Взгляд историка. Смысл и значение праздника Казанской иконы Божьей Матери в истории России
4 ноября в России отмечается День народного единства и День Казанской иконы Божьей Матери. 4 ноября (22 октября по старому стилю) Второе народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского вошло в Кремль крестным ходом, неся впереди образ Казанской иконы Божьей Матери. В этот момент в другие ворота из Кремля выводили пленных поляков. Это было началом восстановления русской государственности, которое было утрачено в результате междоусобиц и иностранной интервенции.
О значении этого праздника для современной России корреспондент ИА Красная Весна поговорил с доцентом исторического факультета СПбГУ, протодиаконом Владимиром Василиком.
ИА Красная Весна: Здравствуйте, Владимир Владимирович. Поздравляю вас с праздником Казанской иконы Божьей Матери и Днем народного единства.
Владимир Василик: Спасибо.
ИА Красная Весна: Можете рассказать про праздник Казанской иконы Божьей Матери. Что он для Вас значит? Что он значит для современной России?
Владимир Василик: Я могу сказать, что для современности и для нашей страны он значит очень многое. Это действительно день спасения России. Потому что можно выделить несколько узлов в истории России: 1380 год (Куликовская битва), 1480 (стояние на Угре), 1812 (первая Отечественная война), 1941–1945 годы (Великая Отечественная война). И конечно же 1612 год. Год спасения России от польских и шведских интервентов и собственных воров и предателей.
Смутное время принесло страшные страдания для людей. По разным подсчетам, погибло от трети до половины населения русского государства. Погибло от рук интервентов и своих разбойников. Погибло от голода и эпидемий. И казалось, что еще немного — и Руси не будет. Она станет либо частью Речи Посполитой, будучи униженной и ограбленной. И лишенной Православия, и своей идентичности. Либо станет конгломератом княжеств, грызущихся друг с другом. Бог спас от этого по молитвам, по покаянию русских людей. По молитвам к Пресвятой Богородице, чей образ Казанский предшествовал русскому ополчению.
С этим образом связана Победа русского ополчения. И то, что 22 октября (по старому стилю) из одних ворот Кремля выходили пленные поляки, а в другие входил крестный ход с Казанской иконой Божьей Матери — это символ нашей Победы! Символ нашего народного единства! Действительно, единство после страшной катастрофы, единство в покаянии. Единство в подвиге, единство ради Победы! Чего бы хотелось пожелать и современным русским людям.
ИА Красная Весна: Есть разные предания, связанные с иконой, что был облет во время обороны Москвы в 1941 году. Также есть предание, что пока икона Казанской Божьей Матери находится в Петербурге (во время Великой Отечественной Войны — в Ленинграде), то город врагу его не взять.
Владимир Василик: Я могу сказать следующее. Насчет облета с иконой Москвы — этого я не знаю. Но то, что был Крестный ход в блокаду Ленинграда и это был крестный ход вокруг Князь-Владимирского собора. И когда полуголодные русские люди шли и молились о спасении града святого Петра и молились о спасении России — вот это было. И Владимирский собор бомбили, его расстреливали, но тем не менее он уцелел. Это первое чудо.
Владимирский собор подвергся массированной бомбежке, во время Великой субботы 42-го года, когда русские люди принесли святить не куличи, а блокадные кусочки хлеба. Но тем не менее он уцелел. И туда приходили молиться и причащаться, исповедоваться и каяться блокадники — воины и гражданские люди. И эти люди вымолили нам Победу. И это действительно чудо, связанное с Казанской иконой Божьей Матери.
Чудо сильнее всех чудес. Такая вера русских людей в самых неимоверных страшных обстоятельствах. И конечно образ Казанской иконы Божьей Матери — это символ нашей Победы и в 1709 (Полтавская битва со шведами), и в 1812 году, и в 1941–1945 годах. Перед этим образом молились, умирали от голода и воскресали духовно русские люди в блокаду Ленинграда. И от этого образа невидимо произошла сила, которая даровала нам Победу.
ИА Красная Весна: А как же воля к Победе русских людей?
Владимир Василик: Естественно. Воля к Победе русских людей, соединенная с небесным заступничеством даровала нам Победу.
ИА Красная Весна: Вы знаете еще какие-нибудь предания, связанные с образом Казанской иконы Божьей Матери?
Владимир Василик: Есть предание, связанное с молебном перед иконой перед взятием Кенигсберга. После молебна началось наступление в апреле 1945 года, в результате которого Кенигсберг был взят. Я знаю, что эту икону возил с собой маршал Жуков — маршал Победы. Я знаю, что перед этим образом в Москве совершались молитвы и молебны, и Москва выстояла в страшную осень 1941 года.
ИА Красная Весна: 28 лет назад рухнул Советский Союз. Потом наступили «лихие 90-е» годы: резкий упадок отечественной промышленности в том числе и военной, «русский крест», всеобщее обнищание и многое другое. Можно ли провести аналогию между смутным временем 1612 года и сегодняшней современной Россией?
Владимир Василик: Да, конечно. Потому что русский человек сейчас зарвался, зажрался. Конечно, не всякий. Одни зажираются, а другие голодают. Страна погрязла в коррупции и в неправде. Страна погрязла в иноземном даже не влиянии, а насилии...
ИА Красная Весна: А в чем иноземное насилие проявляется?
Владимир Василик: В интеллектуальной интервенции. В том, что мы говорим и мыслим, в том, что мы существуем по-иностранному. Всё больше иностранных выражений, всё больше иностранных образцов мысли. Всё больше охладевает Душа русского человека. И поэтому русскому человеку надо освобождаться! Освобождаться прежде всего Духовно через покаяние. А потом уже освобождаться системно — прорывом вперед!