«Положим души свои вместе с паствой». О вкладе церкви в Великую Победу
Выставка об участии церковнослужителей в Великой Отечественной войне открылась в музее братьев Ткачевых в Брянске. Создателем выставки выступил Центральный Музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
С началом Великой Отечественной войны взаимоотношения между государством и церковью в СССР кардинальным образом изменились. Русская Православная Церковь незамедлительно объявила о своей полной поддержке всенародной борьбы против немецко-фашистских захватчиков.
Русская Православная Церковь организовала среди верующих сбор средств, сумма которых к концу войны составила около 300 миллионов рублей.
«На оккупированной территории СССР гитлеровцы пытались использовать Русскую Православную Церковь в своих целях. С их разрешения вновь открывались храмы, создавались церковные общины. Одновременно с этим оккупантами был организован ряд антисоветских религиозных организаций. Однако духовенство Русской Православной Церкви не пошло на сотрудничество с захватчиками. Многие священнослужители находились в действующей армии или участвовали в партизанском движении, укрывали мирных жителей от репрессий гитлеровцев, в проповедях неустанно говорили о победе советского оружия», — отмечают создатели выставки.
Они также пояснили, что всенародное бедствие прочно сплотило людей различных мировоззрений, а единство помыслов не только определило формы их сотрудничества, но доказало саму возможность и необходимость такого союза.
Выставка начинается с обращения Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), опубликованного с самого начала Великой Отечественной войны.
«Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно „ради Иисуса, а не ради хлеба куса“, как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души свои вместе с нашей паствой», — указано в обращении.
На выставке также представлен немецкий приказ № 1У-1180/41 высшим руководителям СС и полиции, в котором в частности приводятся указания по отношению к церкви.
В сообщении Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков указано, что «за время Отечественной войны немецко-фашистские захватчики уничтожили и повредили на территории СССР, подвергавшейся оккупации, 1670 церквей, 237 римско-католических костёлов, 69 часовен, 532 синагоги и 258 других зданий, принадлежащих учреждениям религиозных культов».
Также отмечается, что «разрушая монастыри, храмы, мечети и синагоги, расхищая их утварь, немецкие захватчики глумились над религиозным чувством людей. Солдаты и офицеры приходили в храмы в шапках, курили здесь, надевали на себя церковное облачение, держали в церквах лошадей и собак, из икон устраивали нары для спанья».
Интересным архивным документом, представленном на выставке, является речь Митрополита Николая перед танковой колонной имени Дмитрия Донского.
«Дорогие братья — воины нашей родной, нашей славной, победоносной Красной Армии! Я чувствую себя глубоко счастливым быть среди вас в эти дни, когда вы, уже прошедшие необходимый этап военной подготовки, оснащенные могучей техникой, стоите накануне священных боев за дорогую Родину и готовы в любую минуту — по приказу гениального нашего полководца и нашего общего отца Иосифа Виссарионовича — присоединить себя к красноармейским богатырям, добивающим фашистского зверя на нашей земле», — указано в документе.
Создатели выставки приводят архивные справки о суммах пожертвований духовенства и верующих православных церквей на нужды Красной Армии.
На одном из стендов приводится история святителя Луки (Войно-Ясенецкого) архиепископа Тамбовского и Мичуринского, который, находясь в ссылке в селе Большая Мурта Красноярского края, узнав о начале Великой Отечественной войны, послал телеграммы главному хирургу армии в Наркомздрав и Председателю Верховного Совета.
Он просил направить его в госпиталь, выразил готовность оказывать помощь воинам в условиях фронта и обещал вернуться обратно в ссылку по окончании войны.
Ответ на телеграмму пришел незамедлительно. В конце июля в Большую Мурту прилетел главный хирург Красноярского края и просил епископа Луку стать главным хирургом красноярского эвакогоспиталя.
Несмотря на свой возраст, профессор-архиерей проводил в операционной по 9–10 часов, ежедневно делал до пяти сложнейших операций. Приезжавший в Красноярск профессор Приоров говорил потом епископу Луке, что ни в одном из госпиталей, которые он посетил, не видел таких блестящих результатов лечения инфицированных ранений суставов, как у него.
За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в книгах «Очерки гнойной хирургии» и «О поздних операциях при инфицированных ранениях больших суставов», епископу Луке была присуждена Сталинская премия I степени. Большую часть из неё хирург передал детям-сиротам.
Лечение раненых преосвященный Лука совмещал с архиерейским служением: в 1943 г. он был назначен управляющим Красноярской епархией, а в феврале 1944 года переведён правящим архиереем в Тамбовскую епархию.
Жители Брянска до 30 августа смогут посетить выставку «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны» с 10 до 18 часов в любой день, кроме воскресенья, по адресу: г. Брянск, ул. Куйбышева, 2, музей братьев Ткачёвых.