Сегодня актуальна не только и не столько проблема восхождения человека как таковая, а необходимость серьезной трансформации российского общества

Или восхождение, или смерть — эксперт о кинофестивале «Восхождение»

Хосе Клементе Ороско. Прометей (фрагмент). 1930
Хосе Клементе Ороско. Прометей (фрагмент). 1930
Хосе Клементе Ороско. Прометей (фрагмент). 1930

С 4 по 6 ноября в восьми городах юга России прошли бесплатные кинопоказы фильмов известных отечественных режиссеров, собранные под одной темой — «Восхождение». Мероприятия посетили жители Ростова-на-Дону, Таганрога, Азова, Новочеркасска, Новороссийска, Волгограда, Астрахани и Севастополя. Главным кинотрио фестиваля стали картины Ларисы Шепитько «Восхождение», Михаила Ромма «9 дней одного года» и Андрея Тарковского «Андрей Рублев».

Сами организаторы предупредили, что фестиваль — не развлекательный. Сегодня перед страной и обществом стоят огромные вызовы, не ответив на которые Россия не сможет победить. Старший преподаватель Южного федерального университета Елена Чичина рассказала корреспонденту ИА Красная Весна о важности создания образа человека как героя сейчас, в 2022 году. Как педагог эстетики и истории мирового кинематографа, она рассмотрела главные идейные оси заглавного фильма кинофестиваля в контексте восхождения человеческого духа.

ИА Красная Весна: В восьми городах юга России прошел кинофестиваль под названием «Восхождение». Судя по заполняемости залов, спрос на такую тему есть. Елена Альбертовна, как Вы считаете, насколько актуальна проблема восхождения человека сейчас, во время специальной военной операции?

Елена Чичина: Проблема восхождения человека актуальна всегда! Но в критические для Отечества времена особенно, потому что поддержать свою страну может только восходящий человек. «Восходящий человек» для меня — это тот, кто ориентирован на духовные ценности. В постсоветское время вместе с тотальной критикой коммунистической идеи и ее воплощения в СССР и социалистическом лагере идея восхождения человека была изъята из культурного дискурса. Более того, часто она была представлена как утопическая.

А ведь о восхождении человека как необходимости говорилось на заре формирования западной цивилизации, в Древней Греции. Я в связи с этим не могу не вспомнить понимание бога Эрота в диалоге Платона «Пир» знаменитым русским советским историком философии В. Ф. Асмусом. Асмус полагал, что Эрот, прежде всего, — мифическое изображение человека. Почему? Потому что ему, как и человеку, присуща некая двойственность. Эрот стоит между двумя мирами: с одной стороны, он зачат на празднике рождения Афродиты, он сын бога богатства По́роса, а с другой, — его матерью является Пения — бедность. Поэтому он испытывает тягу как к высокому, так и низкому, грубому. Так же и человек стоит между двумя противоположными мирами. Он может быть рабом только материального, но способен возвыситься и до духовного. Платон, как и его учитель Сократ, ориентирует человека на последнее — на путь возвышения._

Сегодня, на мой взгляд, актуальна не только и не столько проблема восхождения человека как таковая, сколько необходимость серьезной трансформации российского общества. Потому что говорить о возможности восхождения человека в социуме, который более тридцати лет был «заточен» на потребление, очень проблематично.

ИА Красная Весна: В фильме Ларисы Шепитько «Восхождение» одновременно показаны героизм советского человека и предательство его же соратника по оружию. Они сражались в одной войне, но так по-разному себя показали перед лицом экзистенциальной опасности — фашизма и личной смерти. Как Вы можете охарактеризовать образы этих двух героев — Сотникова и Рыбака? Как они отражают эпоху? И какой главный смысл фильма «Восхождение»?

Читайте также: В семи городах юга России открылся фестиваль «Восхождение». Фотоотчет

Чичина: Это очень непростой вопрос. Художественный мир стереоскопичен в смысловом плане, и выявить какое-то одно его значение невозможно. Но если оттолкнуться от названия — «Восхождение» — некоторые обобщения можно сделать. Речь в фильме, на мой взгляд, идет о том самом процессе восхождения человека, т. е. проявления в нем самых хороших его качеств. Происходит это во время Великой Отечественной войны.

И главная ее роль в этом художественном произведении — показать процесс кристаллизации в человеке как самого высокого (в образе Сотникова), так и самого низкого (и в образах Портнова, и Рыбака). Именно такое отношение к войне характеризует эпоху его создания — 1976 год. Это было время, когда самая сильная боль войны постепенно отодвигалась вглубь истории, но осмысление ее не иссякало, а шло на другом, более высоком уровне.

Так что фильм Ларисы Шепитько значительно шире темы Великой Отечественной войны, и, на мой взгляд, абсолютный шедевр, которому трудно найти равный.

Есть еще один нюанс. Конечно, Сотников и Рыбак — разные типы людей, но, на мой взгляд, истинным антиподом благородного Сотникова является бывший учитель, а теперь коллаборационист Павел Портнов. Эти два человека принципиально стоят по разные стороны баррикады. Герой В. Гостюхина (Рыбак) демонстрирует нам рождение предательства из трусости, а герой А. Солоницына (Портнов) — сознательную измену. Почему один человек трус, а другой — нет, почему один может преодолеть страх смерти и не предать, а другой — нет, — это отдельный великий метафизический вопрос.

Безусловно, в фильме присутствуют и евангельские аллюзии, что тоже добавляет мощи этому произведению.

ИА Красная Весна: Вы можете согласиться с высказыванием Ларисы Шепитько: «Маленький компромисс в мирное время, который приводит к маленькому конформизму, а потом может перерасти в большой конформизм — к измене своим идеалам»?

Чичина: Пожалуй, соглашусь. В сущности, здесь речь о том, что «коготок увяз, всей птичке пропасть». На эту тему, кстати, снято много фильмов. Например, вспоминается интересный, сейчас забытый фильм Сергея Соловьева «Избранные» (1982) по мотивам одноименного романа Альфонсо Лопеса Микельсена, лента Эльдора Уразбаева «Инспектор ГАИ» (1982), конечно, известная всем картина Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) и многие другие.

Образ человека восходящего должен выйти из плоскости якобы пустых философских рассуждений в пространство повседневной жизни каждого гражданина России. Только так можно остановить лавинообразный тренд расчеловечивания, цинизма и пораженчества в нашем обществе, создав бастион — точку противостояния массовому отказу от человечности.