МИД Китая рассказал США, какой должна быть демократия. Часть 2
Многие граждане России, жившие в СССР, помнят идеологическое противостояние двух систем. С одной стороны были страны социалистического лагеря, а с другой стороны находился лагерь «демократических» стран. После развала СССР Китай традиционно считался социалистическим, но 4 декабря 2021 года МИД опубликовал текст под заголовком «Китай: демократия, которая работает», в котором утверждается, что Коммунистическая партия Китая построила в своей стране целостную народную демократию.
ИА Красная Весна продолжает публикацию перевода документа в пяти частях. Во второй части внешнеполитическое ведомство Китая описывает институциональную основу построенного общества. В ней говорится о народно-демократической диктатуре, необходимой для поддержания власти народа, обеспечивая тем самым китайскому народу статус хозяина страны, рассказывается о системе многопартийного сотрудничества и консультаций, а также про самоуправление на уровне общин и этнических автономий.
Читайте также: МИД Китая рассказал США, какой должна быть демократия. Часть 1
II. Надежная институциональная основа
В Китае статус народа как хозяина страны является фундаментом всех систем страны и лежит в основе всех систем государственного управления. Целостная народная демократия включает в себя полноценные институциональные процедуры. Эти хорошо скоординированные и всеобъемлющие институциональные процедуры служат созданию разнообразных, открытых и хорошо организованных демократических каналов для обеспечения того, чтобы политика партии и государственная воля были объединены с чаяниями народа, и чтобы народ был хозяином страны.
1.Система управления народно-демократической диктатуры
Конституция определяет Китай как социалистическую страну, управляемую народно-демократической диктатурой, возглавляемой рабочим классом и основанной на союзе рабочих и крестьян.
Китай поддерживает единство демократии и диктатуры, чтобы обеспечить народу статус хозяина страны. С одной стороны, вся государственная власть принадлежит народу, позволяя ему управлять государственными делами, экономикой, культурой и социальными вопросами через различные каналы взаимодействия и различными способами в соответствии с конституцией и законами. С другой стороны, Китай принимает решительные меры против любых попыток подорвать политическую власть страны или поставить под угрозу общественную или государственную безопасность, что необходимо для поддержания достоинства и правопорядка, а также для защиты интересов народа и государства. Демократия и диктатура кажутся взаимоисключающими терминами, но вместе они дают народу статус хозяина страны. Крошечное меньшинство получает необходимые полномочия в интересах подавляющего большинства, тем самым «диктатура» служит демократии.
2.Структура управления системой народных собраний
Система народных собраний — организационная форма политической власти, совместимая с системой управления народно-демократической диктатуры. Она является фундаментальной политической системой Китая и оптимально обеспечивает статус народа как хозяина страны. Это также важная институциональная поддержка целостной народной демократии.
В соответствии с этой системой вся государственная власть принадлежит народу, гарантируя ему статус хозяина страны. В то же время она объединяет руководство партии, принципиальную позицию народа и верховенство закона, чтобы помочь стране избежать исторического цикла подъема и падения правящих порядков, которые происходили на протяжении веков императорской династии. В рамках этой системы все основные политические отношения, влияющие на будущее нации, должным образом регулируются, а все социальные предприятия функционируют в рамках эффективной централизованной организации государства. Это поддерживает национальное единство и этническую солидарность, а также обеспечивает энергичность, стабильность и порядок в политической жизни страны.
Народ эффективно осуществляет коллективную государственную власть через народные собрания. Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) является высшим органом государственной власти. Местные народные собрания всех уровней являются местными органами государственной власти. Все административные, надзорные, судебные и прокурорские органы государства создаются народными собраниями, перед которыми они несут ответственность и которыми они контролируются.
Народные собрания имеют четыре основные функции и полномочия:
- Законодательство. ВСНП и его Постоянный комитет осуществляют законодательную власть государства. ВСНП вносит изменения в Конституцию, принимает и изменяет основные законы, регулирующие уголовное и гражданское право, деятельность государственных органов и другие вопросы;
- Назначение и отстранение должностных лиц. ВСНП может назначить или отстранить от должности президента и вице-президента КНР, премьер-министра, вице-премьера и членов Государственного совета, председателя и членов Центральной военной комиссии, председателя Национальной наблюдательной комиссии, председателя Верховного народного суда и генерального прокурора Верховной народной прокуратуры;
- Принятие решений. ВСНП рассматривает и утверждает основные вопросы, имеющие значение для национального развития и интересов народа, такие как план национального экономического и социального развития и формирование государственного бюджета;
- Надзор. ВСНП и его Постоянный комитет осуществляет надзор за соблюдением Конституции и работы Государственного совета, Национальной комиссии по надзору, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры.
Местные народные собрания и их постоянные комитеты осуществляют свои полномочия и функции в соответствии с законом. Система народных собраний делает возможной широкую демократию, расширяя возможности народных собраний на всех уровнях, тем самым гарантирует, что народ способен удерживать и осуществлять государственную власть, а будущее нации твердо находится в его руках.
Депутаты народных собраний являются полноправными представителями народа. Они выбираются из всех регионов, этнических групп, секторов, социальных групп и функционируют на национальном, провинциальном, городском, окружном и поселковом уровнях. В конце 2020 года 2,62 миллиона человек стали депутатами народных собраний всех уровней по всей стране, 94,5% из них приходилось на уровень округов и поселков. Депутаты, в полной мере используя свои тесные связи с народом, старательно выполняют свои обязанности. Они получают от народа обратную связь и различные предложения через различные каналы взаимодействия.
Ежегодные народные съезды сначала проводятся на низовом уровне, на уровне поселков, округов, городов и провинций, а затем на самом высоком национальном уровне, чтобы в полной мере донести чаяния людей до самого верха. С момента начала реформы и открытия ВСНП в 1978 году порядка 3000 депутатов ежегодно собирались в присутствии партийных и государственных лидеров на сессии ВСНП, чтобы обсудить планы национального развития и проблемы, влияющие на жизнь людей, и учесть ожидания людей при решении государственных вопросов. Многие ходатайства и предложения, выдвинутые депутатами, были тщательно рассмотрены и затем включены в программные решения государственных органов.
Система народных собраний обеспечила институциональную гарантию того, что Коммунистическая партия Китая (КПК) будет возглавлять народ для эффективного управления страной. Это позволяет партии превращать свои предложения в государственную политику и назначать кандидатов, рекомендованных партийными организациями, на должности государственных руководителей в соответствии с установленными законом процедурами. Она также наделяет органы государственного управления полномочиями осуществлять партийное руководство страной и обществом, поддерживать авторитет партии и государства, охранять единство и солидарность партии и страны.
Система народных собраний является оптимальным выбором в соответствии с национальными условиями и реалиями Китая. Она воплощает социалистическую природу государства и гарантирует народу главенствующее положение и национальное обновление. Система народных собраний должна быть полностью внедрена, дополнительно усовершенствована и поддерживаться в качестве долгосрочного института.
3. Система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК
Система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК является базовым элементом политической структуры Китая. Конституция гласит: «Руководимая Коммунистической партией Китая система многопартийного сотрудничества и политических консультаций будет длительное время существовать и развиваться». Новая модель, выросшая на почве Китая, обогащается плодами политических достижений других стран.
В Китае нет оппозиционных партий. Но политическая партийная система Китая — это не система однопартийного правления. И это не тот случай, когда несколько партий борются за власть и правят по очереди. Это многопартийная система сотрудничества, в рамках которой КПК осуществляет государственную власть. Помимо КПК, существуют еще восемь политических партий: [Революционный комитет Китайского Гоминьдана, Китайская демократическая лига, Китайская национальная ассоциация демократического строительства, Китайская ассоциация содействия демократии, Демократическая партия китайских крестьян и рабочих, Китайская партия Чжи Гун, Общество Цзюсань и Лига демократического самоуправления Тайваня]. Эти партии в полной мере участвуют в управлении государственными делами под руководством КПК.
Под общим знаменем народной демократии, уважая принципы долгосрочного сосуществования, взаимного контроля, искренности и разделяя трудные и спокойные времена, КПК и другие партии создали новую политическую партийную систему с отличительными китайскими особенностями и преимуществами.
КПК является правящей партией, и другие партии принимают ее руководство. Они тесно сотрудничают с КПК, выполняют функции ее советников и помощников. Посредством форумов, бесед, письменных и других форм консультаций КПК взаимодействуют с другими партиями и видными деятелями, не принадлежащими к какой-либо политической партии (не являющимися аффилированными лицами), по основным национальным и местным политикам и вопросам.
КПК охотно принимает демократический контроль со стороны других партий и не связанных с ней организаций. При осуществлении государственной власти КПК работает совместно с другими партиями и неаффилированными лицами, которые составляют определенный процент от общего числа депутатов народных собраний, входящих в постоянные и специальные комитеты народных собраний на всех уровнях. Некоторые из них занимают руководящие посты в государственных органах. Другие партии и не связанные с ними организации активно участвуют в управлении государственными делами. Они являются ценными консультантами, которые участвуют в разработке ключевых национальных программ, внося свой вклад в развитие страны.
Ключевым элементом многопартийного механизма является Народный политический консультативный совет Китая (НПКС). Будучи специализированным органом социалистической консультативной демократии, НПКС способствует единству, укрепляет многопартийное сотрудничество и поддерживает народную демократию в процессе политических консультаций. Он сохраняет традиции прошлого и идет в ногу со временем. Решение проблем путем консультаций является отличительной чертой и сильной стороной социалистической демократии Китая. Консультации являются ключевым компонентом системы государственного управления, представляя из себя политический институт с ярко выраженной китайской спецификой.
Через НПКС представители всех политических партий, народных организаций, этнических групп и социальных секторов участвуют в политических консультациях. Они выполняют свои обычные обязанности с помощью таких механизмов, как пленарные заседания, заседания постоянных и специальных комитетов, совещания председателей, форумы и консультативные семинары по конкретным темам. Также они вносят предложения, проводят инспекции на местах, сообщают о социальной обстановке и состоянии общественного мнения на регулярной основе.
Таким образом, они проводят обширные, конструктивные консультации на равноправной и упорядоченной основе, высказывают мнения и предложения по важным национальным стратегиям и политике, а также основным экономическим и социальным вопросам. КПК собирает эти мнения и предложения и принимает наиболее обоснованные из них, в то время как другие участники принимают предложения партии и продвигают ее руководящие принципы и политику. Поступая таким образом, они укрепляют доверие и рассеивают сомнения, передают волю людей и опираются на их мудрость, а также формируют самый широкий консенсус, чтобы сформировать общую идеологическую основу для коллективных действий.
Во время ежегодных сессий ВСНП и Национального комитета НПКС, проходящих одновременно, члены Национального комитета НПКС вносят предложения для обсуждения. Они также присутствуют на заседаниях ВСНП для участия в обсуждениях поправок к законам и отчетов о работе центрального правительства, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры. Этот механизм гарантирует, что все люди могут участвовать в наблюдении за работой правительства, и формирует собственную модель демократии в Китае, основанную на двух сессиях.
Система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК является всеобъемлющим и надежным средством представления и реализации интересов максимального числа людей всех этнических групп и социальных слоев. Она позволяет избежать недостатков старой политической партийной системы, которая представляла интересы лишь небольшого числа людей и групп. Она объединяет все политические партии и не связанные с ними организации для достижения общей цели, эффективно снижая риски неадекватного надзора при однопартийном правлении, а также проблемы постоянной передачи власти между руководящими партиями и деструктивной конкуренции в многопартийных политических системах.
С помощью стандартизированных институциональных процедур и механизмов она объединяет идеи и предложения для обеспечения обоснованного и демократического принятия решений. Это позволяет избежать слабости политических партийных систем западного образца, которые при принятии решений действуют в своих собственных интересах или в интересах классов, регионов и представляемых ими групп, провоцируя раскол в обществе.
4. Патриотический единый фронт китайского народа
Единый фронт является важной структурой, благодаря которой КПК получает народную поддержку и позволяет использовать все сильные стороны китайского народа. Осуществляя народную демократию, партия всегда придавала большое значение единому фронту, стремясь к достижению великого единства и солидарности, к равновесию между общностью и разнообразием. Чтобы объединить мудрость и силу китайской нации, партия предприняла скоординированные усилия по объединению других не связанных с ней политических сил, интеллектуалов, представителей этнических меньшинств и религиозных групп, представителей негосударственного сектора, соотечественников в Гонконге, Макао и Тайване, китайцев, живущих за рубежом, и возвращенных граждан Китая. Единый фронт объединил все способные к объединению силы и использовал все возможности для достижения широкого консенсуса, расширения точек соприкосновения и максимального согласования интересов. Чтобы в полной мере объединить мудрость и силу китайской нации, она систематически поддерживает гармоничные отношения между политическими партиями, этническими группами, религиями, социальными группами и между китайцами дома и за рубежом.
Народный политический консультативный совет Китая (НПКС) является организацией Патриотического единого фронта китайского народа. В его состав входят представители 34 секторов. В первой сессии 13-го Национального совета НПКС приняли участие более 2100 членов, из которых 60,2% не являются членами КПК. Это демонстрирует важную функцию НПКС как центра единства и солидарности. Это позволяет партии мобилизовать все позитивно настроенные патриотические силы, поддерживающие руководство КПК и создать прочный союз для возрождения китайской нации, ища точки соприкосновения, оставляя в стороне разногласия.
5. Система региональной этнической автономии
Китай — единое многонациональное государство. Этническая политика КПК основана на целях формирования глубокого чувства национальной идентичности, поддержания территориальной целостности и национального единства, а также достижения общего развития и процветания совместными усилиями всех этнических групп. Система региональной этнической автономии позволяет районам, где проживает много представителей этнических меньшинств, создавать собственные автономные органы и осуществлять полномочия по самоуправлению под единым руководством государства. Эта базовая политическая система определена в конституции страны и ее законе о региональной этнической автономии.
Региональная этническая автономия Китая — это автономия под единым руководством государства. Территориальная целостность и национальное объединение являются предпосылками и основой региональной этнической автономии, которая сочетает объединение с автономией, а этнические факторы с региональными факторами, и полностью отвечает реалиям Китая. Все этнические автономные районы представляют собой неотъемлемые части страны, и все администрации этих районов являются органами местного самоуправления, подчиненными единому руководству центрального правительства.
Региональная этническая автономия предоставляет этническим меньшинствам институциональные и политические гарантии равенства и свободы, а также дает им доступ к экономическим, социальным и культурным возможностям. Во всех постоянных комитетах народных собраний присутствует 155 этнических автономных районов, есть граждане из местных этнических групп, занимающие должности председателя или заместителя председателя; все губернаторы, комиссары префектур и главы округов являются выходцами из этнических групп. Центральное правительство оказывает помощь всем районам проживания этнических меньшинств в ускорении их экономического и культурного развития с учетом особенностей и потребностей живущих там этнических меньшинств.
Система региональной этнической автономии значительно повысила чувство гордости и ответственности людей всех этнических групп и стимулировала их энтузиазм, инициативу и творческий потенциал в заявленном руководством курсе на светлое будущее. В рамках этой институциональной структуры расширились коммуникации и обмены между этническими группами, а также социалистические отношения, характеризующиеся равенством, единством, взаимной помощью и гармонией. Было укреплено этническое единство и сформировано сильное чувство национальной идентичности.
6. Система самоуправления на уровне общин
Из-за огромного населения и обширной территории Китая существует большое разнообразие в управлении на уровне общин. Применяемая в Китае система самоуправления состоит из автономий сельских жителей, автономий городских жителей и собраний работников. Под руководством и при поддержке партийных организаций общинного уровня местные жители непосредственно осуществляют демократическое право на управление своими собственными делами, служа общине, занимаясь самообразованием и осуществляя общественный контроль. Это эффективно обеспечивает подлинное соблюдение прав людей.
Сельские и городские жители осуществляют самоуправление. Под руководством партийных организаций общинного уровня жители деревень и городских общин Китая создают комитеты, через которые они непосредственно осуществляют свое демократическое право заниматься государственными и общественными делами в жилых районах, к которым они принадлежат:
- Они проводят демократические выборы жителей в местные комитеты;
- Они проводят демократические консультации по местным вопросам в различных формах;
- На заседаниях комитетов и конгрессов на уровне общин они демократическим способом принимают решения в управлении общественными и государственными делами;
- Они осуществляют демократическое управление: обсуждают и принимают решения по своим собственным правилам самоуправления, кодексам поведения и саморегулирования. Таким образом они сами ведут свои дела;
- Они осуществляют демократический надзор: избирают комитеты по надзору за делами сельских и городских общин, которые контролируют ведение общественных дел, что гарантирует прозрачность их деятельности.
По состоянию на конец 2020 года во всех 503 000 сельских поселениях Китая и 112 000 городских общин были созданы свои комитеты жителей.
Работники предприятий и государственных учреждений пользуются демократическими правами. Предприятия и государственные учреждения практикуют систему демократического управления, основной формой которой являются съезды работников, на которых работники играют активную роль в принятии решений по важным вопросам, касающимся их непосредственных интересов. Они внедряют систему, благодаря которой сотрудники начинают выполнять функции директоров и руководителей советов директоров. Все они использовали систему с открытым доступом к корпоративным вопросам и экспериментируют с подходами, которые включают в себя дни открытых дверей для общения с руководителями предприятий, консультации между работниками и работодателями, а также письма и сообщения руководителям высшего звена.
Эти системы направлены на посредничество в трудовых отношениях, помогают повысить внимание руководства к нуждам работников, осуществить защиту их законных прав и интересов, а также сбор жалоб и предложений по деятельности, управлению и развитию этих организаций. Корпоративные профсоюзные комитеты являются действующим механизмом. В настоящее время в Китае насчитывается 2,81 миллиона первичных профсоюзов, охватывающих 6,55 миллиона предприятий и государственных учреждений.
Демократические инновации демонстрируют большую жизнеспособность. Китайский народ изучил и инициировал многочисленные популярные и прагматичные практики на низовом уровне — советы жителей, семинары для жителей, демократические дискуссии и слушания, обсуждения во дворе, собрания соседей, автономные круглые столы и групповые онлайн-чаты. Они организовали посещение сельских и городских общин представителями партийных комитетов, депутатами народных собраний и членами НПКС.
Все эти низовые и прагматичные формы демократии побуждают людей высказывать свои мнения и предложения, а также проводить широкие консультации по вопросам, связанным с их жизненными интересами. Это помогает координировать интересы множества заинтересованных сторон, смягчать конфликты и поддерживать социальную стабильность и гармонию на низовом уровне. Многие успешные примеры и практики на низовом уровне в конечном итоге превратились в национальную политику, придав новую жизненную силу развитию китайской демократии.
Система самоуправления на уровне общин укрепила способность общественности понимать и практиковать демократию, демонстрируя, что демократия в Китае является подлинной и всеобъемлющей. Самоуправление на уровне общин заряжает энергией все «ячейки» общества. Это делает управление более динамичным и эффективным и обеспечивает прочную институциональную основу системы управления на низовом уровне, в которой ответственность распределяется и должным образом выполняется, а достижениями пользуются все.