С момента своего создания Силы самообороны Японии увеличились численно, а также претерпели существенную модернизацию в плане оснащения

Когда у Японии будет «нормальная армия»?

Утагава Куниёси. Мицукуни бросает вызов призраку скелета, вызванному принцессой Такиясей. XIX
Утагава Куниёси. Мицукуни бросает вызов призраку скелета, вызванному принцессой Такиясей. XIX

1 ноября в Японии отметили очередной День Сил самообороны страны. В 2024 году эта странная структура — фактически армия, которая притворяется, что реальной армией она не является — будет праздновать свое семидесятилетие.

С учетом нынешнего развития событий возникает вопрос, будут ли этот юбилей отмечать всё еще Силы самообороны Японии или уже обычные вооруженные силы «нормального государства». Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, проведем краткий экскурс в историю и рассмотрим некоторые аспекты послевоенного развития японских вооруженных формирований.

Создание Сил самообороны

После капитуляции во Второй мировой войне Япония была оккупирована США, а ее армия и флот упразднены. В 1947 году была принята конституция Японии, 9 статья которой провозглашает «отказ от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Согласно новому основному закону, Япония обязалась не создавать сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны.

Такая пацифистская конституция, как и принятый в том же году закон об образовании, должны были стать препятствием на пути возрождения японского милитаризма. Однако практически сразу после окончания Второй мировой началась Холодная война. Соединенным Штатам были необходимы союзники в Азии в деле борьбы с коммунизмом. Японскому разоружению фактически был дан обратный ход.

В конце июня 1950 года началась Корейская война. В результате значительная часть американских войск, обеспечивавших безопасность в Японии, переместилась на новый театр военных действий. В том же году был издан декрет о создании в Японии резервного полицейского корпуса со штатом 75 тыс. человек. В 1952 году эта структура была переименована в корпус безопасности, а численность его личного состава составила уже порядка 110 тыс. человек.

В 1954 году корпус безопасности был переименован в Силы самообороны Японии (ССЯ). Его численность составила порядка 152 тыс. человек. Были сформированы наземные, морские и воздушные силы самообороны, также учреждено Управление национальной обороны. Таким образом, даже на уровне названий подчеркивался оборонительный характер созданных структур.

Доктрина Ёсиды

В 1951 году был подписан Сан-Францисский мирный договор, по которому прекращалось состояние войны между Японией и частью стран антигитлеровской коалиции. В 1952 году, когда мирный договор вступил в силу, формально закончилась оккупация японских островов (за исключением префектуры Окинава, которая была возвращена под юрисдикцию Токио только в 1972 году). Таким образом, Япония формально вновь стала суверенным государством, которому предстояло искать свое место в мире.

Была ли так называемая пацифистская 9 статья японской конституции навязана оккупационной американской администрацией или же это была инициатива тогдашних властей Японии — не так важно. С одной стороны, можно отметить, что без одобрения оккупационной администрации какой-либо текст вряд ли был бы принят. С другой стороны, после поражения во Второй мировой войны в японском обществе действительно широко распространились пацифистские настроения, поэтому документ этот упал на «благодатную почву».

В каком-то смысле выражением пацифистских настроений стал политический курс, сформулированный премьер-министром Сигэру Ёсидой (с небольшими перерывами он занимал эту должность с 1946 по 1954 год). Так называемая доктрина Ёсиды во многом определила внешнюю политику Японии на долгие годы вперед. Суть этого курса была в том, чтобы сосредоточиться на экономическом восстановлении страны, избегая излишних трат на оборону и не вмешиваясь напрямую в международные конфликты. При этом основой своей безопасности Япония полагала союз с США.

Результатом отказа от участия в международных конфликтах стало позиционирование Японии уже во время Корейской войны 1950–1953 годов. Исследователи отмечают, что некоторое количество бывших солдат и офицеров японской императорской армии принимали участие в той войне. Кроме того, под руководством США японские корабли участвовали в операциях по разминированию, чтобы расчистить доступ к северокорейскому побережью.

Однако ни о каком полномасштабном участии Японии в том конфликте речь не шла. Вместо этого страна стала тыловой базой для американских войск, а заказы для американской армии сильно подстегнули японскую экономику. Таким образом, Япония получила существенную выгоду, не неся серьезных военных издержек. В дальнейшем этот курс был продолжен, а ссылки на принятую конституцию помогали избегать прямого участия в конфликтах.

Контроль за Силами самообороны

По закону, верховным главнокомандующим ССЯ является премьер-министр Японии. Общее руководство осуществляет министр обороны — гражданское лицо. Собственно военными являются начальники различных штабов.

Над вооруженными силами в той или иной мере обеспечен парламентский контроль. Парламент обладает правом одобрять использование ССЯ для защиты страны, а также осуществляет различное регулирование их деятельности (как юридическое, так и бюджетное) — в том числе допустимых рамок использования ССЯ, определение численности персонала и т. п.

Кроме того, вооруженные силы объявлялись вне политики — личному составу запрещено как-либо участвовать в политической деятельности, за исключением собственно реализации избирательного права гражданина страны. Правда, это не касается отставных военных. Так, первым отставным военным, ставшим главой военного ведомства стал Гэн Накатани (служил в Сухопутных силах самообороны Японии в 1980–1984 гг.). Он занимал пост директора Управления национальной обороны в кабинете Дзюнъитиро Коидзуми, а также пост министра обороны в кабинете Синдзо Абэ.

Вышеуказанные меры должны были предотвратить возвращение Японии на путь милитаризма, отстранив военных от политики, а также осуществляя существенный контроль за развитием вооруженных сил. Фактически, никакие кардинальные изменения в военной сфере невозможны без участия парламента.

Также отметим, что кроме различных юридических ограничений важным фактором противодействия милитаризму служили антимилитаристские общественные настроения, в значительной мере распространившиеся в Японии после войны.

Сдвиг в сторону «нормального государства»

Постепенно те или иные изменения всё-таки происходили. Япония действительно довольно долгое время придерживалась «доктрины Ёсиды», сосредоточившись на экономическом и технологическом развитии и экспансии, однако со временем военная сфера также начала претерпевать всё большие изменения.

Не всем в Японии нравилось положение, в котором страна оказалась после Второй мировой войны — были те, кто хотел бы избавиться от «оккупационного наследия» в виде пацифистской конституции, обзаведясь полноценными вооруженными силами. Об изменении основного закона страны заговорил, например, премьер-министр Нобусукэ Киси (в должности 1957–1960 гг.).

Отметим, что некоторые из тех вопросов, которые оказались на слуху в последнее время, уходят корнями куда-нибудь в первое послевоенное десятилетие. Например, допустимость атаки вражеских баз обсуждалась еще в 1956 году. Речь о возможности атаковать штабы неприятеля и ракетные позиции на территории другой страны до того, как эти ракеты будут запущены в сторону Японии.

Невозможно поверить, что смысл конституции в том, чтобы просто сидеть в самоубийственном ожидании смерти, — приводит комментарий тогдашнего премьер-министра Итиро Хатоямы агентство Jiji Press. Отметим, это заявление, которое не лишено смысла. Вряд ли хоть одно большое государство может себе позволить оголтелый пацифизм. Другое дело — насколько далеко можно зайти в отходе от этого пацифизма.

Можно сказать, что этот «тезис Хатоямы» в какой-то мере был неявно взят на вооружение. Постепенно власти страны принимали различные регламентирующие документы, связанные с оборонной политикой, функционированием вооруженных сил и т. п. Приходилось решать и некоторые коллизии, отвечая на новые вызовы времени или приводя какие-то юридические положения в соответствие со сложившейся реальностью.

Например, в 1969 году Япония приняла принцип «мирного» использования космоса. Однако постепенно начала запускать и военные спутники. В 2003 году создан центр спутникового слежения. Тогда же выведены на орбиту разведывательные спутники. А в 2008 году парламент всё-таки решил принять постановление, что «мирному космосу» это не помеха.

В 1980-м году СССР был назван угрозой Японии. Такая конкретизация появилась впервые в послевоенный период. При этом с крушением Советского союза и развалом биполярной системы мир не стал более безопасным для Японии, скорее наоборот. Кроме того, США начали требовать от Японии больше вкладываться в обеспечение безопасности. Причем вклад этот уже не мог ограничиваться только деньгами, как можно было увидеть на примере войны в Персидском заливе.

Тогда Японию раскритиковали за «чековую дипломатию» — страна хотела ограничиться предоставлением финансовой помощи в размере $13 млрд. Позже в залив были посланы японские тральщики для проведения операции по разминированию, а внутри страны развернулись бурные дискуссии, что привело к переоценке возможностей участия ССЯ в операциях за рубежом.

В 1992 году был принят закон о международном сотрудничестве по вопросам миротворчества. ССЯ предоставлялось право участвовать в небоевых миротворческих операциях ООН. В 1994 году принят закон, позволяющий задействовать ССЯ для эвакуации японских граждан за рубежом. В 2001 году принят закон, позволяющий отправлять японские корабли для участия в тыловом обеспечении американских войск.

В 2011 году Япония создала базу в Джибути для борьбы с пиратством — первая японская зарубежная военная база. Надо отметить, что отправка кораблей в «дальние края» важна для Японии в плане охраны путей поставок углеводородов, от которых страна очень сильно зависит в силу отсутствия собственной добычи.

В августе 1998 года Северная Корея испытала свою первую баллистическую ракету. В 2003 году Япония приняла закон о создании национальной ПРО. Ракетные и ядерные испытания КНДР стали источником беспокойства для японских властей.

То же можно сказать и про Китай. Ядерные испытания КНР в 1960-е годы стали для Японии причиной требовать от США гарантий своей безопасности — так называемого «ядерного зонтика». Который, впрочем, никогда не идеализировали. В докладе МИД отмечалось, что вечно на американский «зонтик» рассчитывать не стоит.

В 2010 году угрозой впервые был назван Китай. Интересно, что это произошло в год, когда КНР потеснил Японию в рейтинге наиболее экономически развитых стран, заняв второе место после США. Обострение территориальных вопросов — Китай претендует на острова Сэнкаку (кит. Дяоюйдао), которые контролирует Япония — а также постоянное усиление КНР в регионе также стали источником опасений для Японии. В последнее время страну беспокоит еще и сближение Китая с Россией.

Всё это порождало дискуссии внутри Японии о том, как стоит реагировать на те или иные изменения. С началом XXI века в стране произошла довольно серьезная переоценка политики.

Особенно важные изменения приходятся на период премьерства Синдзо Абэ. Еще во время первого пребывания в должности политик заявлял о разрыве с послевоенными порядками. И это воплотилось в конкретные действия. Например, в 2007 году вместо Управления национальной обороны было создано полноценное министерство обороны. Это усилило роль военного ведомства в принятии решений.

В 2014 году кабмин принял резолюцию, направленную на изменение толкования 9 статьи конституции в части права Японии на коллективную самооборону. Сама конституция при этом оставалась без изменений. В 2015 году был принят закон, разрешающий право на коллективную самооборону (вступил в силу в 2016 году). Это означает возможность использования ССЯ в целях защиты союзников на территории других государств — т. е. впервые в послевоенной истории Японии стало возможно использовать военную силу за пределами страны.

При этом критики закона отмечали расплывчатость его формулировок. Дескать, согласно закону армия может быть использована и в ситуациях, когда собственно Японии ничего не угрожает. Так или иначе, но с этого момента уже можно сказать об упразднении «доктрины Ёсиды». При этом отметим, что нововведение всё-таки предполагало право, а не обязанность Японии на осуществление коллективной самообороны.

Абэ не остановился на достигнутом и в 2017 году заявил, что конституция Японии будет изменена к 2020 году — речь шла о закреплении юридического статуса Сил самообороны. Ранее был принят закон о референдуме, который необходим собственно для изменения основного закона страны. Впрочем, конституцию поменять так и не удалось до самой отставки Синдзо Абэ. Но работа в этом направлении остановлена не была.

Взаимодействие с другими странами

Необходимо также отметить, что Япония постепенно начинала налаживать взаимодействие в военной сфере с другими странами. В первую очередь, конечно, нужно отметить союз с США, который понимался как краеугольный камень безопасности Японии и политики сдерживания в азиатском регионе. Союз этот планомерно развивался и углублялся всё это время.

С конца 70-х годов Япония начинает принимать участие в совместных военных учениях. Сначала с США, позже — со множеством других государств. В 1980 году Япония впервые принимает участие в крупнейших военно-морских учениях RIMPAC.

С 1967 года Япония ввела ограничения на экспорт вооружений, а в 1976 году они были еще больше усилены. Однако в 2011 году ограничения смягчили, а в 2014 году вместо них были приняты «Три принципа трансфера продукции военного назначения». Экспорт вооружений разрешался при соблюдении ряда условий.

В Японии было создано специальное агентство для координации экспорта и импорта вооружений. Однако японским компаниям пока не удалось занять какое-то серьезное место на этом рынке. Впрочем, кроме возможностей для экспорта отмена вышеуказанных запретов была важна с точки зрения развития более тесного сотрудничества с другими странами в плане совместных разработок. Предполагалось, что благодаря этому Япония сможет получить доступ к новым военным технологиям.

Власти Японии заявляют о необходимости дать отпор силовому изменению статус-кво в Восточной и Юго-Восточной Азии. Раньше Япония активизировала экономическое сотрудничество со странами региона (двустороннее и многостороннее), а теперь она пытается таким же образом активизировать сотрудничество и в области безопасности. Цель— сдерживание Китая.

В частности, Япония заявляла о готовности поставлять Вьетнаму, Филиппинам и другим странам различную военную продукцию. Не в последнюю очередь потому, что у этих стран также есть территориальные споры с Китаем.

Военный бюджет

Примерно, с 1960-х годов оборонные траты Японии не превышали 1% от ВВП страны. В 1976 году правительство выпустило постановление, формально закрепляющее такое положение вещей. И в течение ещё одного десятилетия это ограничение строго соблюдалось.

Отметим, что с конца 1960-х и до 2010 года Япония занимала вторую строчку (после США) в мировом рейтинге наиболее экономически развитых стран. Поэтому бюджет в 1% от ВВП оказывался не так уж и мал.

В 1987 году премьер-министр Ясухиро Накасонэ впервые добился принятия военного бюджета более 1% ВВП. Впрочем, необходимо отметить, что до последнего времени это ограничение, по большому счету, продолжали соблюдать и далее. Можно по пальцам пересчитать года, когда военные расходы Японии превышали указанный порог.

Начиная с 2013 года военный бюджет Японии ежегодно увеличивается (в иеновом эквиваленте). По данным японского минобороны, в финансовом 2022 году заложенные расходы на оборону снова побьют рекорд, составив порядка 5,17 трлн иен. При этом также отмечается, что в долларовом эквиваленте затраты Японии на оборону в нынешнем году в несколько раз ниже затрат Китая и даже ниже, чем у Южной Кореи.

Газета The Mainichi отмечает, что на данный момент власти Японии взяли курс на серьезное увеличение военного бюджета. В ближайшие годы его планируется фактически удвоить, доведя примерно до 2% ВВП, т. е. порядка 10 трлн иен (порядка $68 млрд — впрочем, итоговое значение в долларовом эквиваленте неочевидно из-за существенного изменения курса иены в последнее время). Тем не менее, формально это вывело бы Японию на третье место по военным тратам после США и Китая. Хотя маловероятно, что все остальные страны через 5-10 лет оставят свои расходы на уровне нынешнего года.

Перевооружение

С момента своего создания Силы самообороны Японии увеличились численно, а также претерпели существенную модернизацию в плане оснащения. По данным японского минобороны, на 2022 год численность Сухопутных сил самообороны составляет порядка 151 тыс. человек, морских — порядка 45 тыс. человек, воздушных — порядка 47 тыс. человек.

Сухопутные силы располагают примерно тысячей различных танков местного производства. Самый новый из них — Type-10, постепенно приходит на смену более старшим моделям Type-74 и Type-90, производство которых остановлено. Наибольшая концентрация сухопутных сил наблюдается на северном острове Хоккайдо — то есть ближе к границам с Россией. Там же располагалась и большая часть японских танков.

Кроме того, на Хоккайдо располагается большая часть запаса боеприпасов. Однако сейчас японские военные сильно озаботились юго-западным направлением. В частности, отчет за 2022 год показывает серьезное усиление за последние годы (а также планы по такому усилению) военного присутствия на острове Кюсю и островах архипелага Нансэй — т. е. в сторону острова Тайвань. Что вполне объяснимо, учитывая последние события вокруг этого острова. Часть боеприпасов также планируется переместить на южное направление.

По данным отчета World Air Forces 2022 портала FlightGlobal, боевую мощь японских ВВС составляют самолеты F-2A — 62 единицы, F-15J — 155 единиц, F-35A/B — 23 единицы. Причем парк последних планируется существенно расширить в будущем — на 123 самолета. Кроме того, в Японии активно обсуждают производство боевых самолетов следующего поколения под названием F-X. Предположительно, они должны войти в строй в 2030-х.

В силу островного положения страны большое значение для Японии имеет флот. По данным японского минобороны, суммарно в составе Морских сил самообороны находится порядка 140 кораблей. По тоннажу он является вторым в регионе после китайского.

Интересно, что, по данным портала World Directory of Modern Military Warships, большая часть японских боевых кораблей младше 20 лет. Таким образом, можно отметить, что в 21 веке страна развернула весьма активное строительство боевого флота.

Например, в течение 13 лет почти каждый год в строй вводилось по одной подводной лодке класса Soryu. В 2022 году впервые была спущена на воду подводная лодка нового класса Taigei (проект 29SS). Всего планируется построить семь подводных лодок данного класса.

На данный момент в составе японского флота 22 подводные лодки, 4 вертолетоносца, 36 эсминцев (в том числе 8 эсминцев, оснащенных системой Aegis), корветы, фрегаты, минные тральщики и т. п.

В конце 2018 года было объявлено о планах переделать вертолетоносцы класса Izumo (в строю — два), чтобы они могли нести на борту боевые самолеты F-35B. Таким образом, фактически планировалось переделать вертолетоносцы в авианосцы, хотя и легкие — критики отмечают небольшое число самолетов, которые смогут находиться на борту. К тому же пока речь идет о самолетах вертикальной посадки.

Тем не менее, это было весьма знаковое событие. Впервые со времен Второй мировой войны Япония получила в распоряжение авианосцы. Характерно, что корабли этого класса продолжили фигурировать как «многоцелевой эсминец». Ведь авианосец сложно считать оборонительным оружием, а пацифистскую конституцию пока никто не отменял. Впрочем, как мы видим — при желании всегда есть выход.

Военное строительство в Японии не прекращается. Так, например, 6 ноября премьер-министр Фумио Кисида заявил на международных морских учениях, что Японии нужно как можно быстрее укрепить свой оборонный потенциал.

«Обстановка в плане безопасности в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, особенно вблизи Японии, становится всё более серьезной», — заявил Кисида, отметив необходимость скорейшего строительства новых боевых кораблей, а также усиления противоракетной обороны.

В стране планируется разработать крылатые ракеты повышенной дальности — что тоже не очень походит на оборонительное оружие. Также идут разговоры о том, чтобы закупить большое число американских крылатых ракет Tomohawk.

Кроме того, отметим, что в своем докладе за нынешний год минобороны Японии уделяет значительное внимание развитию передовых технологий, а также способов ведения войны. Включая киберсферу, беспилотники, средства РЭБ, противоракетную оборону (включая оборону от гиперзвукового оружия), космические подразделения и т. п.

Итоги

В рейтинге самых сильных армий мира от Credit Suisse за 2021 год Япония оказалась на четвертом месте. В рейтинге портала Global Firepower за 2022 год — на пятом месте. Понятно, что все подобные рейтинги условны и реальную силу армии той или иной страны оценить сложно, но невозможно отрицать, что Япония уже на сегодняшний день обладает довольно большими и современными вооруженными силами. К тому же страна обладает весьма развитым промышленным и научным потенциалом, а также собственной военной промышленностью и разработками.

Власти Японии объявили о грядущем перевооружении. В ближайшие годы военный бюджет планируют увеличить вдвое, планируется строительство новых кораблей, обновление парка боевых самолетов, разработка новых вооружений и т. д. Всё это свидетельствует о том, что японская армия может в ближайшие годы качественно повысить свой боевой потенциал.

У Японии отсутствует ядерное оружие, но и этот вопрос уже не является каким-то табуированным. Как минимум, о совместном его использовании с США в начале года говорил ныне покойный премьер-министр Абэ. Получит ли Япония в ближайшие годы ядерное оружие или нет — непонятно, но аналитики отмечают, что страна обладает необходимым потенциалом для его создания в короткие сроки.

Будет ли у Японии «нормальная армия» в ближайшее время? По сути, она уже есть. То, что эта структура называется «силами самообороны», не мешает ее планомерному укреплению. Кроме того, власти страны постепенно продвигаются и к изменению конституции со сменой статуса армии (как минимум). Тому способствует и постепенное изменение общественного мнения. И чем острее будет становиться ситуация в регионе, тем дальше оно будет сдвигаться в нужную милитаристам сторону.

Учитывая различные скандалы, которые в последнее время раздирают японскую политическую сферу, вряд ли конституцию изменят в ближайшее время. Хотя грядущее 70-летие Сил самообороны может стать для этого удачным поводом. Но так или иначе, по большому счету, это лишь зафиксирует уже имеющийся статус-кво. Как мы увидели, если что-то действительно необходимо, то это можно ввести в оборот либо под иным именем, либо приняв то или иное постановление. Поэтому, не отрицая наличие определенных конституционных ограничений, не стоит сейчас так уж сильно на них уповать.

Трансформация, которую сейчас проходит Япония, вполне объяснима. Обстановка в регионе обостряется, чему способствует напряженность между Китаем и США — главным союзником Японии. При этом последняя имеет существенные трения с кардинально усилившимся Китаем, и, несмотря на продолжающуюся ставку на укрепление союза с США, безоговорочной веры в силу этого союза у японских политиков, судя по всему, нет. Япония находится в серьезной зависимости от внешних поставок ресурсов, безопасность которых необходимо обеспечивать.

Однако перевооружение Японии в свою очередь вызывает беспокойство в соседних странах. Кроме того, повторимся, на Японию имеют существенное влияние США, которые просто заинтересованы в том, чтобы устроить в ЮВА зону нестабильности, ударив таким образом по Китаю. То есть Япония может в каком-то смысле оказаться заложницей политики «старшего брата», ввязываясь в эту деструктивную игру. Конечно, нельзя списывать со счетов и реваншистские настроения, которые получили существенное развитие в самой Японии, по сравнению с временами окончания Второй мировой войны.

Совокупность всех вышеперечисленных факторов может привести к весьма печальным последствиям для региона и всего мира. В том числе и для России.