logo
Статья
/ Сергей Кургинян
Легенда о царе-пресвитере (то бишь царе-священнике) Иоанне, который царствует на востоке и влияет на умы восточных правителей, имела огромное значение для западной культуры, западной духовности, да и западной политики тоже

Судьба гуманизма в XXI столетии

Осада Багдада монголами в 1258 г. Иллюстрация из «Сборника летописей» Рашид-ад-Дина. Начало XIV в.Осада Багдада монголами в 1258 г. Иллюстрация из «Сборника летописей» Рашид-ад-Дина. Начало XIV в.

О несторианстве надо было бы написать отдельную книгу. Причем вначале пришлось бы заняться поиском необходимого исторического материала. Потому что имеющегося материала недостаточно. Конечно, есть и решения соборов и какие-то размышления о сути учения. Но никто не может доказательно отследить динамику несторианского учения при перемещении его центра с Ближнего Востока чуть ли не на Дальний Восток. Осталось ли при этом несторианство таким, каким оно было в начальный момент, или оно под чьим-то влиянием (чьим именно — понятно не до конца) начало приобретать всё более и более далекий от классического христианства характер.

Приобретая такой характер в интересующую нас эпоху, во что именно превращалось несторианство? И чем объясняется та простота, с которой оно обретало всё больше сторонников, уходя всё дальше на Восток? Что узнал и признал Восток в этом самом несторианстве? Почему его так страстно стали принимать киргизы, монголы, уйгуры? Почему оно так понравилось китайским императорам? Что придало ему убедительность в глазах японцев? Почему Орда после завоевания Руси содействовала опеке несторианцев над русским православием?

Был ли хан Хулагу, которого его брат, верховный каган монголов Мункэ отправил на завоевание Ближнего Востока, убежденным сторонником религии бон-по? Как сочеталась такая его религиозная ориентация с тем, что его жена Догуз-хатун была убежденной несторианкой? Почему она стала такой несторианкой? Существовали ли основания для налаживания диалога между бон-по, которое исповедовал хан Хулагу, и этим самым несторианством?

Тут и впрямь слишком много вопросов, на которые трудно дать окончательные ответы. Но есть и более или менее несомненные обстоятельства. К числу таковых, например, принадлежит то, что верховный хан Мункэ направил своего брата хана Хулагу покарать прежде всего ассасинов, то есть исмаилитов. Потому что именно на них пожаловались хану Мункэ обитатели Ирана и в целом некоторые «народные представители» тех регионов, которые Мункэ хотел завоевать, используя для предлога жалобы на исмаилитов.

Скорее всего, Мункэ использовал эти жалобы именно в качестве предлога. Потому что его брат Хулагу, завоевывая Ближний Восток, с очень большой жестокостью искоренял не только исмаилитов, но и ислам в любой его модификации. Но ведь были и какие-то основания для того, чтобы так жаловаться именно на исмаилитов. И эти основания монголы должны были принять для того, чтобы свирепо сокрушать все исмаилитские замки, включая знаменитый Аламут. И что же это были за основания?

Рашид ад-Дин (1247–1316) был и ученым энциклопедистом, и политическим деятелем. В качестве ученого он оставил после себя замечательный исторический труд, написанный на персидском языке. Этот труд назывался «Сборник летописей» (Джами’ат-таварих).

«Сборник летописей» вообще является одним из важнейших исторических источников, позволяющих нам сформировать определенное отношение к той эпохе, которую описывает Рашид ад-Дин. Но уникальность данного труда в том, что он дает ценнейшую информацию по поводу государства Хулагидов.

Государство Хулагидов было основано тем самым ханом Хулагу, который был послан своим братом Мункэ с тем, чтобы покарать исмаилитов и завоевать Ближний Восток. Фактически хан Хулагу поначалу создал это государство без каких-либо высочайших соизволений. Но достаточно скоро верховный хан Монгольской империи Хубилай санкционировал создание данного государства. Он даровал Хулагу титул ильхан (что означает хан племени или улусный хан). В течение достаточно долгого времени хулагиды, то есть наследники хана Хулагу, признавали свою условную зависимость от великого хана, который по факту завоевания монголами Китая был еще и китайским императором из династии Юань.

Это фрагмент статьи из газеты «Суть времени»

Полная версия будет опубликована через месяц. Чтобы получить доступ к материалу сейчас, вы можете оформить подписку.

Оформить подписку на газету «Суть времени»

Купить выпуск в электронном виде

Купить материал в электронном виде