Землетрясения в Турции — что говорят ученые
Ученые по-разному оценили прошедшие один за другим разрушительные землетрясения, вызвавшие большие разрушения и гибель тысяч людей в Турции и Сирии. ИА Красная Весна собрала комментарии исследователей, взятые журналистами разных изданий по горячим следам 6 февраля в день землетрясения.
Практически все исследователи не сомневаются, что два землетрясения магнитудой более 7 связаны друг с другом, однако по-разному оценивают возможную связь.
«Эти два события почти наверняка связаны», — прокомментировал землетрясения глава отдела наук о Земле в Даремском университете в Великобритании Марк Аллен в комментарии The Financial Times. «Сброс напряжения в одной зоне разлома может вызывать напряжение в другой, где оно затем рассеивается в виде другого землетрясения».
Схожей позиции придерживается и Дэвид Ротери из Открытого университета, Великобритания. Он также считает, что первое землетрясение послужило тригером для второго. «Как только он дергается в одном месте, это похоже на цепную реакцию, начинает дергаться в других местах», — описал он ситуацию в комментарии изданию News Scientists.
Кэтрин Моттрам, старший преподаватель структурной геологии и тектоники в университете Портсмута предложила подождать, пока будут обработаны данные. «Геофизики смогут реконструировать, где именно произошло движение вдоль разлома, восстанавливая события на основе данных, собранных сейсмографами в регионе, поэтому в ближайшие дни и недели должно появиться больше информации о том, что именно произошло», — заявила она журналистам The Financial Times. Моттрам провела параллели между геологическими условиями в Турции и в Северной Америке, где разлом Сан-Андреас, по ее словам, очень похож на турецкие разломы.
Реми Боссу, глава Европейско-средиземноморского сейсмологического центра также указал на вероятную взаимосвязь двух стихийных бедствий, однако отметил их уникальность. Отвечая на вопросы журналистов Sky News, он назвал землетрясения в Турции необычными: «Традиционно мы наблюдаем главный толчок, а затем афтершоки, которые следуют по той же зоне разлома. Они меньше по величине и близки в пространстве. Здесь второе землетрясение — сегодня утром, магнитудой примерно 7,6 — почти такое же сильное, как первое, и оно произошло во второй системе разломов. Итак, если вы посмотрите на афтершоки… Восточно-Анатолийский разлом — и второй по второму разлому. Это совершенно другая система. Это не афтершок, это второе [землетрясение], которое было вызвано первым. Это необычно, мы называем это последовательностью землетрясений».
По мнению сейсмологов, следует ждать новых, уже не таких разрушительных подземных толчков в течение долгого времени. «Эти землетрясения могут длиться до года», — предупредил ведущий сейсмолог Турции, директор исследовательского центра землетрясений в Стамбульском университете Богазычи доктор Халук Озерер. Беседуя с журналистами The Telegraph, он отметил, что после двух разрушительных землетрясений было зафиксировано еще 100 афтершоков — меньших по амплитуде колебаний почвы после землетрясения.
По данным Геологической службы США (USGS), значительных афтершоков с магнитудой не менее пяти было 13, об этом сообщает Daily Мail со ссылкой на геолога-исследователя USGS Алекс Хатема. По ее мнению, и второй значительный удар стихии магнитудой 7,5 мог быть афтершоком. «Конечно, ожидается больше афтершоков, учитывая размер землетрясения, — заявила она. — Мы ожидаем, что афтершоки продолжатся в ближайшие дни, недели и месяцы».
Российский ученый, директор Института теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН Петр Шебалин объяснил, что на территории, где произошли землетрясения, находятся два разлома. Они и стали причиной землетрясений.
«Анатолийская плита, которая охватывает территорию Турции и некоторых других стран, движется на запад вдоль Северо-Анатолийского разлома и с юго-востока вдоль Восточно-Анатолийского разлома. Сейчас землетрясение произошло как раз на Восточно-Анатолийском разломе. Там землетрясений такой силы давно не происходило, в последние сто лет там не было землетрясений, магнитудой близких к 8-ми», — пояснил ученый в интервью радио Sputnik.
Он также отметил, что прогнозировать землетрясения не удается из-за множества факторов и крайней неустойчивости всей системы. «Развитие любого неустойчивого состояния прогнозировать достаточно трудно», — пояснил Шебалин.
Заведующий лабораторией неотектоники и современной геодинамики Геологического института РАН, кандидат геолого-минералогических наук Егор Зеленин в интервью «Аргументам и фактам» подчеркнул, что регион, в котором произошло землетрясение, уникален по многим параметрам. В частности, там наблюдается интенсивное движение литосферных плит, и при этом живет много людей, чем и обусловлено большое число жертв.
«В этом районе Турции проходит граница двух литосферных плит, Аравийской и Анатолийской. В районе землетрясения Аравийская плита выталкивает Анатолийскую на запад. Большая часть этой границы проходит по морскому дну, дальше она выходит на сушу и в восточной части Турции разделяется. Там, где она идет по суше, сильные и частые землетрясения сконцентрированы в очень узкой полосе. Катастрофические землетрясения там и раньше происходили», — рассказал Зеленин.
Он допустил, что последствиями произошедших землетрясений могут стать новые дальше по разлому.
«Новые землетрясения (афтершоки) возникают в очаговой области главного землетрясения. Кроме того, крупное землетрясение может спровоцировать аналогичные в соседних сегментах той же зоны разломов, такие случаи хорошо изучены в Северной Турции. В данном случае аналогичным сценарием будет продвижение сейсмичности либо на юг, либо на северо-восток», — предположил ученый.
Однако вызывать землетрясения в других областях земного шара турецкое стихийное бедствие вряд ли сможет. По крайней мере, таких зависимостей до сих пор зарегистрировано не было, подчеркнул собеседник издания.