Для чего в школах России хотят ввести обязательные нормативы ГТО?
В начале 2024 года член комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Сергей Колунов обратился к министру просвещения РФ Сергею Кравцову с предложением сделать в школах России обязательной сдачу нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
«Предлагается предусмотреть при разработке образовательных программ по данному предмету (физкультуре — прим. ИА Красная Весна) обязательную сдачу нормативов ГТО всеми обучающимися, за исключением имеющих противопоказания по состоянию здоровья», — приводит его слова РИА Новости.
По мнению депутата, такой шаг «будет способствовать укреплению здоровья, гармоничному и всестороннему развитию личности, воспитанию патриотизма» и позволит преодолеть нежелание подрастающего поколения заниматься спортом.
Комплекс ГТО являлся «основой правильного физического воспитания детей и подростков в советское время, когда нормы ГТО сдавали миллионы людей», напомнил депутат.
Колунов также отметил, что по школьным предметам учащиеся сдают годовые контрольные работы, а по физкультуре их вовсе нет. Поэтому он выступает за обязательность введения нормативов ГТО в школах.
Инициативу Колунова поддержал член комитета Государственной думы по просвещению Анатолий Вассерман. Он также предложил, чтобы нормативы в школах сдавали не только ученики, но и учителя и врачи (при их наличии).
По его мнению, нормативы сможет сдать каждый школьник, если будет заниматься спортом.
К данной позиции присоединился социолог Роман Кузнецов. Он считает, что ГТО пойдет учащимся на пользу.
«Это добавит осознанности в занятия физической культурой. А еще благодаря ГТО можно получить дополнительные баллы при поступлении в вуз, и это более понятная цель и награда за поддержание физической активности», — заявил Кузнецов в интервью газете «Вечерняя Москва».
Однако превращение комплекса ГТО в обязательный норматив поддерживают не все. Так, первый зампред комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию Олег Смолин отметил, что «сдача ГТО никогда не была обязательной, в том числе в советский период».
Он добавил, что специалисты Российской академии образования подсчитали, что до 60% учеников в школе имеют проблемы со здоровьем. Поэтому сдавать нормативы таким ученикам на равных условиях с абсолютно здоровыми детьми будет неправильно.
«Поэтому я не думаю, что нам нужно делать сдачу ГТО обязательной», — заявил политик.
Он также высказал мнение, что нужно приучать школьников к спорту в целом, а не навязывать им сдачу нормативов.
Аналогичную позицию высказала методист и преподаватель Анастасия Гордеева. Кроме того, она отметила, что с принятием изменений у учеников появится еще одна контрольная, которая может даже испортить аттестат школьнику.
При этом в школах еще не разрешился вопрос с медицинскими справками, что вкупе с ростом физических нагрузок при сдаче экзаменов может привести к обострению заболеваний у школьников, вплоть до летальных исходов.
По мнению Гордеевой, сдаче нормативов школьниками должно предшествовать получение медицинского заключения.
Также она обратила внимание на то, что большинство школ не располагают спортивными площадками и инвентарем, необходимыми для сдачи комплекса.
Директор московской школы № 1525 Елена Трегубова также согласилась с тем, что нормативы должны сдаваться на добровольных началах, при этом к сдаче должны допускаться дети основной группы здоровья. Она обратила внимание на то, что с каждым годом детей, находящихся в такой группе, становится всё меньше. В связи с этим нормативы должны «дорабатываться и пересматриваться».
Член общественно-делового совета по национальному проекту «Образование» Татьяна Половкова также считает внедрение нового экзамена преждевременным.
«Сегодня нормы ГТО можно сдать в специальных центрах. Все ли школы могут своих ребят довезти до этих центров? У нас есть проблема транспортной доступности школ, даже для того, чтобы дети просто на учебу попадали, особенно зимой, особенно там, где несколько километров, требуется школьный автобус», — заявила она в эфире «Радио России».
Половкова также отметила, что сдача экзамена должна происходить в присутствии медицинских работников, а педиатр или медсестра есть далеко не во всех школах.
Наконец, против внедрения обязательной сдачи нормативов ГТО выступают и депутаты-спортсмены.
Например, олимпийская чемпионка по конькобежному спорту, первый зампред комитета Госдумы РФ Светлана Журова считает, что нормативы для школьников должны быть добровольными, при этом комплекс ГТО может являться «системой тестирования уровня физической готовности» любого человека. Она обращает внимание, что школьник может не сориентироваться и не сдать нормы, даже если у него хорошая физическая подготовка. Это касается, например, стрельбы, плавания или лыжных гонок.
Трехкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию, депутат Московской городской думы Мария Киселева в свою очередь отметила, что обязательные нормы в области физической культуры были введены в СССР в рамках ликвидации массовой безграмотности, каковой сегодня уже нет.
«Обязаловка не нужна. Во-первых, она принесет очень большую нагрузку на учителей. Во-вторых, те инструменты, которые существуют на сегодняшний день в нашей стране они уже дают возможность и позволяют вовлекать в спорт большое количество детей», — заявила бывшая спортсменка.
Олимпийская чемпионка настаивает на добровольности комплекса ГТО. Сами нормативы, по ее мнению, должны периодически обновляться.
Дискуссия по поводу внедрения обязательных для школьников норм ГТО еще не завершена, однако кажется, что исход ее ясен. В качестве своеобразной «точки» можно привести мнение министра спорта России Олега Матыцина, которое он высказал еще в мае 2022 года. Он тогда заявил, что комплекс ГТО в России не должен носить обязательный характер.
«Идеальная модель, и президент об этом говорил, создать новые формы, которые позволили бы этот комплекс воспринимать как неотъемлемую часть здорового образа жизни», — пояснил министр.
ГТО во времена СССР
Программа физкультурной подготовки ГТО была создана в СССР в 1931 году и просуществовала 60 лет. Она была направлена на подготовку к военной службе и повышению физической формы человека в целом.
Комплекс позволял подготовить будущего работника к труду и защите страны. Он отражал идейно-политическую ориентированность действующей в СССР системы физического воспитания.
В СССР сдавать нормы ГТО сначала могли с 17 лет, но затем возраст снизили до 10 лет. Максимальный возраст участника составлял 60 лет.
Обычно в комплекс входила сдача теории по физической культуре, правилам закаливания, основам проведения утренней гимнастики и прочее. Также необходимо было сдать норму по надеванию противогаза за определенное количество времени. Норматив определялся исходя из возраста участника. Старшим школьникам предлагалась освоить программу начальной военной подготовки либо программы ДОСААФ.
Также необходимо было сдать нормативы по бегу, в том числе на лыжах или коньках, прыжкам, метанию снарядов, толканию ядра, плаванию, а также залезть на канат с помощью ног, преодолеть полосу препятствий, проехать определенную дистанцию на велосипеде или пройти туристический поход с проверкой навыков туриста, поднять и опустить туловище или руки определенное количество раз, пострелять из малокалиберной винтовки и выполнить иные упражнения.
Нормативы были обязательными, возможность выбора не предполагалась. С марта 1972 года нормы ГТО стали обязательными для всех учащихся и студентов.
Всего с 1931 по 1960 год нормы ГТО сдали более 60 млн советских граждан.
Что представляет собой в настоящее время комплекс ГТО?
Указ о возрождении комплекса президент России Владимир Путин подписал в 2014 году.
Основной задачей комплекса является вовлечение жителей России в спортивные занятия.
На официальном сайте, посвященном комплексу ГТО, говорится следующее: «ГТО — это не просто получение знака отличия, это в первую очередь совершенствование самого себя, своего внутреннего „Я“. Подготавливая себя к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса, Вы оттачиваете свою координацию, становитесь более целеустремленным, морально и физически закаленным».
Нормативы определяются исходя из возраста участника. К участию допускаются дети от шести лет. Предельный возраст не установлен.
Чтобы получить значок, нужно выполнить тесты, которые с 23 марта 2023 года поделены на 18 возрастных ступеней.
В тесты входит такие упражнения, как бег, плавание, подтягивания на перекладине, наклоны, различные прыжки, метание спортивных снарядов, стрельба и другие испытания. Часть из них является обязательной. Иные упражнения можно выбрать самостоятельно. Например, плавание или поднимание туловища из положения лежа. Набор упражнений также зависит от пола, возраста и состояния здоровья участника.
В современных нормативах отсутствует метание спортивных снарядов и стрельба из боевых винтовок. Также часть беговых упражнений заменены скандинавской ходьбой.
При сдаче комплекса ГТО обычно выполняются по несколько нормативов в день. Сдавать упражнения можно в течение одного календарного года, а пересдать их можно не раньше, чем через две недели после неудачной сдачи.
Часть испытаний была пересмотрена в связи с завышенными требованиями к спортивной подготовке участников. Текущие нормативы были утверждены в апреле 2023 года. Они будут пересматриваться в 2027 году.
За сдачу нормативов участникам выдают бронзовый, серебряный или золотой значки.
Золотой значок может принести дополнительные баллы при поступлении в учебные заведения. Студентам, сдавшим нормативы и получившим золотой значок, могут назначить повышенную стипендию.
Ранее предлагалось, что получившие значок ГТО работники смогут рассчитывать на дополнительный оплачиваемый отпуск, однако эта норма еще не утверждена.
Отметим, что в настоящее время Минобороны использует ГТО в тестировании призывников.
Сравнивая советские и нынешние нормативы, можно прийти к выводу, что сегодня некоторые нормативы даже усложнились. Например, отжимания, бег на некоторые дистанции или подтягивания на перекладине нужно выполнить большее количество раз или за более короткое время.
Стоит отметить, что сегодня в России наблюдается тенденция по возвращению к действовавшим в СССР формам и нормам воспитания. Например, в школах вновь стали появляться дежурства по классам, уроки труда и даже курсы начальной военной подготовки. В этом контексте вопрос с внедрением в школы норм ГТО не выглядит случайным.
При этом надо подчеркнуть, что во времена СССР система ГТО была не просто способом поддержания физической формы граждан, а элементом большой системы воспитания и формирования человека. Выстроенная в СССР система развития человека носила многосторонний характер и в числе прочего включала физическое воспитание и поддержание спортивных навыков.
В стране также действовала целая сеть спортивных кружков и секций. Они были доступны для каждого человека.
Сейчас остается открытым вопрос о необходимости проведения дополнительной подготовки для сдачи нормативов ГТО. Каким образом она будет проводиться? В виде дополнительных уроков или внешкольных занятий? Ведь действующая школьная программа по физкультуре вряд ли позволит школьнику сдать нормативы ГТО без специальной подготовки. Не стоит забывать, что в школах многие факультативные занятия сейчас доступны только лишь за дополнительную плату, которую могут позволить себе не все семьи.
Инициатива введения обязательных нормативов в школах пока не может быть реализована как минимум по причине отсутствия в стране соответствующих условий для их сдачи. Тем более, что невозможно требовать от школьников сдачи нормативов без соответствующей подготовки. Таким образом, вполне логично, что решение о сдаче нормативов школьник должен принимать самостоятельно, исходя из собственного желания, подготовки и состояния здоровья.
И надо точно определить, в чем цель введения обязательных нормативов ГТО в школах? Если цель всё же состоит в том, чтобы приобщить молодежь к спорту, то понятно, что индивидуальные нормативы, да к тому же и принудительные, вряд ли окажутся эффективными. Для этого могут подойти, например, любые командные виды спорта, которые позволят школьнику не только развить спортивную форму, но и построить взаимоотношения с другими людьми, сформировать коллектив и воспитать в себе боевой дух.
«Совершенствовать» же школьнику «самого себя» только путем сдачи нормативов явно будет непросто. Может быть, стоит повнимательнее присмотреться к опыту СССР, выделить из него главное и основополагающее и актуализировать его с учетом нынешней жизни? Слепое заимствование конкретных занятий, уроков или нормативов в новых непростых условиях вряд ли приведет к чему-то толковому. Ведь за конкретикой легко упустить главное.
И уж точно внедрению конкретных норм должно предшествовать точное понимание, какого человека и для какого будущего готовит наша государственная система. Пока сохраняется ощущение, что четкого ответа на этот вопрос у наших законодателей и властей в целом, увы, нет.
(теги пока скрыты для внешних читателей)