У нас сохраняется возможность через песню прикоснуться, ощутить эмоции и чувства современников, вершителей того великого подвига

«Щадить я не буду ни крови, ни жизни, с врагами сражаясь в бою»

Изображение: Сергей Присекин. Маршалы Советского Союза Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945 года. 1989 год

Планы написать статью, посвященную 75-летию Парада Победы 1945 года, у автора появились задолго до самой даты. Более того, вчерне даже был продуман ее сюжет, основная роль в котором отводилась музыкальным произведениям, прозвучавшим 24 июня победного 1945-го на Красной площади.

Изображение: Сергей Присекин. Маршалы Советского Союза Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945 года. 1989 год

Но когда позже стало известно об отмене парада на День Победы, а позже и о его проведении именно в день 75-летия исторического Парада Победы, то пришлось отказаться от первоначального замысла относительно содержания материала, поставив в центр внимания сам образ Великой Победы. Точнее, рассказ пойдет о Красной Армии — армии-победительнице, армии-освободительнице, поскольку парад есть не что иное, как сакральный ритуал, рассказывающий о подвиге защитников Родины.

Поэтому сам исторический Парад Победы 1945 года безусловно также не будет обойден вниманием, тем более что это грандиозное событие стало одной из самых ярких красок той великой эпохи в жизни нашей страны.

Рассказ будет построен вокруг песен конца 30-х и песен 40-х годов прошлого века, в которых навсегда запечатлены чувства их авторов и исполнителей, чувства людей, непосредственно участвовавших в событиях того времени. А значит, у нас сохраняется возможность через песню прикоснуться, ощутить эмоции и чувства современников, вершителей того великого подвига Красной Армии и всего советского народа, одолевших «врага рода человечества» — фашизм.

Начну с символов. Что, как не знамя символизирует страну и армию?! Поэтому первой песней, которую вы сегодня услышите, будет замечательное произведение Александра Васильевича Александрова на стихи поэта Осипа Яковлевича Колычева «Святое ленинское знамя». Эта песня была написана в военном 1942 году. Через год она стала одной из песен-претендентов на статус еще одного символа СССР — Гимна.


Святое ленинское знамя (А. Александров, сл. О. Колычев), КАППСА п.у. Б. Александрова, 1944

Сегодня восстановлен статус Знамени Победы, да и как может быть иначе — без этого символа сама Великая Победа невольно утрачивает значимую часть своей сакральности. Но разве в годы войны своими подвигами наши покрыли славой только это одно знамя? В последние годы воинским формированиям Российской армии стали возвращать названия, присвоенные их предшественникам в годы Великой Отечественной, возвращать воинские награды, что абсолютно правильно.

Но ведь тем самым происходит и возвращение знамен, как символов тех героических частей и соединений… Красных знамен, красных флагов… Нужно что-то решать с этим символом и СССР, и Красной Армии.

И несколько слов о Параде Победы 2020 года в контексте знамен армий. Речь идет о поверженных к подножию Мавзолея Ленина знаменах и штандартах гитлеровского рейха. Пожалуй, никогда столь вызывающе неуместно не выглядела эта драпировка усыпальницы создателя СССР, как в день 75-летия Парада Победы 1945 года. Судят ведь не по словам, произнесенным с трибун или написанным в статьях, а по делам…

Однако, вернемся к Красной Армии. Есть еще один сакральный символ у армии — присяга. В довоенном 1939 году было написано несколько песен, посвященных этой клятве воина-защитника Советской Родины. Одно из таких произведений, написанное Александром Александровым на стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача, и предлагаю вашему вниманию.


Песня о присяге (А. Александров, сл. В. Лебедев-Кумач) КАППСА, 1939

Клянусь я народу и милой Отчизне
И выполню клятву свою:
Щадить я не буду ни крови, ни жизни,
С врагами сражаясь в бою.

Вообще, в конце 1930-х ощущение грядущего тяжелейшего военного испытания для страны побуждало композиторов и поэтов всячески содействовать не только укреплению боевого духа будущих защитников Родины, но и реальной боевой подготовке солдат. В этом отношении показательна песня «Как вернее бить врагов» знаменитого военного дирижера, руководителя оркестра Наркомата обороны СССР, композитора Семена Александровича Чернецкого на стихи Василия Лебедева-Кумача.

Не забудь про маскировку,
Окопаться не забудь,
Проявляй в бою сноровку,
Ко всему готовым будь!

Чтобы дрогнул враг заклятый,
Отдышаться не давай:
Бей его штыком, гранатой,
И прикладом добивай!

Вот такая своеобразная боевая инструкция в песенной форме.


Как вернее бить врагов (С. Чернецкий, сл. В. Лебедев-Кумач) КАППСА, 18 июня 1941

Песня «Как вернее бить врагов» была записана на грампластинку 18 июня 1941. А буквально через десять дней будет выпущена пластинка со «Священной войной» Александра Васильевича Александрова и Василия Ивановича Лебедева-Кумача. Великая песня великих авторов. Символ защиты Отечества на все времена!


Священная война (А. Александров, сл. В. Лебедев-Кумач) КАППСА, 1941

«Священная война», конечно же, прозвучала на Красной площади Москвы в ходе Парада Победы 24 июня 1945 года.

В ходе этого легендарного действа прозвучала мелодия и еще одной «александровской» песни — «Песни о Красной армии (Несокрушимая и легендарная)», написанной Александром Васильевичем на слова Осипа Колычева и впервые прозвучавшей в военном 1943 году в киноконцерте, посвященном XXV-летию Рабоче-крестьянской Красной Армии.


Песня о Красной армии (Несокрушимая и легендарная) (А. Александров, сл. О. Колычев) КАППСА, 1945

В 1945 году, на Параде Победы звучали строки:

Над страною шумят как знамена
Двадцать семь героических лет.
Солнцем славных боёв озарённым
Весь твой путь в наших песнях воспет.

«Несокрушимая и легендарная» была неофициальным символом Советской армии, да и для нынешней Российской — она далеко не пустой звук.

Еще две песни, имеющие самое непосредственное отношение к войне, необходимо представить.

В 1944–1945 годах появилось много песен, в которых советские воины, чувствовавшие скорое окончание боевых действий, обращались мысленно к своему родному дому, мечтали о будущей послевоенной жизни. Гораздо реже в песнях подводился своеобразный итог войны с точки зрения рядового солдата. Позже таких песен появится много, но непосредственно в 1945-м их было мало.

Одно из таких произведений представляю вашему вниманию. Речь идет о песне композитора Сигизмунда Абрамовича Каца и поэта Анатолия Владимировича Софронова «Мы полсвета исходили».

Нам война виски посеребрила
И опалила нам сердца огнем.
Так давайте вспомним всё, что было,
И тому, что было, присягнем!


Мы полсвета исходили (С.Кац - А.Софронов, 1945) Г. Виноградов, О. Розумовский - 1946

Сам факт, что Парад Победы 1945 года произошел только через полтора месяца после окончания Великой Отечественной дает возможность чуть раширить временные рамки создания произведений, которые можно включить в этот обзор. Как для подготовки парада требуется время, так и для осмысления, понимания совершенного в годы войны подвига.

Еще одним песенным итогом Великой Отечественной стала написанная в 1950-м году Вано Ильичем Мурадели на стихи Алексея Александровича Суркова песня «Нас воля Сталина вела». Позволю себе привести ее текст полностью, поскольку по вполне понятным причинам она сегодня практически не звучит.

Под знамя славы в грозный год
Позвал сынов своих народ,
И встали мы стальной стеной
За честь страны своей родной,
За честь страны своей родной!

Припев:
На богатырские дела
Нас воля Сталина вела,
Он вместе с нами шел в строю,
Он вместе с нами был в бою! **

Под Ленинградом и Москвой
Мы шли сквозь грохот боевой.
Под Сталинградом и Днепром
Гремел орудий наших гром,
Гремел орудий наших гром!

Припев.

В жестокой ярости атак
Раздавлен нами грозный враг.
Бойцы своей родной стране
Победу добыли в огне,
Победу добыли в огне!

Припев.


Нас воля Сталина вела (В.Мурадели - А. Сурков) М. Михайлов, П. Чекин, 1950

И в завершении рассказа о песнях, рожденных в военные годы или посвященных Великой Отечественной, прозвучит еще одно произведение. Оно также напрямую связано с Краснознаменным ансамблем, и написано композитором по фамилии Александров. Но не Александром Васильевичем, а его сыном, будущим руководителем коллектива Борисом Александровичем Александровым. Автором текста песни «Да здравствует наша держава!» стал солист «александровского ансамбля» Александр Вячеславович Шилов.


Да здравствует наша держава! (Б. Александров, сл. А. Шилов, 1942) КАППСА, Г. Бабаев, Ю. Лаут

В стихах и музыке этой песни авторам, по моему мнению, удалось очень точно уловить тот патриотический настрой, который вел бойцов Красной Армии на подвиги во имя советской страны, советского народа. Интересно, что мелодия «Да здравствует наша держава!» была написана Борисом Александровым в самом начале Великой Отечественной — зимой с 1941 на 1942 год.

Нужно сказать, что это произведение также было одним из претендентов на статус Гимна Советского Союза. А уже в не столь отдаленное от наших дней время — в начале 1990-х годов мелодия Бориса Александровича Александрова стала музыкальной основой Гимна Приднестровской Молдавской республики.

Настал черед немного рассказать и о самом Параде Победы 1945 года. В нем приняли участие 24 маршала, 249 генералов, 2 536 офицеров и 31 116 рядовых и сержантов Красной Армии. Кроме того перед зрителями прошли 1850 единиц боевой техники. При этом, нужно помнить, что 24 июня 1945 года выдалось дождливым, поэтому пришлось отказаться от проведения воздушной части парада.

По решению Сталина руководил парадом маршал СССР Константин Константинович Рокоссовский, принимал парад маршал СССР Георгий Константинович Жуков. Речь маршала Жукова, с которой он обратился к участникам парада и зрителям, начиная с хрущевских времен «корректировалась», что отразилось даже в документальном фильме, посвященном параду. Поэтому важно услышать выступление в изначальном варианте, что можно будет сделать сейчас.


Речь Г. К. Жукова на Параде Победы 24 июня 1945

Приведу небольшой фрагмент из самого начала торжественной речи Г. К. Жукова: «Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, сержанты и старшины, офицеры армии и флота, генералы и адмиралы!
Товарищи рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, работники науки, техники и искусства, служащие советских учреждений и предприятий!
Боевые друзья!
От имени и по поручению Советского правительства и Всесоюзной Коммунистической партии большевиков приветствую и поздравляю вас с великой победой над германским империализмом.
Сегодня столица нашей Родины — Москва от имени Родины чествует доблестных советских воинов, одержавших эту победу. Сегодня воины-победители, питомцы сталинской военной школы, пронесут по улицам Москвы и мимо стен седого Кремля свои боевые знамена, покрытые бессмертной славой многочисленных побед…»

Сразу же по окончании речи Георгия Константиновича прозвучал Гимн Советского Союза, к слову, созданный также в годы Великой Отечественной.


Гимн Советского Союза (А. Александров, сл. С. Михалков, Г. Эль-Регистан) КАППСА, 1944

Великое произведение Александра Александрова, Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана исполнил сводный оркестр из 1400 музыкантов, которым руководил Семен Александрович Чернецкий. Чернецкий знаменит тем, что им были созданы более 200 советских военных маршей. Значимую часть произведений, исполнявшихся Оркестром Наркомата обороны СССР составляли произведения, автором которых являлся его руководитель.

Заместителем главного дирижера парада был еще один великий советский военный музыкант, композитор и дирижер, автор бессмертного марша «Прощание славянки» Василий Иванович Агапкин.

Напомню, именно Василий Иванович возглавлял сводный оркестр на легендарном параде, прошедшем на Красной площади 7 ноября 1941 года. В программе Парада Победы Агапкин руководил группой барабанщиков, исполнившей колонный марш, под звуки которого к подножию Мавзолея Ленина были брошены фашистские знамена.

Но вернемся к торжественному прохождению войск. Маршевую колонну воинов-победителей возглавил маршал Рокоссовский. За ним прошла группа юных барабанщиков, воспитанников 2-й Московской военно-музыкальной школы.

Следом шли сводные полки фронтов: Карельского, Ленинградского, 1-го Прибалтийского, 3-го Белорусского, 2-го Белорусского, 1-го Белорусского, 1-го Украинского, 4-го Украинского, 2-го Украинского и 3-го Украинского фронтов. Замыкал торжественное прохождение сводный полк Военно-морского флота.

В Параде Победы принимали участие пехотинцы, танкисты, летчики, артиллеристы, кавалеристы, моряки. Принял участие в параде также смешанный полк связистов и саперов.

Прохождение каждого сводного полка фронтов и родов войск сопровождалось отдельным маршем. Всего в музыкальной программе Парада Победы прозвучали фрагменты 36 произведений. Среди них были как те, что были написаны в годы Великой Отечественной, так и произведения, связанные с гражданской войной, или марши армии Российской империи.

Завершалась музыкальная программа парада вариацией на песню Семена Чернецкого и Василия Лебедева-Кумача «Славься, Советская наша страна». Нужно сказать, что эта песня, написанная в 1942 году, также принимала участие в конкурсе по созданию гимна СССР.


Славься, Советская наша страна (С Чернецкий - В Лебедев-Кумач) Хор ВРК и орк. НКО СССР, 1944

Парад Победы 1945 года стал безусловным триумфом советского народа и его Красной Армии, армии-победительницы, сокрушивших страшного, беспощадного врага — фашистский «вечный рейх». Да, нам оказывали помощь союзники по антигитлеровской коалиции, но основная тяжесть противостояния бесчеловечной машине уничтожения гитлеризма, которую поддержали многие их союзники в Европе, легла на плечи советских солдат, всего советского народа. И «победа была за нами!».

Но сегодня в той же самой Европе, да и в США слишком много и часто звучат голоса сторонников пересмотра итогов той страшной войны. Да и в некоторых бывших советских республиках неонацистские молодчики получили от «суверенных» властей едва ли на индульгенцию на возрождение той человеконенавистнической идеологии, что, казалось, была навсегда уничтожена в 1945 году. Да и в России порой проявляются рецидивы этой заразы.

А значит, нужно быть готовыми противостоять попыткам как пересмотра итогов войны, так и процессам реанимации нацизма, в какую бы внешне благопристойную форму они не облекались, под какими бы свободолюбивыми лозунгами они не продвигались.

Что касается Парада Победы, то рассказ о нем не завершен. Точнее, нужно напомнить, что помимо московского Парада Победы, состоявшегося 24 июня, в 1945 году прошли еще три парада, в которых принимали участие советские воины-победители. Рассказ об этих исторических событиях последует в самое ближайшее время.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER