Компромисс по Ленину невозможен — интервью
Ленин не сможет стать компромиссной фигурой в России, потому что не решена главная проблема, которую он поднимал, — социальная справедливость. Пока она не решена, объективности в оценке Ленина не будет. Так считает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Института истории и политологии МПГУ Кирилл Конюхов. Историк ответил на наши вопросы в преддверии 150-летия со дня рождения В. И. Ленина.
ИА Красная Весна: Как Вы считаете, необходимо отмечать 150-летний юбилей со дня рождения Ленина?
— Я считаю, что лучшим подарком к юбилею Ленина было бы открытие тех материалов, которые в настоящее время еще не известны ни специалистам, ни широкому обществу.
Необходимо наконец начать систематическое исследование деятельности Ленина и той политической обстановки, в которой он работал. Нужно, чтобы историки могли проводить исследования личности и деятельности Ленина вне того публицистического и подчас весьма надрывного поля, которым это имя окружили. В поле зрения историков должен попадать объективный процесс, который тогда развивался, чтобы их исследования опирались не на эмоции, а на те реальные материалы, которые частично еще не известны.
Потом эти материалы нужно опубликовать. Сейчас на повестке дня стоит издание нового, комментированного собрания сочинений Ленина. Прошло уже достаточно много времени с момента издания 5-го собрания сочинений. С тех пор появились новые сведения и материалы. Подобно тому, как сейчас публикуются труды Сталина, необходима аналогичная публикация трудов Ленина. И не только самого Ленина. Публикация трудов его сподвижников может быть тоже очень интересна и для понимания тех событий, которые тогда происходили, и для понимания тех людей, которые эти события создавали.
Нужно, чтобы историки могли проводить исследования личности и деятельности Ленина вне того публицистического и подчас весьма надрывного поля, которым это имя окружили.
Раньше, еще в советские времена, выходили, например, публикации Свердлова. Сейчас ничего подобного нет. Мне кажется, настало для них время. Это будет интересно.
Затем нужно приступать к проведению научных конференций. Ведь мало издать, обобщить собранную информацию. Нужно начать научные разработки. А они невозможны без диалога, научной дискуссии. Она крайне важна, учитывая очень большой эмоциональный накал, предвзятость и просто открытую борьбу, снова вспыхнувшую вокруг трактовки событий столетней давности. Научная дискуссия может проходить как на научных форумах, так и в журналах и сборниках.
А затем нужно выходить на более широкую аудиторию. Необходимо издание научно-популярных работ, посвященных Ленину и его сподвижникам, художественных произведений, кинофильмов, сериалов. Главное, чтобы они были обращены к широкой публике и имели под собой мощную научную базу, а не истерические выкрики, которые мы сейчас так часто наблюдаем в кинематографе и литературе!
ИА Красная Весна: Вы затронули тему СМИ, как бы вы могли оценить последние произведения, которые затрагивали тему революции и личность Ленина?
— Истерический накал, который возникает вокруг революции и личности Ленина, ни к чему хорошему привести не может. Наши СМИ в этой области достаточно тенденциозны. Люди, не являющиеся историками или философами, могут получить оттуда только однобокую информацию. Поэтому крайне необходимы новые работы, с альтернативной точкой зрения.
Здесь «Суть времени» очень удачная газета. Она является одним из каналов альтернативной точки зрения. Там идет обсуждение коммунизма и марксизма. Но, увы, больше таких изданий, тем более академических, нет.
ИА Красная Весна: Стоит ли считать, что настало время, когда нужно не восхвалять и не проклинать, а понимать то время?
— Проклятия должны прекратиться сами собой, объективно. Когда люди видят, в каком состоянии сейчас находится элементарная социальная справедливость, волей-неволей возникает мощнейший позитивный интерес к тому, что было в советское время, как обстояло дело там.
Тем, у кого противоположная точка зрения, кажется, что нужно приложить все усилия к тому, чтобы не допустить воспоминаний о советском. А они действительно являются очень светлыми и очень важными для многих людей.
Отсюда и поток проклятий. Этот поток часто вообще никак не связан с теми событиями, которые происходили в первой половине XX века. Это скорее предмет для спекуляций. Противопоставить такому подходу можно только исследования, правильно выстроенные с точки зрения ценностей.
Чем больше мы будем заниматься серьезным исследованием, тем проще станет бороться с той истерикой, которая царит вокруг имени Ленина.
Я понимаю, что во многом это мечта, почти несбыточная надежда, потому что тех, кто заинтересован в дискредитации советского и революционного периода, достаточно много.
Но я считаю, что чем больше мы будем заниматься серьезным исследованием, тем проще станет бороться с той истерикой, которая царит вокруг имени Ленина. Имея на вооружении такие исследования, мы сможем и более трезво оценивать реальные достижения, которые были на протяжении XX века, и те ошибки, которые были совершены. Без этого невозможно будет понять, что надо взять из нашего советского периода, а что нужно оставить в прошлом.
ИА Красная Весна: Возможно ли, с вашей точки зрения, отнестись к фигуре Ленина так, чтобы достичь национального единства?
— Нет. Единства не будет. Проблема социальной справедливости — главная проблема, которую Ленин поднимал. Здесь компромисс, увы, рано или поздно приведет к конкретным денежным потоками. В конечном итоге, вопрос встанет о том, будут грабить людей или нет. Те, кто хочет грабить, вряд ли захотят прийти к компромиссу.
Вопрос социальной справедливости в нашей жизни не исчерпан, поэтому компромиссов здесь не будет.
ИА Красная Весна: Военный парад по случаю победы в Великой Отечественной войне, к счастью, вернули на Красную площадь, но Мавзолей Ленина каждый год закрывают. Как вы считаете, нужно ли открыть Мавзолей? Если да, то какой это эффект может привести для нашей страны?
— Нужно, конечно. Но кто будет открывать? И кто будет стоять? Возникает непреодолимое противоречие.
Люди, которые принимают парад, не могут подняться на Мавзолей. Это бы выглядело самой жестокой пародией на них самих же.
Закрыли потому, что стыдно. Стыдно стоять. Люди, которые принимают парад, не могут подняться на Мавзолей. Это бы выглядело самой жестокой пародией на них самих же. Это объективная, с моей точки зрения, вещь. Они не могут себе позволить быть смешными. А если они окажутся на Мавзолее, они будут смешными.
Если на миг представить себе парад с открытым зданием Мавзолея, то кто мог бы там встать? Пока Язов был жив, вероятно, он мог бы. А больше, пожалуй, никто. С моей точки зрения, это печальное положение будет сохраняться. Открыть Мавзолей нынешней власти невозможно.