А так ли уж нужно Швеции получить от Турции согласие на вступление в НАТО? 

Что стоит за шведской провокацией с сожжением Корана. Самое главное

Василий Поленов. Два турецких солдата (Турецкий аванпост). 1880
Василий Поленов. Два турецких солдата (Турецкий аванпост). 1880
Василий Поленов. Два турецких солдата (Турецкий аванпост). 1880

21 января в Стокгольме в полусотне метров от посольства Турции состоялась провокация: известный ультраправый экстремист и провокатор Расмус Палуден публично сжег Коран.

Место акции вблизи посольства Турции было выбрано неслучайно, в ходе мероприятия звучали обвинения в адрес турецких властей.

Палудан и шведские власти

Это далеко не первая подобная акция Палудана и его антиисламской партии «Жесткий курс», созданной в 2017 году. В 2019 году он осквернил Коран на акции в Копенгагене, что привело к массовым беспорядкам. В июне 2020 года на одной из акций Палудана полиция ранила мужчину, который был недоволен действиями экстремиста и угрожал ему ножом.

Читайте также: Свобода для экстремизма, или Почему в Швеции можно оскорблять верующих

В октябре 2020 года политик, уже осужденный за уничижительные высказывания о мусульманах, создал антимусульманскую церковь Sankt Jakob Maurerdræberens Kirke и назначил себя архиепископом. В ноябре 2020 года Палудана задержали в Париже за попытку сожжения Корана в мусульманском районе города. Тогда же аналогичная акция сторонников Палудана была пресечена в Бельгии.

Власти Швеции на провокации Палудана смотрят несколько иначе, давая санкцию на их проведение и даже предоставляя провокатору охрану. Но так было не всегда. Еще в августе 2020 года он был выслан из страны за публичное надругательство над Кораном в Мальмё, что вызвало массовые беспорядки. Однако уже в декабре 2021 года он получил разрешение на проведение антиисламской акции в Салеме.

В феврале 2022 года он публично сжег Коран в Гётеборге, а в апреле устроил целый «тур по сожжению Корана», каждый раз получая в виде охраны полицию. Тогда в ходе последовавших беспорядков было сожжено 20 машин полиции, пострадало 14 гражданских лиц и 26 правоохранителей.

Аналогичный тур повторился и в мае 2022 года. На акции 13 мая в Эребру провокатора охраняли 100 полицейских и 10 сотрудников шведской службы безопасности в штатском. Стоимость мероприятий по охране Палудана только на этой акции оценили в $220 тыс. (15 млн руб.). Скандальные акции экстремиста продолжились и летом 2022 года.

Несмотря на то, что действия провокатора раз за разом возбуждают массовые беспорядки, власти Швеции не только не запрещают, но даже поощряют действия Палудана, каждый раз согласовывая его мероприятия и выделяя для них дорогостоящую охрану.

В качестве оправдания такой позиции выдвигаются принципы свободы слова. Однако трудно увидеть свободу слова в систематическом издевательстве и надругательстве над религией и ее священными текстами. Очевидно, что речь идет об определенного рода политике. И в Турции, которая стала последним «объектом атаки» Палудана, это хорошо понимают.

Реакция Турции

Турецкие власти не стали ждать акции Палудана у посольства страны в Стокгольме и стали действовать заблаговременно. Когда стало известно, что акция согласована шведскими властями, Турция официально потребовала от Швеции запретить ее проведение.

Посол Швеции в Анкаре Стаффан Херрстрем был вызван в турецкий МИД, а затем и вовсе был выслан из страны. Стокгольм озабоченность Турции проигнорировал.

В этом смысле примечательно заявление премьер-министра Швеции Ульфа Кристерссона, выступившего с осуждением сожжения Корана уже после того, как оно состоялось: «Свобода слова — это фундаментальная часть демократии. Но то, что законно, не обязательно приемлемо. Сожжение книг, которые сакральны для многих, — это глубоко неуважительный поступок».

Шведский премьер, таким образом, дал понять, что власти Швеции не намерены каким-либо образом препятствовать Палудану и будут и дальше предоставлять ему все возможности для оскорбления мусульман и разрушения турецко-шведских отношений.

Провокация Палудана вызвала бурную реакцию турецкого общества — и власть, и оппозиция однозначно осудили провокатора.

Резкие заявления сделали не только представители правящей Партии справедливости и развития и ее союзницы — ультраправой Партии националистического действия, но и прокурдской либеральной Народно-демократической партии (HDP).

«Мы решительно осуждаем нападение на Священный Коран в Швеции. Нападки на верования и святыни не могут быть оправданы никакими причинами. Мы против всякого рода действий, которые разъединяют народы и верования и делают их враждебными», — заявил сопредседатель HDP Митхат Санкар.

Лидер оппозиционной партии «Будущее», экс-глава правительства Турции и бывший соратник Эрдогана, Ахмет Давутоглу потребовал от властей Швеции «предпринять необходимые шаги против исламофобии» и наказать преступников.

Представитель крупнейшей партии оппозиции, Народно-республиканской партии (CHP), в парламентском комитете по международным делам Юнал Чевикёз назвал действия Палудана «преступлением на почве ненависти» и дал понять, что членство Швеции в НАТО несовместимо с подобного рода политикой.

Акцию Палудана осудили и в Патриархате армянской церкви Турции, в Партии перемен (TDP), в Лейбористской партии, в партии «Ватан», в Стамбульском сирийском фонде «Кадим» и других организациях.

22 января по призыву управления по делам религии Турции 90 тысяч мечетей страны посвятили утренний намаз защите священного Корана. Также в этот день в Анкаре прошла акция протеста провластного Турецкого молодежного фонда TUGVA перед посольством Швеции.

Разрушение перспектив на вступление Швеции в НАТО

Наиболее болезненный итог провокации Палудана — это разрушение перспектив вступления Швеции в НАТО, которое невозможно без одобрения турецкого парламента.

27 января вопрос расширения НАТО должен был обсуждаться в Турции на переговорах министра обороны страны Хулуси Акара с шведским коллегой Полом Йонсоном, однако 21 января турецкая сторона в связи с провокацией у посольства в Стокгольме отменила встречу как утратившую смысл.

23 января официальный ответ на действия Швеции должен обсуждаться на заседании парламента Турции под председательством Эрдогана.

Член правящего парламентского альянса, лидер Партии националистического действия Девлет Бахчели заявил, что в свете оскорбительных действий Стокгольма турецкий парламент не одобрит присоединение Швеции к Североатлантическому альянсу.

Акция Палудана в этом смысле не является единственной провокацией. Неделей ранее, 14 января, в Стокгольме состоялась скандальная акция курдов, в ходе которой на мосту в центре шведской столицы было подвешено чучело президента Турции Реджепа Эрдогана, и акция также была согласована властями страны.

Помимо этого, в Анкаре не раз указывали на то, что Швеция не выполняет условия турецко-шведско-финского меморандума о вступлении в НАТО, в рамках которого Стокгольм должен был изменить политику в отношении беспокоящих Турцию курдских «террористических» организаций.

В связи с вышеизложенным закономерно возникает вопрос: а так ли уж нужно Швеции присоединяться к НАТО?

Формально Стокгольм демонстрирует полную «евроатлантическую солидарность» и лояльность лидеру НАТО — США, однако реально делает все, чтобы вступление в НАТО не состоялось. Ведь если согласие Турции действительно так важно, шведским властям не составило бы труда прекратить на ограниченный период времени публичные надругательства над исламом и прямые оскорбления президента Турции.

Все это свидетельствует о том, что здесь, вероятно, ведется более сложная игра. И среди западных союзников есть как сторонники усиления НАТО и консолидации Европы под руководством США, так и противники усиления американской гегемонии, в числе которых некоторые эксперты называют Великобританию. Швеция, подав заявку на вступление в НАТО, формально находится в лагере первых. А реально — действует в интересах вторых.

Возможен и другой вариант, при котором власти Швеции надеются на скорую «тотальную» смену власти в Турции в ходе президентских и парламентских выборов, которые назначены на 14 мая. Легко можно ожидать, что прозападная «кемалистская» оппозиция, прийдя к власти в Турции, окажется куда более покладистой, чем Эрдоган. И надругательства над исламом не станут для нее столь раздражающим фактором.

Однако такие надежды выглядят чересчур уж легкомысленными: несмотря на ухудшение экономической ситуации в стране, Эрдоган остается очень сильным и опытным турецким политическим тяжеловесом и отдавать власть оппозиции не собирается.