Благодаря зерновой сделке Турция обеспечила свою продовольственную безопасность и укрепила свой вес как регионального политического центра

Турция отстояла свою роль ключевого покупателя украинского зерна

Адам Виллартс. Отплытие кораблей от скалистого берега. 1621
Адам Виллартс. Отплытие кораблей от скалистого берега. 1621

Начало работы Совместного координационного центра (СКЦ) по безопасной транспортировке зерна из портов Украины закрепляет собой политическую и экономическую победу Турции.

Турция созданием такого центра укрепила свои позиции как ключевого регионального игрока. Эрдогану удалось удержать позицию «над схваткой» и при этом надеяться на значительную материальную выгоду.

Политические силы Турции пытаются извлечь дополнительную выгоду, говоря, что зерновое соглашение нарушает конвенцию Монтрё. Лидер «Хорошей партии» Турции Ахмет Эрозан считает, что участие представителей России и Украины в досмотре судов нарушает права Турции, закрепленные конвенцией.

Заявления лидера оппозиционной партии могут быть как проявлением внутриполитической борьбы так и прощупыванием почвы для изменения конвенции Монтрё. Для России сейчас данная конвенция выгодна поскольку ограничивает пребывание в Черном море военных кораблей стран, не имеющих к нему выхода.

Турция испытывает внешнее давление со стороны стран, желающих направить свои военные суда в Черное море. Упоминание конвенции Монтрё может говорить о попытке внешних сил воздействовать на политику Турции через внутренних акторов.

В политическом плане противниками создания центра выступали в первую очередь страны, стремящиеся сохранить повод для обвинения России в мировом продовольственном кризисе. После прибытия первой партии зерна эти обвинения станут невозможны. Украинская сторона затягивала процесс согласования именно для продолжения информационной кампании против России.

Можно считать, что украинские власти получили выгоду от затягивания вывоза зерна через порты до разгара уборки нового урожая. Очень трудно выяснить количество зерна, ушедшего через румынский порт Констанца, через польские порты и наземным путем. Теперь всю недостачу зерна можно списать на боевые действия, даже если оно давно вывезено.

Для украинского правительства зерновая сделка является отступлением на политическом фронте. Украинские пропагандисты потеряли повод обвинять Россию. Можно не сомневаться, что вскоре придумают новые поводы как это было, например, с уничтожением военного судна в порту Одессы. В украинских и западных СМИ это событие представлено исключительно как попытка России сорвать экспорт зерна.

В экономическом плане Турции противостояли Румыния и Польша — основные выгодоприобретатели от экспорта украинского зерна сушей. Румыния с февраля до сих пор зарабатывает на перевалке украинских грузов. В порту Констанцы для погрузки украинского зерна даже организовали временный зерновой терминал на базе плавучего крана.

Польша отменила импортные пошлины на сельскохозяйственную продукцию, чем вызвала протесты своих фермеров. «Мы не даем своего согласия на то, чтобы Польшу наводняли продовольствием, которое импортируют из-за границы, не регистрируют, а затем зачастую продают как польское», — заявил лидер Общепольского движения фермеров AgroUnia Михал Колодзейчак. Открытие морского коридора через Турцию сократит наземные потоки.

Турция и ранее получала большие прибыли от перевалки, перепродажи и переработки зерна. Турция является крупнейшим в мире экспортером муки. При этом прогноз собственного производства пшеницы на 2022 год составляет 17 млн тонн, а собственное потребление около 21 млн тонн.

Турция в силу географического положения и всегда была ключевым перевалочным пунктом российской и украинской пшеницы. Можно сказать, что Турция отстояла свое место на рынке зерна.

России создание координационного центра может принести некоторое облегчение внешнего политического давления благодаря исчезновению аргументов у политических оппонентов. Экономических выгод России от зерновой сделки ждать не стоит. Российские предприниматели не имели доступа к украинскому зерну, когда оно шло на запад сухопутным путем, не получат доступа и после восстановления морских перевозок.

Мировой продовольственный кризис, о котором так много говорят в СМИ, вызван не специальной военной операцией, а совершенно другими причинами. Важнейшая причина — это энергетический кризис, начавшийся в сентябре 2021 года и приведший к подорожанию удобрений и топлива. Вторая причина — это паника и стремление торговцев нажиться на дефиците.

Украинский экспорт зерновых и масличных культур в сезоне 2021–2022 составил 61,52 млн тонн, что совсем немного по сравнению с мировым производством в 2 276 млн тонн. Направление украинского экспорта в ту или иную сторону находится в интересах страны, через которую идет поток товаров, но на мировой продовольственной безопасности не сказывается никак.

Открытие портов является частью политической игры. Украинское правительство безусловно попытается наладить перевозку оружия на Украину или из нее. Представители России прекрасно это понимают и пытаются предотвратить. Основной трудностью в переговорах был порядок досмотра судов, направляющихся в украинские порты.