Пытаясь балансировать между ожидающим конкретных шагов по урегулированию конфликта в Донбассе народом Украины и оказывающими давление политическими противниками, Зеленский находится в патовой ситуации

Киев перед «нормандской» встречей — патовая ситуация для Зеленского и угроза майдана

Изображение: Вячеслав Яковенко © ИА Красная Весна
«Нормандский формат»
«Нормандский формат»

Центральными событиями прошедшей недели на Украине стали подготовка президента Украины Владимира Зеленского к встрече в Париже в «нормандском формате» и переговоры с Россией по транзиту нефти и газа.

Согласно опросу, проведенному Фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива совместно с Киевским международным институтом социологии (КМИС), 72,9% граждан Украины считают, что для достижения мира в Донбассе нужно идти на компромиссы с Россией и главами Донецкой и Луганской Народных Республик (ДНР и ЛНР).

Зеленский, давший в предвыборный период множество обещаний об урегулировании ситуации в Донбассе, оказывается в преддверии «нормандской» встречи в сложном положении. Попытка угодить всем приводит к явно видимым противоречиям в высказываниях самого Зеленского и других представителей украинской власти.

Противоречивая позиция

С одной стороны, Зеленский всячески старается продемонстрировать готовность к переговорам и свои миролюбивые намерения в отношении Донбасса. Он признает необходимость прямого диалога с президентом РФ Владимиром Путиным.

На словах вариант военного решения конфликта в Донбассе Зеленский твердо и безоговорочно отвергает. Он заявил 2 декабря в интервью Der Spiegel, Le Monde, Time и Gazera Wyborcza: «В любом случае, я не начну войну на Донбассе. Я знаю, что есть много горячих голов, особенно тех, кто проводит митинги и говорит: „Давай пойдем сражаться и отвоюем всё это!“. Но какой ценой? Какова цена? Я не буду этого делать». Он четко дистанцируется от «предыдущих правителей», предлагающих силовой вариант, и пафосно заявляет о своей жизненной позиции — прежде всего, быть человеком.

«И я не могу отправить их туда. Как? Сколько из них умрет? Сотни тысяч, а затем начнется тотальная война, тотальная война в Украине, а затем и по всей Европе», — говорит Зеленский в том же интервью.

С другой стороны, находясь под давлением политических противников, угрожающих майданом, он обещает, что никакие интересы Украины в ходе переговоров, в том числе при прямом диалоге с Путиным, не будут ущемлены (видеообращение, опубликованное в Facebook 2 декабря), и озвучивает заведомо неприемлемые, противоречащие Минским соглашениям условия.

В частности, в опубликованном 2 декабря интервью газете Le Mond Зеленский говорит, что одним из принципиальных моментов, на которых он настаивает, является передача границы ДНР и ЛНР с Россией под контроль украинских силовиков до проведения выборов в республиках. При этом украинский президент отлично понимает, что такой вариант не соответствует Минским договоренностям: «Это самый деликатный вопрос, без сомнения. Согласно тому, что было написано в Минских соглашениях в 2015 году, пограничный контроль должен быть восстановлен после выборов. Я не согласен с такой последовательностью событий».

Киев рассчитывает провести местные выборы сразу на всей территории Украины, включая территорию восставших республик. При этом «формула Штайнмайера» будет включена в закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей не ранее, чем с территории Донбасса будут выведены все войска, разоружены все подразделения, неподконтрольные Киеву, и начнутся местные выборы по украинским законам, заявил Зеленский 6 декабря в эфире программы «Свобода слова Савика Шустера» на телеканале «Украина».

Вторым принципиальным условием Зеленского, по данным издания «Версия», является полный вывод с территории Донбасса «всех незаконных частей», включая всех ополченцев, получивших российский паспорт.

Предложения Зеленского

Как же Зеленский собирается решать проблему Донбасса, если, по его словам в той же программе «Свобода слова Савика Шустера» 6 декабря, «Украина не разговаривает с боевиками»? Несмотря на то, что представители неподконтрольных Украине территорий входят в состав Трехсторонней контактной группы, украинский президент с ними напрямую не говорит и не собирается говорить.

В том же телеэфире Зеленский предлагает оригинальный выход из ситуации — раз Россия настаивает на переговорах с жителями «оккупированных территорий», то в качестве представителей Донбасса на переговорах могут выступить люди, уехавшие оттуда в Киев и другие украинские города: «Пусть жители, которые переехали, тоже приедут в Минск, сядут за стол и скажут, почему они переехали».

При этом Зеленский не всех жителей Донбасса считает сепаратистами, по его мнению, там есть люди, которые не хотят в Россию, которые считают себя украинцами и хотят быть частью Украины. С ними украинский президент готов вести диалог. В интервью газете Le Mond, опубликованном 2 декабря, Зеленский сообщил, что миллиону людей, покинувших Донбасс из-за ведущихся там боевых действий, он готов предоставить возможность вернуться и проголосовать.

В то же время он не готов бороться за тех, кто на Украине считает себя русским. Зеленский предлагает сочувствующим России согражданам мягко очистить территорию страны от своего присутствия. «Те, кто за Россию, могут переехать. Россия распространяет паспорта. Каждый человек имеет право выбирать, где хочет жить», — заявил он 2 декабря в интервью Der Spiegel, Le Monde, Time и Gazera Wyborcza.

Противоречивую позицию демонстрирует и помощник Зеленского Андрей Ермак, который, по данным издания «Европейская правда», 5 декабря в Лондоне заявил о готовности Украины провести конституционную реформу, связанную с децентрализацией и дающую неподконтрольным Киеву территориям Донбасса дополнительные полномочия. При этом он подчеркнул, что речь не идет ни о предоставлении Донбассу автономии, ни о федерализации Украины.

О другой идее команды Зеленского по урегулированию в Донбассе сообщил 5 декабря телеканал Espreso. Встречаясь за закрытыми дверями с ветеранами евромайдана, Зеленский поделился с ними планом предложить на переговорах «нормандской четверки» создание в республиках Донбасса «муниципальной стражи». Об этом рассказал один из участников встречи. В «стражу» в равных долях войдут бойцы украинской нацгвардии, представители ОБСЕ и не участвовавшие в боевых действиях представители ДНР и ЛНР.

Но в республиках почему-то не оценили полет мысли Зеленского. Глава ДНР Денис Пушилин в официальном заявлении, опубликованном 6 декабря Донецким агентством новостей, посоветовал ему «прекратить бессмысленное словоблудие» и сосредоточиться на выполнении Минских соглашений. Он отметил, что с обеспечением порядка республика справляется самостоятельно и не нуждается в указаниях человека, «по попустительству которого на Украине сейчас расстреливают в центре столицы детей, царит в небывалых масштабах разгул неподконтрольных бандформирований и ультрарадикальных группировок».

Аналогичное заявление по поводу «муниципальной стражи» Зеленского сделал 6 декабря советник главы ЛНР, представитель ЛНР на минских переговорах Родион Мирошник в комментарии газете «Взгляд». Бывший премьер-министр ЛНР Марат Баширов отметил, что предложение объединить в одном патруле нацгвардейцев и ополченцев говорит о полном непонимании сути конфликта и обстановки в Донбассе. «Это совершенно невозможно», — сказал он корреспонденту «Взгляда».

Еще одно «решение» донбасского вопроса предложил министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко. В интервью британскому телеканалу Sky News 3 декабря он заявил, что хотел бы добиться урегулирования в Донбассе путем привлечения сил НАТО. По его словам, таким способом можно осуществить Ruxit (по аналогии с Brexit). Пристайко надеется на помощь НАТО в этом вопросе.

По вопросу Крыма Зеленский возлагает надежды на трехсторонние переговоры с Россией и США. «Это наша территория, и я бы хотел, чтобы она к нам вернулась», — заявил он 2 декабря в интервью Der Spiegel, Le Monde, Time и Gazera Wyborcza.

Угроза майдана

Отметим, что требования радикально настроенных политических противников Зеленского вообще не содержат пространства для маневра на переговорах, они не допускают ни малейшей уступки восставшим республикам. Фактически это требование полной капитуляции ДНР и ЛНР.

В частности, лидеры фракций «Европейская солидарность» Пётр Порошенко, «Голос» Святослав Вакарчук, «Батькивщина» Юлия Тимошенко опубликовали 3 декабря совместное заявление, в котором потребовали строгого соблюдения в ходе переговоров в «нормандском формате» следующих условий: никаких уступок в плане федерализации, никаких уступок в плане европейского курса страны, никаких уступок по Крыму, полное прекращение огня и выведение российских войск и оружия с «временно оккупированных территорий», никаких выборов в Донбассе до деоккупации, передача Украине контроля над границей с Россией.

«В связи с этим координируем свои действия для обеспечения незыблемости этих „красных линий“ и соблюдения национальных интересов нашего государства. И призываем все государственные партии и общественные организации присоединиться к совместной борьбе по защите Украины», — говорится в заявлении.

Кроме того, 5 декабря Порошенко, Тимошенко и Вакарчук призвали всех украинцев, все государственные политические силы, общественные организации выйти накануне саммита в «нормандском формате» на майдан, чтобы продемонстрировать «единство и решимость в борьбе за Украину».

В своей статье для издания «Украинская правда», опубликованной 6 декабря, Порошенко дал Зеленскому несколько советов. В частности, он рекомендовал в соответствии с берлинской «дорожной картой» поставить на первое место вопрос о «выводе российских войск», а также поднять вопрос о передаче контроля над границей с Россией миротворческому контингенту ООН. Кроме того, Порошенко посоветовал не обсуждать на саммите газовый вопрос и ни в чем не верить «ненавидящему Украину» Путину.

Что в итоге

Пытаясь балансировать между ожидающим конкретных шагов по урегулированию конфликта в Донбассе народом Украины и оказывающими давление политическими противниками, Зеленский находится в патовой ситуации. Он не может пойти на какие-либо реальные уступки на переговорах и в то же время не может бесконечно долго длить состояние неопределенности, уклоняясь от решения вопроса. Остается выдумывать абсурдные предложения, вроде «муниципальной стражи», и выставлять на переговорах заведомо невыполнимые условия, чтобы свалить вину за отсутствие результата на российскую сторону.

И делать в медийном поле Украины бодрый вид миротворца, полного идей.

«Я не хочу говорить о моем „плане Б“ прямо сейчас — вот почему он называется „планом Б“, потому что я верю в „план А“. Но он, конечно, существует. И одну вещь, которую я хотел бы уточнить: мой „план Б“ не состоит в том, чтобы все оставалось так, как сейчас», — заявил Зеленский 2 декабря в интервью Der Spiegel, Le Monde, Time и Gazera Wyborcza.

Позиция российской стороны, наблюдающей за этими метаниями, исчерпывающе сформулирована главой МИД РФ Сергеем Лавровым. На пресс-конференции после переговоров с главой МИД Италии 6 декабря он заявил: «Мы рассчитываем, что намерения украинского руководства станут более понятными в ходе предстоящего в ближайший понедельник саммита в „нормандском формате“ в Париже. Нам важно понимать, что все-таки планируется делать в Киеве для выполнения Минских договоренностей, потому что слишком противоречивые сигналы поступают из украинской столицы от различных официальных лиц».

В следующей части мы поговорим о ходе переговоров Украины с Россией по нефти и газу и о других украинских событиях прошедшей недели.