Рождаемость и смертность в Брянской области — преодолен ли «русский крест»? Статистика кричит об обратном

«Русский крест» на Брянщине, или Невеселые перспективы брянской демографии

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
«Брянский крест»
«Брянский крест»

В 90-х, после крушения СССР, Россия столкнулась с резким падением рождаемости и ростом смертности населения. Образованный скрестившимися кривыми рождаемости и смертности график получил название «русский крест». Похожие демографические «кресты» наблюдаются во многих республиках бывшего СССР: на Украине, в Белоруссии, Латвии, Литве и т. д. Масштаб начавшейся с развалом СССР демографической катастрофы сравним с демографическим провалом в Великую Отечественную войну. Только в 2013 году президент России объявил, что впервые с 1991 года отмечен естественный прирост населения и что рождаемость превысила смертность в половине регионов России.

Отпечаток «русского креста» ясно виден в российской демографической статистике, в том числе и в статистике по Брянскому региону. Преодолен ли демографический спад?

На построенном по данным Госкомстата о рождаемости и смертности в Брянской области графике (данные по 2018 году взяты за январь–сентябрь) видна безрадостная картина брянского варианта «русского креста».

С начала «перестройки» в 1985 году рождаемость в Брянской области начала падать и к 1990 году перестала перекрывать смертность. К 1999 году рождаемость в Брянской области упала вдвое по сравнению с уровнем 1985 года. А смертность в «лихие 90-е», напротив, взлетела. Обрушение рождаемости и рост смертности продолжались все годы ельцинского правления.

С 2001 года (напомним, что в 2000 году Ельцин ушел в отставку и место президента занял Владимир Путин) рождаемость начала расти. Десять лет назад это дало основание чиновникам для осторожных умеренно-оптимистичных прогнозов. Так, в 2008 году ИА —«Город24» процитировал замгубернатора Брянской области Тамару Старченко, курировавшую социальную сферу, которая заявила: «Если темпы прироста населения на Брянщине сохранятся на уровне 2007 года, то, вполне возможно, к 2025 году область придет к положительному балансу, когда рождаемость и смертность будут на одном уровне».

Как видно, данный 10 лет назад прогноз не сбылся: уже в 2008 году рождаемость в Брянской области почти стабилизировалась, небольшой и неустойчивый рост рождаемости продолжался до 2014 года, а с 2014 года и до настоящего времени рождаемость снова «пикирует вниз». Возможно, это связано с резким обострением «холодной войны», состоянием стратегической неопределенности, в которой оказалась страна, а также с проводимой в области социальной политикой.

За все постсоветские годы уровень рождаемости в Брянской области близко не подошел к уровню рождаемости в СССР 1985 года.

А что со смертностью? Этот показатель в Брянской области резко начал расти после краха СССР в 1991 году: взлетел почти вдвое с 12,8 смертей на 1000 населения в 1989 году до 19,8 смертей на 1000 населения в 2005 году. С 2005 и до настоящего времени этот уровень снижается, но остается существенно выше уровня 1989 года.

На текущий момент (по данным за январь–сентябрь 2018 года) смертность в Брянской области почти вдвое превышает рождаемость: на 1000 человек населения в Брянской области рождается 9, а умирает 15 человек. В 2017 году население Брянской области уменьшилось на 7 тысяч человек.

Как следует из данных Госкомстата, «брянский крест» не преодолен: весь постсоветский период в Брянской области смертность остается значительно выше рождаемости и население области сокращается.

Демографические потери населения Брянской области от «брянского креста» с 1989 по 2018 год можно оценить не менее, чем в 250.000 человек: население области уменьшилось с 1470 тыс. человек с 1989 году до 1211 тыс. человек в 2018 году. Во столько обошлась «перестройка» и катастрофа развала СССР Брянской области.

Отметим, что демографические перспективы в 2018 году существенно ухудшились в связи с принятием закона о повышении пенсионного возраста, негативные последствия которого затронут большинство граждан России. Среди последствий пенсионной реформы, которые прогнозируют эксперты — существенное сокращение уровня жизни населения, рост безработицы, снижение рождаемости. Положение молодых семей ухудшится в том числе и потому, что все больше бабушек и дедушек вместо помощи с внуками будут вынуждены работать. «Решение о рождении ребенка молодая семья обычно принимает в расчете на то, что вскоре после появления ребенка часть забот о нем возьмут на себя бабушки, а молодая мама сможет пойти работать и зарабатывать и на ребенка, и на поддержку бабушек. Но если бабушки в результате объявленной реформы не смогут уйти на пенсию и сидеть с внуками, то молодая семья либо отложит рождение первого ребенка (и тем более — второго или третьего) на потом, либо вообще не будет его рожать», — предупреждает вице-президент по научной работе Международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр», главный редактор журнала «Россия-XXI» Юрий Бялый.

Можно ожидать и повышения смертности: и до пенсионной реформы примерно половина мужчин не доживала до возраста выхода на пенсию, а недостаточные размеры пенсии вынуждали значительную часть пенсионеров искать подработки. А после реформы все больше пожилых людей будут лишаться «пенсионной финансовой прибавки» и тратить последнее здоровье на работе или в ее поисках. Люди открыто выражают свое недовольство и рассказывают о негативных последствиях пенсионной реформы — в видео-обращениях «НародГоворит» высказались и несколько десятков жителей Брянской области.

Подводя невеселые итоги, можно резюмировать, что и без пенсионной реформы перспективы брянской демографии не внушали никакого оптимизма, а с ее принятием эти перспективы рисуются в самых мрачных тонах.