж. Дмитрий Могучев, за освещение социальных проблем подростков (Россия).
В категории документальные полнометражные фильмы гран-при удостоился фильм «Родина монашества» реж. братия Валаамского монастыря (Россия), приз им. Александра Сидельникова за режиссуру был вручен фильму «Звёзды Донбасса», реж. Вильгельм Домке-Шульц (Германия), золотой диплом получила документальная тетралогия «У края бездны» реж. Максим Фадеев (Россия).
В категории документальные короткометражные фильмы гран-при получил фильм «Херсонес. Родина моей Родины», реж. Александр Смирнов, Александр Прохоренков (Россия), золотой диплом «За режиссуру» достался фильму «Моё Русское Устье», реж. Сергей Головецкий (Россия).