Сможет ли Россия создать многоразовую ракету к 2025 году? Интервью
В России начались работы по созданию отечественного метанового ракетного двигателя, главным преимуществом которого станет возможность вертикальной посадки. Таким образом, двигатель можно будет повторно использовать десятки раз, как это делают в компании SpaceX Илона Маска.
В Воронежском конструкторском бюро химавтоматики должны приступить к испытаниям новинки уже в сентябре 2022 года. Завершить испытания планируется в конце 2025 года.
Особенности отечественного ракетостроения и современного его состояния корреспондент ИА Красная Весна обсудил с директором обсерватории Иркутского государственного университета, членом Федерации космонавтики РФ, доктором физико-математических наук Сергеем Язевым.
ИА Красная Весна: Сергей Арктурович, насколько, по вашему мнению, наша страна способна в обозначенные сроки создать многоразовый метановый ракетный двигатель, как у SpaceX и Blue Origin?
— Технические детали мне не известны, но, с моей точки зрения, это вещь возможная, потому что в наше время возможно практически любое из обсуждаемых технических решений. Всё зависит, по сути, только от уровня финансирования, потому что грамотные специалисты, способные создать такую конструкцию, у нас есть. Кадровая проблема, которая у нас была некоторое количество лет тому назад, медленно, криво-косо, но всё-таки преодолевается. И люди, которые могут разрабатывать подобные проекты, у нас есть.
Но мы тут не первые. Метановые двигатели уже существуют в мире. Это всё не настолько секретно, чтобы не понимать, как это делать.
В результате получается, что всё зависит от финансирования, а оно у нас мизерное. Сколько денег — столько и песен. Если вы сравните бюджеты NASA плюс частный бюджет SpaceX с бюджетом «Роскосмоса», то всё становится ясно: по-другому и быть не может.
И когда начинаются ролики, что в «Роскосмосе» всё украли, то это тоже смешно. Да, по-видимому, что-то украли — и воров наказывают за это. Но если у одного человека сто рублей, а у другого — десять, и из этих десяти рублей украли, допустим, рубль или два, — это всё равно будет восемь против ста рублей. Почти то же самое, что десять против ста. Разные весовые категории.
ИА Красная Весна: На разработку и испытания в течение 5–6 лет выделяют чуть более 6 млрд рублей…
— Прекрасно, но сейчас мы говорим только о двигателе. Ракета, конечно, также должна создаваться под соответствующий двигатель. Мне представляется, что если выделяются деньги, если есть люди, есть производство, есть фирма, которая в состоянии это делать, и есть политическое решение это создавать, то я считаю, что такие вещи возможны.
Почти с нуля на самом деле создавались ракеты нового типа на рубеже 50–60-х годов, но в сопоставимые и более краткие сроки. Другое дело, что тогда была могучая политическая воля государства, туда бросались огромные ресурсы — была необходимая поддержка.
А сейчас, конечно, в нашем сложном государстве — которое у нас капиталистическое прежде всего, рыночное, плюс ко всему очень сильно все действия ограничены бюрократическими процедурами — могут уйти месяцы и годы, пока появятся необходимые согласования, пройдут нужные закупки, будут заключены контракты. Это я просто на себе испытал в нескольких проектах, и я понимаю, что здравый смысл иногда вообще теряется. И в этих условиях особенно крупные проекты реализовывать чрезвычайно сложно.
ИА Красная Весна: А как этот новый проект соотносится с созданием ракеты-носителя «Ангара», которую долго делали и до сих пор не доделали?
— В этих координатах 6 млрд рублей — это капля в море по сравнению с бюджетом «Роскосмоса».
Дело в том, что мы достаточно скоро прекращаем эксплуатировать ракеты «Протон». Это связано с высокой токсичностью ее топлива, с позицией суверенного Казахстана, который против того, чтобы мы с космодрома Байконур запускали «Протоны». Там действительно бывают заражения местности при падении ступеней.
В общем, договорились вроде бы с Казахстаном о том, что нельзя мгновенно прекратить запуски «Протонов», но мы понимаем, что в обозримом будущем старты этих ракет прекратятся. Это уже решено, и их производство останавливается.
Поэтому вариантов у России просто в принципе нет, потому что России надо выводить тяжелые спутники на геостационарную орбиту, включая военные спутники. В этом заинтересовано Министерство обороны — и поэтому ракета «Ангара» летать будет.
Я хочу обратить Ваше внимание: когда в конце прошлого года полетела очередная тяжелая «Ангара», во-первых, кто ее запускал с военного космодрома Плесецк и, во-вторых, как это всё пошло в прессу? О старте сообщила пресс-служба Министерства обороны, а не какие-то гражданские СМИ.
Министерство обороны должно иметь собственный тяжелый носитель для запуска своих нагрузок. В этом смысле совершенно не важно, будет ли эта ракета дорогой. Важно, что бы она летала и выполняла свою задачу.
А если на фоне развития ракеты «Ангара» будут разрабатываться еще какие-то новые экспериментальные системы, которые будут стоить копейки по сравнению с проектом «Ангара», я не вижу в этом ничего плохого. Я не рассматриваю это как дробление направлений, которое было несколько лет назад.
Если государство не будет это отдавать на откуп просто коммерческим фирмам, которые то ли сделают, то ли нет, если ставить задачу, я бы сказал, по-военному, тогда метановый двигатель у нас будет.
(теги пока скрыты для внешних читателей)