Власти Балашихи молчат после уничтожения уникальной чеканки «Символ связи»?
Сегодня в России до сих пор продолжается постыдный процесс уничтожения творческого наследия советских художников. В то время как мир и само российское общество заново открывают этот уникальный пласт, в нашей стране с попустительства или халатности чиновников разного ранга идет варварское уничтожение невозобновимого культурного богатства.
21 ноября в городе Балашиха было уничтожено уникальное произведение Михаила Корнеевича Аникеева, ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного художника России, имя которого включено во «Всемирную художественную энциклопедию всех времен и народов» (Лейпциг, 1988 г.).
Возмущенные родственники художника сообщили, что в Балашихе «с особым цинизмом и равнодушием было уничтожено произведение искусства — чеканка «Символ связи», входящая в экстерьер городской телефонной станции города Балашиха. Эта чеканка была символом города Балашиха, она была узнаваема и любима горожанами.
Всё было сделано тихо и быстро — здание АТС Балашихи сменило собственника. Новый собственник говорит, что якобы три месяца писал письма в Управление культуры г. Балашиха с вопросом, что же делать с чеканкой, и в итоге решили распилить и сдать на цветмет.....».
Более подробно о произошедшем рассказала внучка художника Дарья Аникеева.
ИА Красная Весна: Дарья, добрый день. Можете ли вы прокомментировать ситуацию? Была ли какая-то реакция со стороны властей, депутатов, нового владельца АТС?
— Добрый день. Да, чеканку демонтировали вчера утром и, распилив, увезли сдавать на цветмет. Наша семья узнала об этом от сотрудника Краеведческого музея — Евгении Сорочан. Это она ходила к рабочим — узнавать, что происходит. Мы связывались с Шарцевой (заместитель начальника управления культуры) и Елистратовой (директор Балашихинской картинной галереи). Как оказалось, никто ничего не знал, для всех эта новость стала шоком. А по словам директора АТС, были направлены письма и запросы в министерство культуры. Но там никто не видел этих писем.
Никаких действий и комментариев со стороны властей нет. Наша семья написала вчера письма губернатору Балашихи, начальнику главного управления культурного наследия МО и в прокуратуру. Мы считаем эти действия актом вандализма. Других объяснений нет.
ИА Красная Весна: Сегодня в России начинают заново оценивать работы советских художников, общественники и активисты для спасения этих работ пытаются добиться статуса объекта культурного наследия. Был ли такой статус у чеканки «Символ связи»? Если нет, то почему символ города не был удостоен такого статуса?
— К сожалению, чеканке не присвоили статус культурного наследия. По крайней мере, нам об этом неизвестно. Сейчас звонила Шарцева (зам. управления культуры) и сильно возмущалась по поводу негатива в ее сторону. Вот, думаю, к ней как раз этот вопрос! Почему они не дали статус и не уследили за чеканкой?
ИА Красная Весна: В опубликованном ролике ваш дед вкратце рассказал о работе над чеканкой. Можете ли вы рассказать, насколько уникальна работа и в чем ее уникальность, ценность?
— Уникальность «Символа связи» неоспорима! Ведь дед был вторым художником после Мухиной, кто работал с такими размерами нержавейки! Вы только представьте, что сейчас художник — не скульптор, а именно художник — возьмется за такую работу! Это же огромные масштабы! Огромный вес! И надо было правильно композиционно расположить все детали и рассчитать математически и физически вес, чтобы она держалась на высоте и не деформировалась из-за погодных условий! Да и сама концепция чего стоит! Аллегория связи в виде нимфы со стрелами! Это уникальное художественное произведение, которое создал один человек!
ИА Красная Весна.: То есть в нашей стране аналогов нет?
— По крайней мере, их не было. Или я не знаю об этом.
ИА Красная Весна: В своей публикации вы обмолвились, что это не первый акт вандализма. Какие еще работы были уничтожены? По вашим оценкам, насколько уничтожено творческое наследие? Ранее администрация также не реагировала или реагировала после? Были какие-то последствия, изменения? Или власти города продолжают проявлять пренебрежение достоянием города?
— О! Уничтожено было много!!!
На месте дворца «Балашиха-Арена» был стадион, он был обнесен большой мозаикой. Ее разрушили. Это были 90-е. Я помню, как плакал дед. Он ходил к Самоделову (бывший глава Балашихи), и тот обещал восстановить, но, естественно, ничего не произошло. Здание бань на Флерова стоит в аварийном состоянии, все барельефы разрушены и исписаны вандалами. Внутренний дизайн ресторана «Радуга» — просто куда-то увезли всё панно. Забор, ограждающий парк, там были кованые музыканты, его тоже не стало. В аптеке на проспекте Ленина был витраж, тоже уничтожили. Здание МФЦ было расписано дельфинами…
ИА Красная Весна: То есть уничтожена большая часть?
— Да! Осталась только часть мозаики на стадионе возле горсовета и несколько росписей на домах. Я думала, что уж чеканку не тронут! Затратно это и вроде символ города, но, видимо, мешают кому-то все произведения Аникеева.
ИА Красная Весна: Действительно непонятно, кому и почему они мешают. По вашему мнению, чеканку спилили, чтобы выручить денег? Если так надо было денег, то можно было продать как уникальное произведение и на этом заработать гораздо больше. Спилить и продать на цветмет — это было очень глупое решение. Или это догадки? Может, они решили «осовременить» и обложить здание модной «туалетной» плиткой? Такие случаи уже были.
— Дело в том, что мы не знаем, почему это произошло. Не знаем, принадлежит ли здание городу или сдается. Вполне возможно, что здание выкуплено частным лицом и он решил распорядиться собственностью по-своему. Всё покрыто мраком!
Администрация никогда не реагировала на это. Им плевать! Шарцева сейчас крайне возмущена, что на нее спустили всех собак. А ведь управление культуры должно следить за сохранением памятников! А они только следят за их уничтожением!
ИА Красная Весна: Спасибо, надеюсь, общими усилиями сможем что-то сдвинуть в защите нашего культурного наследия.
— Тоже очень надеюсь на это!