В декабре разгорелся скандал вокруг кладбища в селе Гончарное, которое относится к Севастополю. Жители обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой не допустить расширения кладбища на территории их села. Ситуация еще и обострилась после того, как губернатор Севастополя Михаил Развожаев назвал подстрекателями тех, кто эту тему поднимает. В чем же причина разгоревшегося скандала?

Страсти по кладбищу разгораются в окрестностях Севастополя

Алексей Корзухин. Поминки на деревенском кладбище. 1865
Алексей Корзухин. Поминки на деревенском кладбище. 1865

Обращение к президенту

На видеозаписи, опубликованной 11 декабря, группа людей обращается к Путину, жалуясь на то, что правительство города хочет устроить в Гончарном «похоронный кластер». В своем обращении они утверждают, что расширение кладбища запланировано для захоронения жителей всего Севастополя.

Но в первую очередь их волнует опасность отравления грунтовых вод, колодца и родника, которые могут быть спровоцированы новыми захоронениями. Жители считают, что в виду отсутствия водопровода в селе это может привести к катастрофе.

Реакция губернатора

Развожаев дал опровержение этим опасениям, но очень специфическое. Он заявил, что никто не собирается создавать новые кладбища, а только расширят старое для нужд жителей села.

Таким образом, опроверг он только часть заявления об общегородском захоронении. Но речь и не шла о создании какого-то нового кладбища — в обращении к президенту жители протестовали именно против расширения старого.

«Евгений Сергеевич, просьба, встретьтесь с людьми в Байдарской долине. Я понимаю, что там у нас как обычно, какие-то ходят подстрекатели, рассказывают бред всякий», — обратился Развожаев к своему заместителю Евгению Горлову на аппаратном совещании правительства.

Также он рассказал, что расширение было запланировано по просьбе местных муниципалитетов сел Байдарской и Варнаутской долин и правительство готово отменить это решение.

«Если не надо кладбища людям, и они планируют как-то по-другому справляться, притом что все эти будут закрыты. Хорошо, мы поменяем обратно назначение. Нет проблем никаких», — заявил губернатор.

Корни проблемы

История с кладбищем тянется еще с 2018 года. Тогда на кадастровой карте жители обнаружили 6,5 га, зарезервированных под ритуальную деятельность.

В 2022 году на севастопольском телеканале «НТС» был выпущен сюжет на эту тему. В нем жители озвучили опасения по поводу заражения питьевой воды, нарушения санитарных норм, близости участка к жилым домам (от 30 до 100 м) и превращения местного кладбища в общегородское. То есть все проблемы, описанные в обращении к Путину, были подняты уже тогда.

Свое обращение по этим вопросам жители села Гончарное тогда отправили губернатору, в прокуратуру, Роспотребнадзор и департамент имущественных и земельных отношений.

В сюжете так же приводится ответ на обращение жителей директора департамента городского хозяйства Севастополя Евгения Горлова, где он сообщает, что строительство кладбища в селе не предусмотрено. Такой ответ был дан 25 мая 2022 года.

Летом 2022 года состоялись публичные слушания правил землепользования и застройки (ПЗЗ) в Байдарской долине. В ходе заседания люди выступили против размещения в селе Гончарное городского кладбища. В ответ начальник отдела ГАО «НИИ градостроительства и архитектуры» Ольга Дьякова пообещала рассмотреть этот вопрос.

На колу мочало — начинай сначала

13 декабря, уже после возмущений Развожаева, член общественной палаты Севастополя Александр Марчук организовал круглый стол по данному вопросу. В нем приняли участие и чиновники.

В ходе обсуждений представитель департамента архитектуры Севастополя удивила присутствующих жителей заявлением о том, что во время общественных слушаний по ПЗЗ предложения по данному участку не поступали. В ответ на возгласы жителей о существовании видеозаписей с подтверждением того, что эта проблема поднималась, она предложила поднять протокол.

Для разрешения этого вопроса представитель департамента предложила жителям вновь высказать свои предложения, но уже на обсуждениях генплана города.

Что удалось прояснить

Вкратце можно выделить несколько важных моментов, озвученных в ходе круглого стола.

Глава администрации Орлиновского муниципального округа Севастополя Александр Богуш дал некоторые разъяснения. В 6,5 га земли, выделенных под расширение кладбища, входит и уже существующее кладбище. Таким образом территория для расширения представляет собой только 4 га.

Жители села опасаются, что на этой территории может вместиться 16 тысяч могил, но Богуш заверил, что там планируется не более 2300 захоронений.

Были даны разъяснения по вопросу общегородского кладбища. На данный момент в законодательстве не предусмотрено какое-то разделение на жителей города и жителей села. Председатель общественной палаты Севастополя Александр Трошев пообещал выйти на законодательное собрание с этой проблемой, чтобы решить вопрос с закреплением кладбища в Гончарном только для нужд муниципалитета.

Богуш в свою очередь рассказал, что на данный момент на кладбище предполагается захоронения жителей сел Орлиное, Павловка, Тыловое, Орлиное и ЮБК.

По его словам, не так просто найти земли под новые могилы, так как большинство земель в долине находятся в природоохранных зонах. Для формирования новой территории нужно провести изыскания. Эта работа ведется, и он надеется, что удастся сформировать кладбище для Орлиновского муниципального округа, которое устроило бы всех.

Угроза застройки

В самом начале собрания дали слово представителю ТОС «Гончарное» Игорю Панькову, который в сжатом виде пересказал проблемы, изложенные в обращении к президенту. При этом он отметил, что территорию, зарезервированную под кладбище, можно было бы использовать рациональнее.

«Наше предложения такие: изменить вид разрешенного использования участка в 6,5 га, перевести его в общественно-деловую застройку. По крайней мере для нужд села, для коммунального хозяйства… Потому что были вопросы какие. Нам отказали в водопроводе, потому что не нашли места под насосную станцию. Ну пожалуйста — здесь можно, соблюдая какие-то нормы, поставить насосную станцию», — заявил Паньков.

Далее он предложил использовать эту землю и для других коммунальных нужд села.

Надо сказать, что тезис о деловой застройке вызвал некоторый резонанс. Так, в ходе заседания несколько раз звучали намеки на не совсем уж чистые побуждения инициаторов обращения.

Марчук в комментарии телеканалу «НТС» по факту состоявшегося круглого стола заявил следующее: «У меня такое чувство, что какая-то группа лоббирует свои интересы — сделать там какой-то бизнес-центр, застроить эти участки под свои нужды, и все».

При этом он заявил, что данный участок был выделен под кладбище еще в украинские времена в 2006 году и никто их жителей тогда не выступил против.

Депутат Совета Орлиновского муниципального округа Севастополя Лилия Миронюк на заседании также прокомментировала этот вопрос: «Кто-то спросил у основных жителей села, которые прожили долгое время на этой территории не в одном поколении, нужен ли им деловой центр?»

Стоит отметить, что разделение жителей на «старых» и «новоприбывших» звучало несколько раз на круглом столе. В том числе и звучали обвинения в том, что проблемы с водой в селе начались после того, как началась застройка на землях сельскохозяйственного назначения.

Представитель департамента архитектуры Севастополя отметила, что резервирование участка под кладбище на данный момент гарантирует то, что застройки на данной территории не будет.

Надо сказать, что тезис о деловом центре действительно прозвучал несколько странно — особенно в связи с обсуждением вопросов, которые действительно волнуют жителей.

Проблема с водой

Однозначного ответа о влиянии захоронений на питьевую воду на круглом столе не прозвучало. Говорилось о том, что этот вопрос должен быть учтен при проектировании.

Ясно одно — эту проблему решила бы прокладка водопровода. Так как жители жаловались на то, что отравление воды происходит уже сейчас, то непонятно, как эту проблему можно решить иначе.

Марчук прокомментировал телеканалу «НТС» ситуацию с прокладкой водопровода и канализации: «Поднимались эти вопросы у губернатора на совещании, губернатор в курсе этой проблемы, депутаты выезжали, общались с людьми. Сумма известна — 1 миллиард 200 тысяч, я знаю, что точно уже прорабатывается».

Итоги

Глава администрации округа по итогам круглого стола выделил следующие проблемы, которые необходимо проработать:

— рассмотреть возможность изменения функциональной зоны обсуждаемых 4 га в рамках генплана Севастополя;

— проверить вопрос организации кладбища на территории Гончарного;

— проверить земельные участки, которые расположены на землях сельхозназначения и вблизи кладбища на предмет соответствия нормам санитарной зоны.

Председатель общественной палаты в свою очередь отметил, что нужно организовать обсуждение генплана так, чтобы не повторилась ситуация с ПЗЗ — когда чиновники и жители не слышат друг друга.

Обсуждение показало, что у чиновников Севастополя весьма странное представление о работе с общественностью. Ведь эта тема поднимается не первый год, а круглый стол показал, что часть вопросов уже давно можно было бы снять, дав соответствующие разъяснения жителям села. В частности, отмечалось, что угроза создания общегородского кладбища волнует абсолютно всех жителей села, но чиновники отреагировали на это весьма специфическим образом. Чего только стоит заявление губернатора о «подстрекателях». Молчание властей местного уровня и приводит к ситуациям, когда жители вынуждены обращаться к президенту.