Бурные волны экономических и политических потрясений несут государство Германия неконтролируемо в неизвестном направлении. Но есть не беспочвенные подозрения, что прямо на рифы

Как слепая Фемида отменила хитрый план правительства Олафа Шольца

Лука Джордано, Фемида, фреска плафона — Palazzo Medici- Riccardi Florence (1684–1686гг.)
Лука Джордано, Фемида, фреска плафона — Palazzo Medici- Riccardi Florence (1684–1686гг.)
Лука Джордано, Фемида, фреска плафона — Palazzo Medici- Riccardi Florence (1684–1686гг.)

Когда в декабре 2021 года в Германии к власти пришло новое правительство, которое по цветам партии, называется «светофор» (СДПГ — красный, СвДП — желтый и «Зеленые»), оказалось, что предыдущее правительство Ангелы Меркель не успело освоить 60 млрд евро (5,8 трлн руб.) из специального фонда, созданного для борьбы с кризисными последствиями объявленной пандемии коронавируса. Новое правительство, недолго думая, приняло дополнительный бюджет, перекинув деньги из Фонда под названием Corona в Фонд климата и преобразований (KTF).

Дело в том, что пандемия коронавируса стремительно закончилась, а новый канцлер Олаф Шольц 27 февраля 2022 объявил о «смене эпох» — Zeitenwende, которая подразумевала не только резкую смену внешнеполитического курса — от партнерства до конфронтации с Россией — поставок оружия на Украину, но и движение семимильными шагами впереди планеты всей к CO₂-нейтральному, климатическому будущему. Новое правительство сразу заявило о себе как о «правительстве прогресса», пообещав реализовать прорывные проекты, которые должны были стать новым, современным, климатически-нейтральным, а значит — благим источником процветания Германии.

Но что-то явно пошло не по плану. Сначала оказалось, что дешевый газ из России Германии был все-таки нужен, а заменить его дорогим СПГ из Америки и Катара получалось не так уж весело и безболезненно, как рассказывал «зеленый» министр экономики и климата Роберт Хабек. Дошло до того, что закрыв свои последние АЭС, Германия вопреки всем своим «зеленым» амбициям была вынуждена расконсервировать свои угольные карьеры и запустить угольные электростанции.

Цены на энергоносители взлетели до небес. И если потребителям пришлось привыкать к холодному душу, толстым свитерам и новым ценам на автозаправках и в супермаркетах, то энергоемкая промышленность начала перебрасывать свои мощности не только поближе к американским друзьям, но и даже, о ужас, на территорию китайских системных конкурентов и соперников.

«Прогрессивное» правительство Германии продолжило при этом убеждать население и бизнес в том, что трудности в скором времени получится преодолеть за счет чудесных проектов будущего. Энергетические проблемы будут решены при помощи ветряков, солнечных панелей и зеленого водорода, а промышленность и компании в строительной сфере начнут преуспевать сразу же, как только перейдут на климатически-нейтральные рельсы.

Во время переходного периода, который нес с собой убытки и разорение, немецкое правительство обещало поддержку, субсидии и разного рода инвестиции в потенциально прорывные климатические проекты. Именно под эти цели и был создан Фонд климата и преобразований (KTF), в который и были вложены 60 млрд кредитных евро, не освоенных из фонда Corona.

Казалось, что план хорош, и средства из фонда KTF, как шкуру уже убитого медведя поделили, педантично расписав схемы финансирования разных климатических начинаний на годы вперед. Речь шла о таких проектах как строительство зданий, более благоприятных для климата, декарбонизация промышленности, развитие водородной экономики, продвижение электронной мобильности, реконструкция железных дорог, снижение цен на электроэнергию и субсидирование заводов по производству микросхем.

Фонд KTF позволял новому правительству финансировать свои проекты, не залезая в дополнительные долги, тем более что закрепленная в конституции ФРГ с 2009 года бюджетная поправка под названием «долговой тормоз» не разрешала прогрессивным реформаторам наращивать государственный долг. Но тут случилась неожиданность: в ноябре 2023 года Конституционный суд Германии в Карлсруэ постановил, что хитрый план по переводу 60 млрд евро из Фонда Corona в Фонд KTF является незаконным. Министр финансов Кристиан Линднер в срочном порядке остановил освоение средств из фонда KTF, а воздухе повис вопрос, где брать деньги на прогрессивное будущее и климатическое процветание?

Канцлер Олаф Шольц встретил данную ситуацию со своим обычным спокойствием и молчанием. Экономисты развели руками, а министр финансов Кристиан Линднер продолжает твердо стоять на том, что поправку о «долговом тормозе» отменять нельзя. А еще нельзя поднимать налоги и нельзя урезать уже изрядно ущемленные другие статьи бюджета. Оказалось, что деньги нужны всем: и бундесверу, и Украине, и школам, и больницам, и пенсионерам, и, конечно же, прибывающим в небывалых количествах беженцам.

Коалиции «светофор» придется каким-то образом найти способ и профинансировать уже запущенные проекты. Либо правительству Германии рано или поздно придется объявить об очередном чрезвычайном положении, которое вопреки сопротивлению Кристиана Линднера (СвДП) и нежеланию канцлера (СДПГ) позволит отменить на время действия «долгового тормоза» и залезть в новые долги.

Есть опасения, что когда чрезвычайная ситуация наступит во всей своей полноте, да так, что нельзя будет не признавать реальность, брать долги будет поздно, потому что они ничего не спасут. Инвестировать в обанкротившиеся и сбежавшие за границу предприятия — это как тушить деньгами уже сгоревший дом.

Для «прогрессивного» правительства такое развитие событий окажется полным фиаско. Не реализовав ни один из обещанных спасительных проектов будущего, оно может обнаружить себя у разбитого вдребезги корыта, позорно продемонстрировав вопиющую неспособность договориться даже между собой.

Редактор журнала Freitag Пеппе Эггер описал сложившееся положение, сравнив коалицию «светофор» с Одиссеем, привязавшим себя к мачте, чтобы избежать соблазна, каким-либо образом воздействовать на экономику. Тем временем у штурвала корабля — то есть у руля государства, нет никого, а бурные волны экономических и политических потрясений несут государство Германия неконтролируемо в неизвестном направлении. Но есть не беспочвенные подозрения, что прямо на рифы.

Кто бы мог подумать, что подножку таким интересным и красивым планам правительства Шольца поставит свой собственный немецкий Конституционный суд в Карлсруэ? Не зря ведь говорят: если вам «улыбнулась» Фортуна (вы победили на выборах, а еще вам достались нерастраченные предыдущим правительством заемные евро), не ждите милости от Фемиды.