Ян Жижка — национальный герой чешского народа


11 октября — день памяти национального героя Чехии, Яна Жижки.

Ян Жи́жка (родился в 1360 году — умер 11 октября 1424 года) — известный чешский полководец, участник и лидер освободительного гуситского движения. Жижка защищал средневековую Чехию от «карательных» Крестовых походов, проводимых властью Чехии против своего же народа, целью которых было окончательно закабалить чешский народ, лишив его свободы и исторического самосознания.

Ян Жижка не склонил голову ни перед «господами» — феодалами, ни перед католической церковью того времени. Человек невероятной воли, силы духа, непреклонный и уверенный в собственной справедливости, Жижка предпочел борьбу, борьбу за освобождение чешского народа от тех сил, что стремились поработить и окончательно «онемечить» Чехию.

Чехи помнят и чтят своего героя — на севере Праги, на холме Витков находится Национальный мемориал с конной статуей великого полководца Жижки.

Начало пути

Ян Жижка — рыцарь и сын рыцаря, являлся представителем беднейшего дворянства Чехии. Когда Жижке исполнилось около 40 лет в его дом пришло несчастье. Богатый феодал Розенберг преследовал его, пытаясь выкупить Троцнов — деревню, принадлежавшую Жижке. Но Ян отказался продавать свой дом — счел это бесчестным. Тогда был устроен подлог — мол, Жижка владеет своими землями не по праву, и владения Яна перешли к Розенбергу. Жижка стал бороться против Розенберга — посчитал, что уж лучше погибнуть в борьбе за правое дело, чем преклонять колено перед мерзавцем. Розенберг, в свою очередь, решил, во что бы то ни стало, извести троцновского рыцаря.

Однако у Жижки нашлись заступники в Праге — сам король Чехии Вацлав. Говоря по правде, до Жижки королю не было дела, а вот свои счеты с Розенбергом имелись. Так, в результате, Жижка оказался прощен и взят на королевскую службу.

Первые потери

В начале 1410 года Жижка отправился сражаться за славянскую Польшу, над которой нависла опасность вторжения немецких феодалов — Тевтонского военно-религиозного ордена.

В битве при Грюнвальде польско-литовско-русское войско короля Владислава Ягелло нанесло сокрушительное поражение тевтонцам, которые полегли в том сражении практически полностью. Ян Жижка, впервые участвовавший в таком масштабном сражении, проявил себя достойно. Не раз его секира метко врезалась в тело врага. В этой же битве он впервые столкнулся и был крайне заинтересован новым для него видом орудий — полевыми пушками. К сожалению, в этой же битве Жижка получил тяжелое ранение и лишился глаза.

По возвращении из Польши чешские крестьяне встречали Жижку как героя — борца с ненавистным немецким дворянством. Но богатые рыцари, напротив, не стесняясь, слали ему вслед свирепые проклятия, узнав, что он воевал против их ордена. Однако в этот раз ему повезло — по возвращении из Польши он был принят в свиту королевы Чехии Софьи.

И все же, возвращаясь в Прагу, Жижку, по всей видимости, одолевали тягостные думы: о том, что придется вновь жить рядом с ненавистными немцами, которые в то время верховодили в городах Чехии и даже при дворе короля.

Онемеченная Чехия

В ту пору Чехия была подвержена немецкой колонизации, которую можно назвать колонизацией мягкой силы. Не беспощадные военные покорители пытались завоевать страну, а «приходили с миром» «дружественные» немецкие рыцари, монахи-католики, торговцы, немецкие колонисты. И в скором времени немецкие богачи стали играть в чешских городах руководящие роли. Онемеченный королевский двор, верхушка церкви, почти что полностью немецкое управление городов. Дошло до того, что чешская знать стала стыдиться своих родовых имен и менять их на немецкие. Со всех сторон чехов — в основном крестьянское население и ремесленников — стал окружать чуждый им говор, обычаи, навязанные законы и церковные проповеди на немецком языке. Все это имело под собой вполне конкретные цели: заставить чешский народ забыть свое историческое самосознание, лишить их собственного прошлого, обычаев, традиций, культуры, родного языка. Этим — полностью уничтожив чешскую нацию. Фактически, в Чехии сформировалось две народности: чешская и немецкая, причем немецкая оказалась в привилегированном положении. Несколько слов необходимо сказать и о католической церкви — которая, по сути, являлась мощным феодалом в Чехии, ведь ей принадлежало половина всей земли в королевстве. Растущее могущество церкви, ни кем не останавливаемое неприкрытое обогащение за счет бедноты, торгашество в церквях, вызывало все большее возмущение среди чешских крестьян.

Гуситское движение и гуситские войны

В 1411 году в Чехии были сильны идеи Яна Гуса, ректора пражского университета и бакалавра богословия. Раскрывая в своих проповедях чешскому народу всю гниль, пропитавшую церковный институт, он призывал церковь к нестяжательству, говорил о необходимости реформации церкви, а также о необходимости создания общества всеобщего равенства и братства, что не могло не найти отклик в сердцах чехов.

Понятно, что католическое духовенство всячески препятствовало деяниям Гуса. И в результате, в 1415 году по решению собора католической церкви в Констанце Ян Гус был объявлен еретиком и отправлен на костер.

Но идеи Яна Гуса остались живы, и в скором времени чешский народ встал под их знамена, назвавшись его именем — так появилось движение гуситов. К 1419 году движение гуситов разделилось на чашников и таборитов, и во главе последних встал Ян Жижка.

Если говорить о сути гуситского восстания — то это было подлинное народное восстание, национально-освободительная борьба чешского народа против угнетения и притеснения феодалами, католической церковью, а также активного «онемечивания». Гуситские войны, начавшись как крестьянские восстания, в общем-то, обычные для тех времен, и происходившие довольно часто в различных странах средневековой Европы, в результате вылились в масштабную вооруженную освободительную борьбу всего чешского народа, длившуюся несколько лет.

Наиболее видную роль в ней занял такой военный предводитель, как Ян Жижка.

Борьба Жижки

Король Сигизмунд (на тот момент правитель Чехии) надеялся уже летом 1420 года покончить с гуситами с помощью крестового похода. Но еще раньше, он начал массовый террор против чешских крестьян и ремесленников, с целью подавить их как можно быстрее. Началась беспощадная охота на людей. После долгих и крайне жестоких пыток людей предавали страшной казни: четвертовали, сажали на кол, сжигали.

Огромная пропасть разверзлась между народом Чехии и ее «владыками». Жижка, видевший происходящее, по всей видимости, с тех пор стал мрачен, суров и беспощаден к убийцам чешского народа, словно само правосудие, пришедшее в Чехию покарать виновных.

Став одним из лидеров в гуситских войнах, Жижка смог стать настоящей грозой своих врагов. Он оказался талантливым военным стратегом и тактиком, смог умело организовать разрозненные отряды крестьян, держал строжайшую военную дисциплину, содержал настоящий военный лагерь.

В июле 1420 года Жижка смог разбить 30-тысячное войско крестоносцев, отправленное императором Сигизмундом для захвата Праги.

При осаде замка Раби, в том же 1420м году, Жижка потерял свой второй глаз. Но, даже ослепнув, он продолжил руководить войском и сам участвовал во всех битвах (его везли в специальной повозке у всех на виду — так он показывал своим солдатам, что не боится смерти, и вдохновлял их на победу). Даже слепота не смогла сломить его — он продолжал руководить своим войском, которое постоянно росло.

Военная тактика и устав Жижки

Жижка был новатором военной тактики таборитов. Наряду с пехотой и кавалерией, Жижка смог организовать новые рода войск — повозочный и пушкарский. Умело применял боевую технику, в частности ввёл лёгкие пушки на повозках. Он же стал использовать вагенбург — скрепленные цепями повозки в качестве оборонительного укрепления и захвата плацдарма для последующих атак. По словам специалистов, такая гуситская телега представляла собой прообраз более поздних боевых машин, в том числе, тачанок времен Русской Гражданской Войны начала XX века и даже современных танков. В экипаже было от 8 до 14 человек (два арбалетчика, несколько копейщиков, два бойца, занимавшихся лошадьми, несколько щитников, и, так сказать, средневековый десант).

Кроме того, Жижка разработал полевой устав для гуситского войска. Устав Жижки имел идеологическую часть, разъясняющую лозунги и цели борьбы, подробную регламентацию походного движения, порядок объявления приказов. Многое отводится поддержанию дисциплины, а также устанавливаются наказания за важнейшие воинские преступления. По сути это есть «протоустав» современной армии.

Ян Жижка — легенда и напоминание

За время участия в освободительной войне чешского народа Ян Жижка показал себя талантливым военным, сильным, бескомпромиссным, волевым человеком. Готовым идти до конца и по-настоящему бороться за свои идеалы.

За время участия в гуситских войнах ему удалось отразить все посланные в Чехию крестовые походы, закончившиеся для противника неудачей.

Смерть подкралась к нему незаметно и подло — Жижка умер от болезни (чумы) 11 октября 1424 при осаде Пршибислава. После смерти Жижки борьба гуситов, продолженная соратниками и учениками Жижки была окончательно подавлена только в 1437 году.

Ян Жижка умер, не накопив и не оставив после себя никаких богатств, кроме самых главных: память и уважение своего народа.

Жижку похоронили в Чаславе. Над гробницей повесили его любимое оружие — железный шестопёр. Но в 1623 году по приказанию короля Фердинанда II Габсбургского гробница Жижки была разрушена, а останки его выброшены.

Онемечивание Чехии, которое, к сожалению, продолжилось, не хотело сохранять память о борце за подлинную Чехию, и всеми силами стремилось избавиться от воспоминаний о Великом Чешском Слепом. Но — не вышло. Чехия — помнит.

Жижка умер — и стал легендой и примером для всего чешского народа. Примером бескорыстной борьбы за свой народ, невероятной воли, а также грозным напоминанием и одновременно надеждой на справедливый свободный мир для чешского народа.

Чехия помнит, и всегда будет помнить Яна Жижку — героя-освободителя, отдавшего и не пощадившего ни дня жизни ради освобождения своего народа.