Свидетелями геноцида армян стали русские солдаты. Фоторепортаж из Петербурга
Мультимедийная экспозиция «Геноциду — нет!», организованная Армянской региональной молодежной ассоциации и размещенная на первом этаже Исторического парка «Россия — моя история» в Санкт-Петербурге, начинается с раздела, рассказывающего о Русско-турецкой войне 1877-1878 годов.
К середине XIX века на территории Западной Армении и в других частях Османской империи проживало около 2,5 млн армян, которые подвергались экономической, политической и религиозной дискриминации. Пойдя навстречу обращениям армянских общественно-политических кругов Османской империи, победившая Россия включила в Сан-Стефанский договор 1878 года статью 16, согласно которой Турция обязывалась осуществить необходимые реформы в Западной Армении.
18 сентября 1895 года армяне организовали в Константинополе мирную демонстрацию с призывами осуществить реформы, разработанные Англией, Францией и Россией. На демонстрантов напали — в нападениях участвовала полиция, но не только. В тот день были убиты около двух тысяч армян. С этого погрома началась резня в провинциях Западной Армении. Жертвами геноцида в 1894–1896 годах стали не менее 200 тыс. армян. Тысячи армян были насильственно обращены в ислам, десятки тысяч были вынуждены покинуть родину.
Армянская трагедия отозвалась в русских сердцах. Российский правовед Григорий Джаншиев в ноябре 1896 года посетил прилегающие к турецкой границе местности, заполненные беженцами. Вернувшись в Москву, он развернул деятельность по изданию благотворительного сборника «Братская помощь пострадавшим в Турции армянам» с целью сбора средств в пользу армянских беженцев. В сборнике участвовали Владимир Короленко, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Лев Толстой, Константин Бальмонт, Владимир Соловьев и другие представители русской интеллигенции. Сборник был снабжен значительным количеством иллюстраций и фотографий.
26 января (8 февраля) 1914 года в Константинополе было подписано русско-турецкое соглашение по армянским реформам, согласно которому армяне должны были получить довольно широкую автономию в области управления, судопроизводства, употребления родного языка при контроле со стороны европейских держав и прежде всего — России. Программа осталась на бумаге, а стоящая у руля в Османской империи партия младотурок с началом Первой мировой войны примкнула к австро-германскому блоку и продолжила геноцид армян, отказывавшихся сражаться против России. Свидетелями геноцида стали русские солдаты, шедшие по следам отступавших турецких войск. Они находили изуродованные трупы и сожженные дома армян. Эти события отражены в письмах, воспоминаниях, фотографиях.
«С высоких скалистых берегов глубокого ущелья, насколько хватало глаз на юг и на север, по нему частыми пятнами лежали трупы людей. Разъезд спустился вниз. Картина еще более страшная, чем она представлялась сверху. Женщины и дети, одиночками и маленькими группами, видимо, семьями, устлали весь путь по ущелью. Изредка попадались мужчины-армяне у своих арб, без буйволов и разграбленных. Все взрослые — с перерезанными горлами, мужчины — со связанными назад руками, дети убиты в голову острыми молотками. Все трупы подожжены», — свидетельствовал кубанский казак, участник Первой мировой войны на Кавказском фронте Федор Елисеев.
Представлены в экспозиции также материалы по Ванской самообороне — оборонительных боях армянского населения города Ван и окрестных сел против турецких погромщиков в апреле-мае 1915 года. Ванская самооборона длилась с 7(19) апреля по 3(16) мая 1915 года до вступления в город русских войск и армянских добровольцев. В рядах обороняющихся сражалось немало женщин и подростков.
В ходе Первой мировой войны с первых дней начала военных действий на Кавказском фронте в поисках спасения десятки тысяч западных армян вынуждены были стать беженцами. На территории Восточной Армении и на Кавказе было сконцентрировано около 250-300 тыс. беженцев, в том числе около 25-30 тыс. сирот. Оказанная в 1915–1917 годах российскими и российско-армянскими организациями помощь беженцам продовольствием, медикаментами и врачами внесла значительный вклад в дело спасения их от голода и болезней.
Глава Совета армянской национально-культурной автономии Петербурга Карен Мкртчян объяснил, почему проводится выставка о геноциде армян:
«Я всегда являлся и являюсь сторонником диалога с нашим соседом Турцией, а также диалога с Азербайджаном. Весь вопрос в том, что диалог должен быть обоюдным, и всё должно происходить не в ущерб исторической памяти. Потому что на вопрос „Почему мы говорим о геноциде?“, можно ответить: „Потому что мы не похоронили полтора-два миллиона своих соотечественников, и они с того света взывают к нашей совести“».
Один из разделов экспозиции посвящен отражению геноцида армян в русской литературе. Многие русские поэты-современники событий откликнулись на попытки Османской империи уничтожить целый народ. Трагедии армянского народа посвящены стихи Валерия Брюсова, Алексея Кулебякина, Серегя Городецкого и других авторов.
Авторы экспозиции отмечают наличие многих фактов, свидетельствующих о том, что параллельно с массовыми погромами и депортацией армянского населения младотурецкое правительство в Османской империи стремилось уничтожить также материальные доказательства армянской цивилизации. Истреблялось армянское духовенство, уничтожались церкви и монастыри, средневековые рукописные книги, учебники, армянские культурные ценности продавались по ничтожной цене. На выставке можно увидеть фотографии руин храмов, прочитать свидетельства очевидцев.
Мультимедийную экспозицию сопровождает фотовыставка, рассказывающая о жизни и быте армян Западной Армении до 1923 года. Здесь представлены семейные портреты, фотографии армянских ремесленников, музыкантов, народных праздников и многое другое.
Геноцид армянского народа на территории Османской империи признан и осужден многими государствами, в том числе и Россией. 14 апреля 1995 года Государственная дума единогласно приняла заявление «Об осуждении геноцида армянского народа в 1915-1922 годах».