1. Война идей
  2. Неонацизм в Европе
Фёдор Кауфман / ИА Красная Весна /
Свое истинное лицо новые правые еще не показали, но его можно разглядеть за  высказываниями наиболее откровенных политиков

Для чего ультраправые в Европе заигрывают с Россией?

Изображение: Сергей Анашкин © ИА Красная Весна
Нацизм
Нацизм
Нацизм

Члены ультраправой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) обрушились с критикой на свою коллегу из-за поездки в Россию. Депутат от АдГ с русскими корнями Ольга Петерсен уехала в Россию, чтобы присутствовать на выборах в Госдуму в качестве независимого наблюдателя. Руководство партии сделало официальное заявление о том, что не имеет отношения к поступку своего депутата.

Коллеги Петерсен обвиняют ее в самовольном отъезде и в том, что она не участвует в предвыборной кампании в Германии. Также члены АдГ хотят выяснить, кто пригласил немецкого политика в Россию, когда ОБСЕ не посылала туда своих наблюдателей.

Достаточно знаковый эпизод. Известно, что Россия выстраивает отношения с АдГ. В декабре делегация этой партии приезжала в Москву и встречалась с министром иностранных дел Сергеем Лавровым. И вообще среди членов партии очень популярен Владимир Путин. Некоторые эксперты утверждают, что АдГ лоббирует российские интересы в Германии.

Однако в жизни АдГ есть эпизоды, которые трудно не замечать.

В 2016 году за антимигрантские высказывания из Европарламента были исключены два депутата от АдГ, которые предложили расстреливать мигрантов, чтобы остановить потоки нелегалов.

В 2017 году лидер фракции АдГ в Тюрингии Бьёрн Хёкке высказался по поводу памятника жертвам Холокоста в Германии «Мы, немцы, весь наш народ — это единственный народ в мире, который насадил памятники позора в сердце собственной столицы. До сих пор наше моральное состояние соответствует расположению духа полностью побежденного народа», — заявил немецкий политик.

В том же году сопредседатель АдГ Александр Гауланд призвал гордиться подвигом солдат вермахта: «У нас есть право вернуть себе свою страну и свою историю. Если французы по праву гордятся своим императором, а британцы Нельсоном и Черчиллем, то у нас есть все основания гордиться достижениями немецких солдат в двух войнах».

Известно также, что в партии есть совсем радикальное крыло, которое без всяких оговорок можно назвать неонацистским. Именно поэтому в марте 2021 года правоохранительные органы взяли под надзор «Альтернативу для Германии».

Любопытно, что при явной ультраправой идеологии АдГ наиболее популярна на территории бывшей ГДР. В Саксонии, Тюрингии, Бранденбурге, Мекленбурге — Передней Померании, Саксонии-Анхальт партия занимает вторые и третьи места в ландтагах. А согласно опросам, проведенным в августе этого года, АдГ является самой популярной партией в Тюрингии и может обогнать на предстоящих выборах СДПГ и ХДС.

Кстати, в бундестаге АдГ в этот раз может взять 105 мест. На прошлых выборах у партии было 91 место из 709. Таковы результаты предварительных опросов. Выборы в Германии пройдут 26 сентября.

Складывается следующая ситуация. Оппозиционная ультраправая немецкая партия делает вид, что хочет дружить с Россией. Каким-то образом это помогает партии привлечь избирателей на территории бывшей ГДР. А также в консервативной среде. Однако такие характерные эпизоды, как конфликт с депутатом Ольгой Петерсен, ясно показывают, что АдГ в привычной для правых манере занимается популизмом. И делает это достаточно успешно.

Российские политики при этом не гнушаются сотрудничеством с партией, члены которой позволяют себе неонацистские высказывания. Для российских чиновников, как известно, политика существует вне идеологии. АдГ пользуется этим и продолжает набирать очки среди тех, кто хочет снизить градус конфронтации между Россией и Германией.

Подобным образом себя ведет не только АдГ. Так, например, в последнее время среди русских в Эстонии все большую популярность набирает ультраконсервативная партия EKRE. С одной стороны, EKRE проводит националистические факельные шествия и требует от России территории. С другой стороны, основатель партии Март Хельме в 2020 году, будучи министром иностранных дел, заявил, что Путин является прагматичным политиком, с которым можно сотрудничать. Фактически за это он и лишился министерского портфеля. Весомой добавкой стала критика ЛГБТ, которую Хельме позволил себе в том же интервью.

EKRE умудряется одновременно делать политическую рекламу на русском и выдвигать в качестве кандидата на пост президента Хенна Пыллуааса, который предлагает выслать из страны всех граждан РФ. При этом русские в Нарве даже вступают в эту партию.

А есть еще более радикальный пример. Так, например, нацистское движение «Северное движение сопротивления», действующее активно на территории Северной Европы, в своей программе заявляет, что национал-социализм изменился, а русские перестали быть врагами Европы.

Вот такие политические и идеологические казусы. Конечно, их можно объяснить популизмом, в котором правые всегда являются лидерами. Европейские правые всячески пытаются противопоставить себя глобалистской либеральной элите. Здесь показное дружелюбное отношение к России органично сосуществует с евроскептицизмом, защитой традиционных ценностей, антимигрантской и антиковидной позицией неонацистов.

Но свое истинное лицо новые правые еще не показали. Пока что его можно разглядеть за отдельными высказывании наиболее откровенных политиков. Но если деятельность ультраправых можно объяснить политической борьбой, то поведение русских, проживающих в Европе, и российских политиков не до конца понятно.

Чиновники в постсоветской России всячески стремятся продемонстрировать, что они являются профессионалами, которые живут вне «идеологических заморочек». Однако неясно, понимают ли наши профессиональные политики, что невозможно оставаться патриотом в антифашистской стране и одновременно выстраивать отношения с ультраправыми? Или никакого профессионализма нет, как нет и понятия политической репутации?

А может быть, некоторым политикам в России представители правых сил просто близки по своей позиции? Конечно, правые привлекают многих, кто не хочет жить в глобальном мире разврата. Но нельзя же закрыть глаза на откровенный неонацизм, которым буквально пропитаны все правые партии Европы.

Подобные вопросы мы можем задать русским, которые комплиментарно относятся к таким партиям, как АдГ и EKRE. Почему они готовы поддерживать партии, занимающиеся примитивным политическим обманом? Они не видят, что правые еле сдерживаются, чтобы не начать восхвалять Гитлера и его пособников? И как мы видим, не всегда это получается.

Недавно Сергей Лавров заявил, что в мире ослабевает действие «прививки от нацизма». А соотносит ли министр это как-то со своей встречей с представителями АдГ? И есть ли понимание ответственности России в происходящем?